Про платное образование

May 17, 2011 21:06

Бесплатное образование и здравоохранение - это хорошо(как и все бесплатное). С этим согласны все.
Но почему государство должно полностью оплачивать образование и здравоохранение? Простой ответ - "Потому, что эти вещи крайне необходимы для цивилизованного человека" не выдерживает критики. За еду, воду, жилье и одежду мы платим сами. "Мы платим налоги. Мы должны получать от госудраства что-то взамен". Это резонно, но есть встречный вопрос. В этом случае государство распоряжается нашими деньгами.
Хотим ли мы, чтобы они тратились на те услуги, которые нам лично могут не понадобиться? Конечно нет.
Есть те услуги, которые трудно предоставлять только тем, кто хочет за них платить. МЧС, милиция, строительство дорог, экстренная медицина и др. Они просто так устроены. Чтобы обеспечивать их предоставление, нужно государство.
Относится ли образование и здравоохранение к таким услугам? В какой-то мере, безусловно. Но это огромные сферы. Все ли их части представляют собой услуги, за которые рады были бы платить налогоплательщики, если бы у них был такой выбор? Скорее нет.

Как только проскакивают новости о том, что что-то станет платным, это почему-то воспринимается как конец света.
Стоимость вещи - это то, чем мы готовы пожертвовать ради нее.
Попробуем на примере высшего образования. С завтрашнего дня обучение в МГУ становится платным, стоимость невысокая - 100 000руб. в год.
Тут же подымется крик следующего содержания: "Они погубили один из лучших ВУЗов страны! Теперь только детишки толстосумов(напомним, сумма за год составляет 4 месячных зарплаты помощника машиниста электропоезда, если верить объявлениям) смогут приобщиться к знанию, а бедные, но безумно талантливые Ломоносовы останутся без образования."
Человек может не захотеть платить за что-то ровно по одной причине: он ценит альтернативные возможности (которые он может получить за ту же плату) выше. А у этого может быть уже миллион причин. Некоторые из них:

1) Нечем платить и потому приобретение блага будет равносильно отказу от еды, одежды и прочих абсолютно необходимых для жизни вещей.
2) Есть чем платить, но это этот человек не готов жертвовать 10 000 в месяц ради Высшего образования, поскольку он считает, что оно не окупится. Для него оно стоит дешевле.

Под "окупится" тут понимается самое разное, а не только деньги. Окупится оно может удовольствием от будущей работы, радостью за людей, которым этот человек сможет помочь, славой и т.д, кто что ценит.

Две перечисленные выше категории людей уйдут из Университета, если сделать образование платным. Уход первой категории - это действительно проблема. А вот уход второй будет очень полезен для Университета.
Решение заключается в том, чтобы дать возможность тем, кто не сможет заплатить(но в то же время высоко ценит свое обучение) возможность обучаться бесплатно. Совсем правильно было бы платить им приличные деньги, чтобы они не отказывались от части учебы ради работы, которая им будет нужна в силу материального положения.
Обеспечить такую дискриминацию сложно, но это трудности технического толка.
И тут важно, что деньги - это не единственный ресурс. У каждого из нас еще есть время и творческие способности. Нужно придумать форму, при которой этим ресурсом могли бы расплатиться те, у кого он есть, те самые "бедные, но талантливые"(Экзамены - плохая форма. Что-то вроде курсовых работ - несколько лучше). Таким же образом можно отсеять тех, у кого есть родительские деньги, но нет желания учиться.

В результате всем будет хорошо. Университет получит какие-то деньги. Останутся только те студенты, которым нужно их обучение. Они получат право заказывать музыку, поскольку в этом случае Университет существует за счет их ресурсов, а не за счет чужих, и они вправе, чтобы эти ресурсы расходовались эффективно.
Previous post Next post
Up