Мысли

Mar 20, 2010 19:16


Неделю назад посмотрела "Алису в стране чудес".
Жалко, что не написала впечатления сразу, поэтому половину растеряла. Так что подеюсь тем, что больше всего запомнилось.



1. Начну с того, что по какому-то совпадению, произведение Кэрролла периодически возникает в моей жизни в той или иной степени. Спектакль во втором классе, статья в факультетской газете, выход СА на кубке чемпионов, домашка Щастья, фотосессия Золотаревой… Может быть, недостаточно много, чтобы акцентировать на этом внимание. Но мне достаточно. Почему-то очень сильные и неоднозначные впечатления у меня от всех этих событий и от самой Сказки… Так что фильма я ждала очень. И тем более, надеясь на мрачновато-насмешливую стилистику Бертона, ожидала от него правильной картинки. Или, если быть точнее, правильной атмосферы. Такой, какую Я себе представляла.

2. Люди, которые фильм уже посмотрели, не откладывали поделиться мнениями. В основном статусами Вконтакте и Твиттере. Их содержание сводилось к тому, что фильм малосодержательный, что Депп - прекрасен, что Чешир - бесподобен. И все. Я даже расстроилась. И пошла смотреть фильм уже скорее по инерции, с заранее испорченным впечатлением. Но кино оказалось сильнее, чем влияние социальных сетей. По крайней мере, для меня. И вот почему.

3. Взросление. Начало
А точнее «перествание быть ребенком». Эта тема красной нитью проходит через весь фильм.
Алису мать привозит на бал ребенком. Алиса шкодит по полной: не носит чулок и корсета и вообще ведет себя неподобающим образом. Возможно, сценаристы закладывали в это идею о сопротивлении глупости и чопорности правил Высшего Света (тем более, что фильм американский, а сказка, английская). Но для меня это больше все-таки подростковый бунт. Алисе не принципиально, в чем ослушаться: в правилах одежды, в манере поведения, в планах замужества. Мир взрослых - неправильный, по определению. Его надо саботировать. И вообще там надо принимать ответственные решения. Там страшно
А если страшно и не хочется - обязательно приснится сон. Привет, Зигмунд =)

4. Сон как ощущение
На мой взгляд, атмосфера сна визуально и содержательно передана просто прекрасно. Не знаю, кому больше спасибо за это - Керроллу и Бертону. Все нелепости и глупости во сне воспринимаются вполне нормально. Там все может случиться. Вот уж простор для творчества! Но, если у Керролла такая возможность реализуется очень тонко и психологично, то сценаристы «Алисы…» впихивают под это дело всякие свои неувязки и банальности. В результате, там, где сюжет максимально близок к оригиналу (особенно начало) - выверты сценария выглядят более убедительно и приятно щекочут подсознание. А большинство нововведений - топорно и очень по-голливудски. Понятно, что фильм создавался больше как пиршество визуальное, с простыми путями к «правильным» ценностям. Но за счет этого во многом теряется эстетика.
Однако надо отдать Бертону должное - декорации, цвета и образы самые что ни на есть «сонные», в хорошем смысле этого слова. И это несколько сглаживает вышеописанные рытвины и колдобины нового прочтения сказки.

5. Герои настоящие и сыгранные
Про них немного.
Алиса.
Для меня минимально ключевой персонаж. Она просто лакмусовая бумажка, просто повод показать, что случается с девочками в 19 лет. У нее нет характера. А есть дела, выбор и поступки. Она и не должна быть яркой. Потому что это собирательный образ, и каждый должен получить возможность узнать в ней себя. А вообще, хороший выбор актрисы, на мой взгляд. «Not a girl, not yet a woman» - это самое то, что надо было для этой роли.

Чешир.
Это, безусловно, секс-символ фильма. Мужчина-загадка с потрясающей улыбкой и голосом. Он исчезает так же незаметно, как и появляется. Он никому ничем не обязан и делает все только так, как ему хочется. Девочки имеют свойство влюбляться в таких героев. Пусть даже у них шерсть и хвост)

Гусеница.
И почему, чтобы знать истину, нужно обкуриться?... Однако персонаж важный в моем видении фильма. Это именно он(а) говорит, что вероятность того, что кролик привел правильную Алису - очень мала. И все верно, Алиса-то уже другая, подросшая и забывшая. Но по мере того, как сон ее затягивает, она становится той, родной Алисой. Только этот персонаж видит перемены в Алисе, потому что только он один в этом волшебном мире имеет способности к метаморфозам. Что он нам и демонстрирует в самом конце, показывая, что перемены - это, во-первых, неизбежно, а во-вторых, не так уж плохо.

Королевы (Красная и Белая).
Обе сыграны отлично. Особенно Красная. Бонем-Картер, на мой взгляд, переиграла всех остальных вместе взятых. Про значимость образов - чуть ниже.

