Cod Wars

Apr 22, 2013 10:52



Конфликты вокруг вылова рыбы происходят между государствами с завидной регулярностью. В нашей новостной картине об этом говорят довольно скупо без деталей. Но серьёзность проблемы косвенно подчеркивают новые корабли, которыми Россия регулярно пополняет свой флот береговой охраны. Впрочем, у нас, как обычно, всё под сукном и не афишируется. Граждане пребывают в счастливой уверенности, что все морские соседи души в нас не чают и во всех конфликтах виноваты мы сами, просто потому что идиоты.

Гораздо веселее, с фейерверками, водометами, стрельбой, таранами военных кораблей и сознательной порчей рыболовного снаряжения проходят разборки вокруг рыбы в странах развитой демократии.
"Тресковые", "кальмаровые", "тунцовые", "лососевые" войны кипят во всех океанах планеты. Участники конфликтов азартно гоняются друг за другом по морям, не стесняются стрелять в чужих территориальных водах, захватывать целые "вражеские" флотилии и в одностороннем порядке на правительственном уровне двигать границы экономических зон на своё усмотрение. Подчас ситуация просто выходит из под контроля и в дело вступают корабли ВМФ стран-участниц рыболовных войн.
(Это, кстати, хороший ответ на вопрос зачем нужен флот. И для таких случаев тоже.)

Старушка Англия, по традиции, ревностно блюдет свое право на морскую экономическую деятельность и разборки устраивает на показ, с битьем посуды, драками и спуском с лестницы зарвавшихся соседей. Широкую известность на Западе получили Тресковые войны (Cod Wars) между британцами и исландцами во второй половине 20-ого века.






На пике Тресковых войн Британия отправила 53(!) боевых корабля Королевского флота для защиты своих рыболовных траулеров на спорной территории. Исландцы тоже оказались не лыком шиты как в недавнем случае со своими долгами, и с душою отбивалась от наглых подданных Её Величества всеми доступными средствами. Классический конфликт Давида и Голиафа. Британия в то время обладала одним из самых мощных флотов в мире, в то время как Исландия имела несколько патрульных катеров и судов береговой охраны.



Последовательное расширение исландской экономической зоны

В 1952 году Исландия в одностороннем порядке увеличила свою экономическую зону до четырех миль и запретила иностранным судам вести промысел в фьордах и бухтах. Этот запрет способствовал восстановлению численности трески и других пород, ведь в бухтах находятся их нерестилища. Все страны отнеслись с пониманием к увеличению экономической зоны. За исключением Великобритании. В дальнейшем между двумя государствами разгорелись "тресковые войны".





В 1958 году Исландия увеличила свою зону до 12 миль. Взамен иностранные государства получали квоты на лов. Англия отказалась признавать новую зону и продолжала направлять туда свои рыболовецкие суда под охраной военных кораблей. Тогда исландские корабли береговой охраны применили "секретное оружие" трало-резки - специальные крючки, с помощью которых они обрезали тралы у ведущих промысел рыбаков. Британские корабли в ответ пытались таранить суда береговой охраны. До стрельбы не доходило, но противостояние было очень острым.

СССР в момент кризиса помог Исландии, начав покупать у исландцев рыбу в обмен на машины. До этого традиционным покупателем рыбы была как раз Великобритания. Первая "тресковая война" завершилась в 1961-ом году подписанием мирного договора, Англия признала новые границы зоны и вывела свой флот, а взамен получила квоты на лов рыбы.
Через 11 лет Исландия увеличила свою зону до 50 миль. "Тресковая война" разгорелась с новой силой. Англичане вынуждены были вести промысел только в больших группах под охраной фрегатов, но и в этих условиях маневренные катера береговой охраны умудрялись обрезать тралы. Английские суда таранили дерзкого противника и несколько катеров получили повреждения.



2500 тонный британский фрегат HMS Scylla разбирается с исландским ICGV Odinn в Третьей тресковой войне



Повреждения HMS Juno после столкновений с исландцами

Самые серьёзные столкновения произошли во время Третьей тресковой войны. В 1975 году экономическая зона была ещё увеличена - до двухсот миль, что вызвало очередной виток напряженности в отношениях двух стран, членов НАТО. Англия опять пыталась использовать военный флот, Исландия пригрозила отзывом посла. Серьезный инцидент произошел, когда исландский патрульный катер Týr, пытался перерезать сеть британского траулера. Фрегат HMS Falmouth вмешался, чтобы защитить траулер, и протаранил Týr, который не прекратил свои действия и заставил Falmouth идти на таран второй раз, почти опрокинув исландца. Týr ответил обстрелом из корабельного оружия.



Британский военный вертолет припятствует враждебным действиям исландского военного корабля по отношению к своему рыболовному траулеру

После этого громкого столкновения, министр юстиции Исландии Олафур Йоханнессон запросил усиление исландской военно-морской мощи несколькими американскими артиллерийскими кораблями (канонерками) класса Эшвилл из США, либо советскими МПК (СКР) 35 проекта. (Последний, спустя 13 лет подтвердил свои боевые качества, таранив в Черном море превосходящий его по размерам, американский эсминец "Кэрон"). Скорее всего, со стороны исландцев это был блеф, но он показал, что Исландия отступать не намерена.



Американский корабль класса Эшвилл


Советский МПК (СКР) 35 проекта



HMS Mermaid и FPV Baldur делят море по-мужски

Сегодня экипажи английских и шотландских траулеров, потерявших работу поле «тресковой войны»* с Исландией в 1970-х, начинают получать компенсацию.
Бизнес-секретарь Lord Mandelson в минувший уикэнд посетил Гуль для начала процедуры первых платежей в соответствии с новой схемой выплат. Ожидается, что около 1 000 рыбаков, членов экипажей траулеров из Гримсби, Гуля, Абердина и Флитвуда, потерявших работу после рыболовного спора с Исландией, получат компенсации в виде выплат общей суммой до Ј10 млн.
После тресковой войны с Исландией сотни больших экспедиционных и средних траулеров океанического лова были вынуждены прекратить промысловую деятельность или переключиться на обслуживание нефтяных промыслов в Северном море. Во всех этих портах рыбодобывающая промышленность фактически разрушилась, тысячи рыбаков и рабочих фабрик потеряли рабочие места.



Участники Тресковой войны

В конечном счете, Европейское сообщество приняло решение признать для своих членов права на 200-мильные промысловые зоны, и Англия вынуждена была подчиниться.
Но сказать, что все вопросы вокруг рыболовства решились - нельзя. Конфликты в Атлантике продолжаются, хотя и без стрельбы из корабельных орудий.



Французские рыбаки по-соседски приветствуют англичан в наше время





"Стрелки" и разборки английских и французских траулеров в прошлом году на промысле морского гребешка в Атлантике

Наваль, Исторические зарисовки

Previous post Next post
Up