Какой смысл лгать,
если того же результата можно добиться,
тщательно дозируя правду? (Уильям Форстер)
Этимология слова «ложь» чрезвычайно проста: оно произошло от древнерусского слова «лыжа», что значило «ложная весть». Соответственно, глагол «лгать» звучал как «лыгать». Отсюда и прекрасные русские фамилии, такие как Залыгин, Перелыгин и тому подобные, которые, по мнению историков, первоначально закреплялись за теми достойнейшими членами деревенского мира, чьё воображение было несколько более развито, нежели у их соседей.
Ложь (‘неправда, намеренное искажение истины’) - именное образование от глагола лежать - относится к одному и тому же этимологическому гнезду, что и слова лжа (диал. ‘ложь’), ложе, лгать, лезть, лоза, лагерь, логово и др., восходящих к и.-е. корню *legh- (*logh-) - ‘класть’, ‘быть больным, слабым’, ‘лежать’.
Значение глагола лежать Далем определяется как ‘находиться в положении по уровню, поперек отвеса’. Словарь Ушакова дает несколько значений этого слова, но два первых (надо полагать, прямых, исходных) - следующие: «1. О человеке: находиться в горизонтальном положении, быть распростертым на чем-н. … 2. О предметах: находиться, быть помещенным на какой-н. поверхности в неподвижном положении». Таким образом, «ложь» (по корню глагола) - это то, что лежит на поверхности. Ложь специально «кладут на поверхность», как бы «выставляют напоказ», чтобы скрыть правду, чтобы все поверили, что именно это - правда, а не то, что находится глубже, под поверхностью, то, что еще надо проведать, узнать.
О том, кто уверен в своем каком-либо знании (знании того, что есть на самом деле), в народе говорят, что он «стоит на правде», «стоит за правду горой», что он «стойкий», «сильный», «несгибаемый», т.е. «прямой». А тот, кто слабый, сгибаемый, согнутый - тот «кривой», тот может «кривить душой», т.е. говорить не правду, а кривду, ложь. Ложь всегда хочет скрыть правду и потому всегда «лежит» на правде. Однако, и это в народе знают, «Кто правду хранит, того бог наградит».
Существует множество пословиц и поговорок о правде и лжи, приведём ещё несколько, иллюстрирующих наши рассуждения, «Правда у Бога, а кривда на земле», «Правота - что лихота: всегда наружу выйдет», «Истина от земли, а правда с небес» (псалт.), «Всяк правды ищет, да не всяк ее творит», «Кто правды ищет, того Бог сыщет».
Хочется привести в пример ложь-притчу:
Закончив службу, священник объявил:
- В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди объявил:
- Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все присутствующие подняли руки.
- Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал священник. - У Марка нет семнадцатой главы.
Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет.
Известно, что человек уже на ранних этапах развития проявляет способность избегать неприятных эмоций со стороны агрессивного окружения с помощью маскировки и приспособления. Недоброжелательные интонации, крик, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения воспринимаются ребенком как акты враждебности уже с первых недель жизни и достаточно быстро у него развиваются защитные механизмы.
У детей появляется стремление скрыть неблаговидные, с точки зрения взрослых, поступки, они начинают прибегать к умолчанию факта их свершения или к прямому отрицанию того, что ими сделано, то есть начинают использовать ложь по отношению ко взрослым.
Часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другими делами. Такая «бытовая» ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки с совестью.
Ещё одна притча о лжи:
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: "Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Он не простой, а волшебный - он проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг тот провалился. "А ведь я тебя обманул, - сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег.- Волшебных мостов не бывает. Порой наши необдуманные слова еще и не к таким последствиям приводят.
Лживость - форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности.
У лжи существует множество лиц(видов), разберем 5 из них (остальные описаны в приложении):
1.Шутка. Шутка - это ложь, используемая для развлечения. Пример: «У вас вся спина белая».
2.Белая ложь. Человек не хочет сказать правду, так как она заденет чьи-либо чувства, что в свою очередь принесет ему неудобство. Белая ложь обычно произносится, чтобы не обидеть или не огорчить кого-либо; например, не слишком привлекательной девушке сообщают, что она «очень даже ничего» или Врач, сообщающий смертельному больному об улучшении в состоянии его здоровья.