Шляпник.
На удивление скучный и однобокий персонаж. И как бы сценаристы не пытались выделить ему полномочий больше, чем Кэрролл, и как бы ни был хорош Депп - образ получился плоский. Хоть и забавный

6. Взросление. Продолжение.
Если принять как основную теорию то, что Алиса вернулась в свой детский сон, чтобы попрощаться, фильм превращается в красивый набор ребусов на эту тему. Тут можно и пофантазировать. Я его так и расценивала, поэтому мне было вдвойне интересно.
Итак, есть некоторое пророчество, по которому Алиса побеждает Чудище-бармаглота, чтобы вернуть корну Белой королеве. В это пророчество верят все до единого жителя Волшебной Страны. Однако сама Алиса считает это полным бредом и вообще, не хочет следовать «чьим-то правилам». И это вполне понятно, так как она вообще, как мы уже поняли, никаким правилам следовать не хочет. Потому что правила - это откуда-то из мира взрослых.
Она всячески пытается свернуть с пути предначертанного и вообще сначала постоянно пытается проснуться. Однако, начало положено. Алису вернули в Волшебную Страну (очевидно, в ее собственную голову) именно потому, что пришла пора меняться. Внешний реальный мир требует от нее взрослеть срочно! И внутренний - не может на это не ответить. Как бы сама героиня ни сопротивлялась, перемены неизбежны.
Милая и придурковатая «тусовка» Волшебной страны Алису затягивает и она, постепенно, сама того не заметив, уже вынуждена делать выбор: спасти себя, спасти друга, спасти целую страну.
Пророчество на то и пророчество, что какими бы путями ты не шел, ты придешь к означенной точке. А точка - это Бравный день, день битвы с Бармаглотом.
На самом деле - это всего лишь формальность, точка в ее долгом путешествии. Этот бой - просто перерезание красной ленточки при открытии здания. Здание уже построено. Алиса уже на пути принимает взрослые решения, выбирает спасать не себя, а других. И не потому что ТАК НАПИСАНО В ПРОРОЧЕСТВЕ, а потому что так правильно.
Эгоцентрический, детский взгляд, когда весь мир вращается вокруг тебя, сменился осознанием, что ты шахматная фигурка, от которой кое-что зависит. Причем в данном случае, сама Алиса и игрок, и фигурка среди других фигурок, без которых игра невозможна в принципе. И в последней битве на Шахматной Доске Алиса решает судьбу мира. Только этот мир ее собственный, внутренний. И ей придется решать, какая Королева будет в нем править.
Красная и Белая королевы образы вообще весьма харАктерые. Они неоднозначны обе и тем привлекательны.
Красная Королева, жестокая и своевольная рубительница голов, вдруг оказывается страстно и преданно влюбленной. Смерть и любовь, прям по классической теории: Эрос и Танатос, инстинкт любви и инстинкт смерти, в постоянной борьбе друг с другом и с окружающими. Id чистой воды!
Белая Королева - до дурноты правильная, милая и женственная. Скорее всего, именно такой должна быть девушка, в представлении алисиной мамы, и вообще многих мам. Она справедлива и всем нравится. При этом, получив корону, довольно жестоко расправляется с собственной сестрой. Возможно, даже заслужено. Но только в ее образ жажда власти и наказаний не вписываются. Точнее, по первому ощущению не вписываются, это даже коробит сначала (как и кроваво-красный рот на всем таком белоснежном-белоснежном). Однако, если предположить, что это SuperEgo - все встает на свои места.

И вот у нас тема взросления: Id против SuperEgo руками главной героини.

Понятно, кто победит и кто останется править. Понятно, почему и куда отправляют Красную Королеву. Немного не понятно, что такое Бармаглот (самое мощное, кстати, оружие К.Королевы), но тут уж оставляю место для фантазии.

7. Возвращение в реальность.
Алиса перераспределила баланс сил в маленьком государстве своей головы. Она очень трогательно прощается со Шляпником. Даже как-то слишком. Создается ощущение, что там не только дружба уже, а что-то побольше и посерьезнее. И это вполне нормально, потому что в новой реальности Шляпник уже не просто полоумный милашка. Он, прежде всего, мужчина. В него уже можно и влюбиться.
Она обещает вернуться. И она вернется обязательно, когда потребуется новое серьезное вмешательство. Когда наступит очередной важный жизненный этап. Так что она не врет.

А дальше реальность, которая хуже сна и по сюжету кино, и по его содержанию.
Алиса замуж не хочет. Точнее не хочет замуж за такого отвратительного персонажа, каким нам нарисовали лорда Эскота (хотя, скорее всего, любой нежелательный жених кажется таким противным =)).
Ей все еще 19 лет. Она все еще полуподросток. Она все еще протестует (а в ее лице вся американизировано-эмансипированно-равноправная субкультура) против раннего замужества и светских правил. Она говорит всем правду в лицо (абсолютно, кстати, жестоко и безответственно) и сбегает куда-то в Китай чем-то там торговать.
В общем, финал фильма, на мой взгляд, абсолютно не соответствует его общей философии и, скорее всего, рассчитан на то, что большинство девочек, посмотрев кино, порадуются милой сказке с Деппом и сделают выбор в пользу строительства карьеры в обществе равных для всех возможностей.

Ну, либо, я увидела то, чего на самом деле в фильме нет.
Хотя… Это же сон. Это же Wonderland. Тут всякое можно увидеть =)

сон, кино, Бертон, id, Алиса

Previous post Next post
Up