Еле переборов лень, спустя полтора месяца решился-таки немного написать о нынешней экспедиции в Туву. Пока только про заезд, посмотрим, как пойдёт дальше, ибо очень нудное это дело. Вот что пока получилось:
Получив наконец разрешение на выезд, в июле этого года мы выехали в Туву. Маршрут заезда пролегал по территориям Красноярского края, республик Хакасия и Тува. Всего порядка 1200 км.
Заезжали двумя партиями: основной груз и большая часть отряда со мной - первая партия, остатки груза и отряда с начальником (он за пару дней до выезда сломал руку и ему нужно было ещё на неделю задержаться в городе) - вторая. Заезжали на трёх автомобилях: 1) УАЗ с людьми, 2) Урал с досками, брусом и бензином, 3) ЗИЛ с продуктами, аппаратурой и лагерным скарбом. Итак,
.
Погода в ту пору выдалась пасмурной и пока ехали по Красноярскому краю, нас пару раз проливало дождём.
В Хакасии ситуация стала чуть повеселее.
Где-то под Абаканом остановились подождать грузовики, но они шли долго, поэтому там же и заночевали. Кто-то в УАЗе, кто-то в кузовах грузовиков. Я спал под тентом ЗИЛа. Было мокро, холодно и комарно.
Наутро стало совсем весело, вышло солнце. Поехали дальше уже все трое вместе - никто не уходил от остальных машин далеко.
В этом году с нами ехали студенты местного монтажного колледжа, приезжие студенты с исовского геологоразведочного техникума (где-то под Екатеринбургом который находится) и несколько взрослых рабочих.
Пара наших машин на заправке.
Чем глубже заезжали в Хакасию, тем сильней проявлялся местный колорит и площе становились горы.
Правда чем ближе к Туве, тем эти же самые горы становились круче и лесистей.
А на самой границе с Тувой так вообще крутяк.
Так как любая мало-мальская горка у местных почитается как святая, то в таких места постоянно много туристов.
Спустившись с перевала мы оказались в Туве, но ехать было ещё далеко, поэтому остановились на вторую ночёвку у ближайшей реки. У этой же реки, но ниже по течению позднее станет наш лагерь. Река называется Алаш. На очередное утро погода наладилась окончательно, и встав раньше всех я решил немного прогуляться и пофотографировать.
Подумав немного, решил залезть на горку с прошлой фотки.
Ну и сам мост.
Дальше уже поехали по самой тувинской Туве как она есть.
Ехали мы по историческому району Тувы, где в 1880-х года происходило освободительное восстание тувинцев против монгол. Поэтому на каждой горке и перекрёстке можно было видеть паятник, посвящённый этому событию.
Тува, как и прошлогодняя Бурятия в основном буддистская республика, поэтому там частенько можно встретить храмовые комплексы и просто буддийские стеллы.
На третий день поездки мы наконец подъехали к селу Алдан-Маадыр, в 15 км от которого и находится наш поисковый объект.
Раньше я бывал только в крупных поселениях Тувы, где русские не были диковинкой. Здесь же, когда мы заехали в сельский магазин за хлебом, на нас смотрели как на негров посреди северного полюса. Чувствуешь себя как в другой стране. Тувинцы низкие, смуглые и по-русски почти не говорят (хотя старшее поколение говорит очень даже неплохо). Дети указывают на тебя пальцем и смеются, все взросле провожают взглядом. Бр-р... неприятно.
Ну да ладно. В общем, хлеба закупили и поехали на место лагеря. Лагерь ещё в городе было решено поставить на берегу реки Алаш, между самой рекой и оросительным арыком. Тот небольшой лесок под палатки рубить запретили, поэтому мы привезли с собой доски.
После разгрузки грузовики сразу же поехали назад, дабы завозить другие отряды. Для перевозки людей на профиля с нами остался УАЗ.
Про лагерь расскажу в следующем посте.