3.Застенчивая ложь. То же самое, что белая ложь, но управляемая изнутри. Единственное, что говорящий может потерять, сказав правду, это уважение слушателя. Пример: Человек, говорящий, что поддельный «Ролекс» на руке, является оригиналом.
Сюда можно отнести лесть. лесть - приписывание кому-либо достоинств, которыми этот человек в действительности заведомо не обладает, или чрезмерное преувеличение реально имеющихся у него достоинств. Но между белой ложью и лестью есть принципиальное различие: белая ложь не всегда осуждается и в ряде культур является нормой, тогда как лесть порицается повсеместно и всегда признаётся противоречащей нормам морали. Лесть в большинстве случаев однозначно расценивается как вид лжи (сравним поговорку: «Льстец - тот же лжец»). Классический пример лести показан в басне Крылова «Ворона и лисица».
4.Наступательная ложь. Это единственная ложь, в которой лгущий имеет намерение извлечь какую-то выгоду, которую нельзя получить другим путем. Пример: Завышение способностей, размера состояния, и т.д.
5.Защитная ложь. Вот это и есть обычная ложь. Человек не может сказать правду, потому что она ему повредит. Пример: Преступник, мошенник, скрывающий свои действия или намерения.
Легко назвать неискреннего человека лжецом, если он вам отвратителен, но трудно использовать это слово по отношению к человеку, который, несмотря на свою явную лживость, нравится вам или вызывает у вас восхищение.
Вынужденная ложь
Казалось бы все ясно: Истина - это хорошо, ложь - плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь стало даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.
Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведем примеры; Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (Быт. 27, 6-8). Преподобный Ефрем Сирин прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлен и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда.
Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, - что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. - нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами такая ложь есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.
Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционное время священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему женщину с красным флагом, вооруженную револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется свящ. Петровым, как “святая ложь”2.
Дабы найти ответ, придётся, не удовлетворяясь поверхностным взглядом на “вынужденную ложь”, исследовать самые ее корни, ознакомиться с суждением Священного Писания и вот тогда уже, попытаться сформулировать единственно верное отношение к “благой лжи”.
К истокам лжи
Когда возникла ложь? - Тогда же когда возникло зло. Бог зла не творил, зло - это, собственно, уклонение твари от Божественного добра.Уклонилась, разумеется, в поисках ложного неистинного добра. Началоположником этого уклонения стал самообольстившийся падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт. 3). Как он сделал это? Он прельстил их ложью.
Ложь, равно как и всякое зло и всякий грех - это “творение” сатаны. Обладает ли сие “творение” какой-то самодостаточной сущностью? Нет, не обладает - это всего лишь извращение божественного творения. Вдумаемся в значение слова ложь. Ложь это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякаго зла. Не будь грех и зло льстивы и лживы - никто бы не польстился бы на них, ибо в действительности они мерзки и отвратительны.
Наши прародители обманутые диаволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества. Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь стала для человека как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (Рим. 3, 4). Таким образом с одной стороны - диавол побуждает людей ко лжи, с другой - падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнем именно ко всякой: не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.
Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православние отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Библия. Она утверждает, что “всякая неправда есть грех” (1 Иоан. 5, 17;)
Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч. 6, 16-19; Числ. 23, 19). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи. В ветхозаветный перевод ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. “И сказал Господ Моисею, говоря:...не лгите и не обманывайте друг друга” (Лев. 19; 1, II). Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя".
О нравственном идеале Христианства
С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и веровать в живую Истину. В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.
В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально-чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни сей идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Матф. 5, 37) «Но да будет слово ваше: «да,да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».
Дабы понять с какой серьезностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лук. 22, 54-62). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? - в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.
отец лжи, непрестанно воздвигал и воздвигает против Церкви Божией лже-учителей, лже-пророков и лже-апостолов - всевозможных еретиков. А в конце времен выйдет на бой с Церковью Агнца главный приспешник сатаны лже-мессия - антихрист.
