Загадка графа Монте-Кристо 1934

Feb 07, 2023 23:17

"Загадка графа Монте-Кристо"  США 1934

Режиссёр Роулэнд В. Ли.
Это первая звуковая экранизация романа.
Фильм как трофейный попал на советские экраны, шёл под названием "Расплата".  Сейчас на ютюбе и на торрентах этот фильм  есть с многоголосым закадровым переводом.
Далее краткий пересказ и иллюстрации.

В главной роли Роберт Донат 29 лет.
 Вот, как выглядит Эдмон Дантес до и после заточения.




Смотрим заодно и на других героев.

Мерседес (Элисса Ланди)



Данглар (Раймонд Уолберн)



Фернан (Сидни Блэкмер)



Вильфор (Луи Кэлхерн)



Итак. 1815 год. Наполеон на Эльбе. На остров заходит "Фараон", и через капитана передают письмо сторонникам императора.



Капитан умирает, перед смертью поручая своему помощнику Дантесу передать письмо человеку, который скажет волшебное слово "Эльба".


Данглар подслушивает этот разговор.


В Марселе тем временем свирепствует полиция, и ведут на казнь сторонников Наполеона.



Мерседес в этом фильме девушка богатая, носит фамилию де Розá, и имеет мать (Джорджия Кейн), которая крайне не одобряет Дантеса и хочет выдать дочь за Фернана.



"Фараон" входит в порт.



Мерседес ждёт корабль в компании Морреля (Уолтер Уолкер).



Её мать тем временем требует у Фернана, который в этом фильме что-то вроде начальника таможни, каких-нибудь действий.



А заговорщики во главе с Нуартье (Лоуренс Грант) обсуждают траурный флаг на "Фараоне" и то, что за письмом теперь надо идти к ио капитана.



Дантес с Моррелем.



Дантес с Мерседес




Фернан узнаёт от Данглара о письме и сообщает о нём Вильфору, который тут королевский судья, а не прокурор.



Вечером празднуется помолвка.



Приходит Нуартье, вызывает Дантеса, говорит "Эльба" и получает письмо. После этого и его, и Эдмона арестовывают.
Сначала Вильфор беседует с отцом, приказывает посадить того на корабль и увезти.



Затем вызывает Дантеса. На допросе присутствует Фернан, а затем Данглар. Последний говорит, что письмо на Эльбе было передано не капитану, а именно Дантесу. Вильфор приказывает отправить Эдмона в замок Иф. Так что в этом фильме никакой анонимки нет, и герой сразу знает всех своих врагов.



В фильме есть поездка Вильфора в Париж к королю.



В тюрьме Дантесу приходится тяжко, но в какой-то момент появляется аббат Фариа (О.П. Хегги).



Кстати,  Фариа сначала пытали, а потом засадили в тюрьму родственники герцога Спада, которые хотели отобрать зарытые где-то сокровища. То есть в фильме аббат попадает в заточение, из-за того, что не хотел отдать сокровища. А в первоисточнике  он наоборот предлагал миллионы за то, что его выпустят на свободу.

 



Во время 100 дней Моррель отправляется к Наполеону просить за Дантеса, и Вильфор с Фернаном решают  объявить о смерти Дантеса.
Фернан приносит Мерседес свидетельство о смерти Эдмона, мать перед смертью умоляет, чтобы она стала женой Мондего, и та в итоге соглашается.




Кстати, Фернан тут из знатного рода, в какой-то момент ему возвращают графский титул. Имени Морсер в фильме нет, тут он граф Мондего.
Муж Фернан неверный.



Мерседес растит сына, который не хочет быть графом, а хочет стать моряком.



Дантес с Фариа роют подкоп, и, когда они уже совсем близки с успеху, происходит обвал и заваливает аббата. Фариа умирает,  Дантес бежит.



Кладбище замка Иф в фильме показано во всей красе - на дне стоит масса мешков с трупами.



Капитана лодки, подбирающей беглеца, зовут Луиджи Вампа. Кроме того, там есть матрос Джакопо и немой негр Али, которые затем становятся помощниками Дантеса.


 



Далее Дантес добирается до сокровищ, отправляет Джакопо в Париж, собирать сведения о Дангларе и Вильфоре, а сам едет с Али в Албанию, узнать, чем занимался Фернан у Али Паши.

 



Встречаются они в  Риме. Джакопо приехал туда в компании Альбера Мондего (Дуглас Уолтон)(тут он морской офицер, но форму не носит).  Юношу похищают, требуют с Джакопо выкуп, приезжает граф, освобождает Альбера .



Затем граф в Париже, в гостях у семьи Мондего. Там же знакомится с Вильфором. Затем с Дангларом.