Из сказанного вполне ясно почему христианам в святой борьбе за Истину не следует прибегать ко лжи, как к оружию зла, ибо как сказал авва Пимен: “зло никаким образом не истребляет зла”13.
О несовершенстве человеческой добродетели и о путях ее совершенствования
Все случаи, - когда кто-либо прибегает ко лжи спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви - безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели.
Ибо вынужденная ложь это все-таки ложь, а всякая ложь - грех. Преп. авва Дорофей так говорит об этом: “Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большего смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться безпечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев”2'. Иными словами святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.
Какой же путь, по учению Православной Церкви, ведет к очищению человеческой добродетели от примеси лжи, тщеславия, и прочей нечистоты? Это путь духовного совершенствования, соработничества с Богом в деле собственного спасения. По мере очищения человеческой души от страстей - очищается и человеческая добродетель. Человек,стяжавший благодать Духа Святаго, уже почти совершенно освобождается от плена плоти и потому его дела, его добродетель становятся светом миру, светом в котором уже нет никакой тьмы.
Крещение и миропомазание это та грань, которая отделяет ветхого человека от нового, это дорога в жизнь вечную. Но тот, кто после крещения не подвизается на поприще духовного самосовершенствования - бывает не способен удержаться на высоте нравственных требований евангельского закона, впрочем, он и не стремится к этому. Такому человеку его обновление крещением вменится в осуждение, ибо он будучи рожденным во Христе, возвращается к жизни по плоти, и тем самым становится лжецом перед Богом. Вот что говорит об этом Свят. Тихон Задонский: “лжет христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковый всяк есть, который по крещении святом беззаконует и к суете мира сего прилепляется”.
Итак, следует помнить, что возвращаясь ко лжи мы делаем уступку плоти и даже если эта уступка вынужденная, это все-таки, хотя и малое, но отступление от жизни во Христе.
Некий святой старец сказал: “ложь - это ветхий человек, а истина - новый человек”. “Ложь от плотского рождения и плотского мудрования”, - писал Свят. Тихон Задонский.
Каковы же плоды всякой лжи для духовной жизни христианина? По словам того же Святителя: “Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь”.
Даже самая “лучшая” ложь - для спасения кого-либо - не может быть боговдохновенна, и в лучшем случае она есть плод человеческой душевности, но не духовности. Подобные случаи вызывают у людей понимание и даже преклонение, и справедливо, ибо совершаются они ради человеков, но не ради Бога. Ибо ради Бога можно говорить только истину, но нельзя лгать ради Бога.
Прежде чем продолжить, рассмотрим еще одну притчу:
С незапамятных времён у дороги, что ведёт из порта Трёх Земель к старому городу Алый - столице волшебной страны Сказка, жила лужа по имени Дёма. Её отец майский дождь и мать утренняя роса с самого рождения не помнили свою дочь, ребёнка случайной, мимолетной любви, а Дёма не помнила их.
Проходили дни, года Дёма росла, набираясь сил и мудрости, из дня в день слушая торговцев, что везли свои товары или путников, путешествующих налегке. Обрывки слов, смех, плач, даже кровь,- её жизнь состояла из этого.Дёма встречала и провожала каждого, от каждого получала крупицы нового. Но вместе с тем не замечала: как из под колес телег, ног людей поднималась пыль и грязь, находились такие, что даже кидали в неё мусор. Поверхность Дёмы стала давно уже не прозрачна, а чистый воздух вокруг сменился ужасным запахом гнили.
А через дорогу напротив пророс молодой Лютик, шутник ветер принес его семечко с дальнего поля и бросил посмеявшись на обочину. Лютик не был красив и никто не обращал на него внимания, но однажды утром Дёма, очнувшись от сна, вместо лютика увидела Розу. Белый, прекрасный цветок. Проходивший мимо ранний путник остановился, пораженный и удивленный его красотой, ласкал нежные листья, и улыбался своим мыслям. На прощание он, совсем близко приблизившись к цветку, вдохнул его аромат:
- Так прекрасен его запах! Жаль что его портит вонь от лужи напротив - с сожалением пробормотав, ушел, улыбаясь и что то напевая сам себе.
- «Вонь от лужи»!? Я? … я не могу, нет! - Дёма плакала и провела этот день в горьких мыслях, каждый, кто прошел мимо, сказал как она безобразна и противна. Зашло солнце, и вместо прекрасной розы как и прежде оказался Лютик.
- Что? Он лгал, он не роза! Он Лютик! - воскликнула она, опечалившись добавила:
- А я? я грязная и смердящая лужа - и вновь тихо заплакала.
- Но если он, то и я тоже могу обернуться кристальной! Радовать и давать живительную влагу утомленным дорогой путникам! Но это значит лгать? Жизнь в обмане каждый день! Как это низко и подло! Нет, никогда - решила она и облегченно заснула.
Так минули дни, люди по-прежнему улыбались цветку и бранились на Дёму, только один путник задумчиво посмотрел на неё, не обронив ни слова ушел. До заката он вернулся, держа за узды запряженную в телегу лошадь. В телеге через края ссыпался речной песок, человек сноровисто принялся за работу и до темноты от лужи не осталось и следа.
Настала ночь, Лютик грустил, он не мог понять, как можно ставить выше всего свои «никчемные» принципы и не приносить радости и пользы другим.
О чем эта притча?
Подумаем, как часто мы пытаемся показаться людям лучше, чем мы есть на самом деле. Но задумаемся, насколько то, что мы делаем нужно Богу, как мы при этом выглядим в Его глазах…
Каково же отношение Бога к греху лжи?
1. Господь ненавидит ложь
Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые,язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Притчи 12:22 «Мерзость г - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему».
2. Праведные призваны...
• Ненавидеть ложь (Притчи 13:5 «Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя»);
• Избегать лжи и отвергать ложь (Софония 3:13 «Остатки Израиля не будут делать неправды,не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их», Ефесянам 4:25 «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу»);
• Не оказывать уважение лжецам и не искать их расположения (Псалтирь 39:5 «Блажен человек , который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи
• Молиться за избавления от этого греха (Псалтирь 118:29 «Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне» Псалтирь 119:2 «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого»).
Отношение Бога ко лжи и обману :
3. Нечестивые, в соответствии с Божьим Словом,
• Любят ложь (Псалтирь 51:5 «...ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду»);
• Прибегают к её помощи (Псалтирь 61:5 «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи:устами благословляют, а в сердце своем клянут»)
• Ищут её (Псалтирь 4:3 «.. .доколе будете любить суету и искать лжи?»);
• Прислушиваются к ней (Притчи 17:4 «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного»).
3. Наказание за ложь
Ложь является грехом. А каждый грех наказуем. За ложь Господь наказывает очень строго: Притчи 6:12-15«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время сеет раздоры. За то внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления»
Кроме того, Библия предупреждает всех лжецов о том, что...
• Лжецы Царства Божия не наследуют: Откровение 21:27 «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Откровение 22:14-15 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужипи, и всякий любящий и делающий неправду»;
• Лжецы будут исторгнуты в огненное озеро: Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц,и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь - в озере, горящем огнем и серою. Это- смерть вторая»;
• Лжецов ожидает погибель: Псалтирь 5:7 «Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного гнушается Господь». Эта погибель придёт от Господа!
• Пощады лжецам не будет: Притчи 19:5 «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется».
• Лжецу закрыт доступ к общению с Господом: Псалтирь 23:3-5 «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему), - тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего».
В теории так всё просто и понятно: не лги. Но на практике дело обстоит намного сложнее. Что же делать? Нужно стараться создавать для себя такую обстановку и атмосферу, в которой нам бы не приходилось лгать. Ложь является замыкающим и размыкающим звеном в цепочке наших грехов. Ложь либо прикрывает сделанные нами грехи, либо является первым шагом к совершению очередного греха. Так будем старайться не делать того, за что нам будет стыдно перед Господом Богом, людьми и самим собой, и тогда мы не будем попадать в ситуации, выход из которых возможен только при помощи обмана. Будем старайться не грешить и не делать таких поступков, которые нам бы пришлось прикрывать ложью.