Данглар, как и положено, банкир. А Мондего и особенно Вильфор ему покровительствуют и помогают наживаться на честных вкладчиках.

Мерседес встревожена.

 



Альбер в этом фильме влюблён в Валентину (Ирен Херви), они встречаются у графа и надеются, что он поможет убедить их отцов согласиться на брак.



Далее Монте-Кристо устраивает приём в честь графа Мондего, героя Янины. Масса гостей, живые картины, потом выбегает Гайде (Элинор Фелпс) (которую здесь почему-то зовут Эдель), обвиняющая Фернана в предательстве.

 



Монте-Кристо уводит её, извиняется, мол это какая-то сумасшедшая, а сам говорит журналисту, что дочь Али-Паши настоящая, и что стоит с ней поговорить. Выходит разоблачающая статья, Мондего пробирается к Монте-Кристо с пистолетом, но тот его перехватывает. Потом они сражаются на шпагах, Фернан обезоружен, он идёт домой и стреляется.

 



Данглар платит за то, что ему пересылают телеграммы на имя Монте-Кристо. Граф предупреждён и пересылает ложную информацию. Данглар разорён. Он узнаёт, что Монте-Кристо это Эдмон Дантес и сходит с ума. (Мой любимый диалог в этом фильме. "Он жив, но лишился рассудка". "Надолго?")



Затем граф посылает Вильфору письмо с доказательствами, что Монте-Кристо это Эдмон Дантес.
Меж тем, Альбер вызывает графа на дуэль. Перед дуэлью приходит Мерседес. "Эдмон, не убивай моего сына". "Неужели ты могла подумать, что я  в него выстрелю?!". "Я ещё и за Валентину переживаю". "Ах, чёрт возьми, мой следующий удар как раз по Вильфору. Скажи Альберу, чтобы получше целился".

 



На дуэли граф и Альбер обмениваются промахами. "Эх, Альбер, что ж ты так плохо целишься? Избавил бы меня от массы проблем". "Я не мог, мне мама рассказала, кто вы". Но тут появляются полицейские и арестовывают Монте-Кристо.


 



Далее суд. Вильфор обвиняет Эдмона Дантеса в том, что он был шпионом, нападал на стражников, сделал подкоп, бежал из тюрьмы, скорее всего, убив Фариа, забрал себе сокровища, а, главное, выдал себя за графа, подняв себя тем самым до уровня знатного человека.



Монте-Кристо молчит, никто не понимает почему. Но тут Мерседес догадывается, что он не хочет портить жизнь Валентине. Та, узнав трагическую историю Эдмона Дантеса, передаёт ему записку: "Защищайтесь, или я буду всегда винить себя, что справедливость не восторжествовала".



Тогда граф говорит прочувствованную речь и обвиняет Вильфора в коррупции.  Он передаёт суду папки с документами свидетельствующими о его невиновности, а также о мошеннической деятельности Данглара и Вильфора.



В финале Эдмон Дантес воссоединяется с Мерседес, и гуляющие по саду Альбер с Валентиной находят их сидящими в обнимку на дереве.



Если говорить об загадке этого графа Монте-Кристо, то у меня больше всего вопросов по суду. Ладно, Монте-Кристо суд нужен в качестве трибуны для разоблачения Вильфора. Но на фига прокуоору вытаскивать на всеобщее обозрение всю эту историю?
Потом, интересно, что за доказательства полной невиновности Дантеса? Что ни говори, а письмо бонапартистам он привёз. Да ещё в то время, когда в Марселе ежедневно сторонников императора казнили. Из тюрьмы бежал. Сокровища Спада себе забрал, хотя вряд ли это компетенция французского суда.
Про титул. Надо понимать, во вселенной этого фильма делает граф вид, что он представитель древнего рода? В книге-то он не скрывает, что он "граф случайный, сфабрикованный в Тоскане". Древний род и старинный герб присваивает себе Мондего-Морсер, которому в фильме правительство возвращает титул.

В этой картине впервые появляются Джакопо и немой Али (последний, впрочем, не выкуплен у султана, а работает контрабандистом). Это первый фильм, в котором есть путешествие Вильфора в Париж и показано похищение Альбера в Риме.
Но в целом эта экранизация заметно дальше от первоисточника, нежели немой фильм 1922 года. Кстати, довольно многие изменения из этой картины сохранятся и в ленте 2002 года, но до неё ещё далеко, она в моём списке последняя. Но в целом виден некий вектор изменений, характерный именно для американских экранизаций романа.

Картина имела большой успех, и позднее тем же режиссёром были сняты два продолжения: "Сын Монте-Кристо" (1940) и "Возвращение Монте-Кристо" (1946). Но это уже совсем другая история.

графомания, Монте-Кристо, экранизация

Previous post Next post
Up