Jan 29, 2011 02:23
По мере того, как ужас цивилизационного тупика овладевает массмедиа, все более популярными становятся идеи об альтернативных путях развития человечества. Наиболее убогая из них основывается на вере в помощь гуманоидов из других звездных систем. Во-первых, она насквозь пропитана духом иждивенчества. Во-вторых, говорит о неуместном самомнении - «я настолько хорош, краса вселенной, да и только, что не любить меня нельзя». Хотя достаточно посмотреть зомбоящик, чтобы понять - от таких «красавцев» надо держаться как можно дальше. Главное не дать себя одурачить россказнями про штаны Пифагора, Золотое Сечение или фуги Баха.
На мой вкус, гораздо интереснее легенда о доисторической цивилизации, которая шла по пути духовного, а не материально-технического развития. Затем она исчезла, оставив следы в культурах разных народов. По другой версии, эта цивилизация продолжает латентное существование и в наши дни. Речь идет о Шамбале, с которой до 1949 года тесно сотрудничал Тибет. Не берусь судить, насколько эта информация достоверна. Так или иначе, но до китайской оккупации, Тибет был единственной страной в мире, где духовное развитие населения лежало в основе государственности (1).
Теперь, чтобы посетить Лхасу не надо карабкаться по горным тропам - достаточно купить железнодорожный билет. До Тибета докатилась волна индустриализации - в горах строятся фабрики и заводы. Об этом в недавней газетной статье с восторгом писал Овчинников. Попутно он окрестил Далай-Ламу эксплуататором и феодалом.
Некоторые путают духовность и высокий культурный уровень. Духовность, в их представлении, что-то вроде смеси из классического образования, утонченного вкуса и возвышенной мечтательности. Но Шестой патриарх школы Чань Хуэйнэн (2) был неграмотным. Он не умел ни читать, ни писать. А «чумазые пожиратели мухоморов» - шаманы и вовсе не вяжутся со столь рафинированным обликом (3). Попутно заметим, что Великие Учителя никогда и ничего не писали, так как их дар человечеству связан с дольним миром ровно в той степени, какая необходима для того чтобы показать где находится выход. Исключением из правила (в литературном смысле) был пророк Мухаммед. Однако ислам породил такую духовную жемчужину как суфизм.
Усредненная религиозная организация (Церковь) похожа на альпинистский лагерь у подножия горы. Палаточный городок, налаженный быт, задушевные разговоры у костра. Общая тема - штурм вершины, связанные с ним переживания и надежды. Все это само по себе увлекательно и романтично. По этому, каждый стремится всеми правдами и неправдами задержаться в лагере как можно дольше. Кому-то надо отточить до совершенства технику восхождения, другому еще раз проверить снаряжение. Наконец становится ясно, что тянуть больше нельзя - сезон кончается. И горстка храбрецов направляется к вершине. В лагере всеобщее ликование. Трубадуры слагают о героях звучные песни. Девушки клянутся им в вечной любви. Через несколько дней в горы приходит зима, но у их подножия царит вечное лето, и альпинисты решают не покидать насиженное место. Чтобы скоротать время они обзаводятся хозяйством, женятся, а в часы досуга собираются у костра и мечтают о вершине горы. За разговорами пролетело несколько лет. На месте палаточного лагеря вырос настоящий город. Его центральную площадь украшает Храм. Там молятся Горе и посвящают новичков в альпинисты. Местные жители верят, что если умереть с альпенштоком в руке, тотчас окажешься на Вершине.
Другое заблуждение состоит в том, что из эзотерической литературы можно почерпнуть тайное знание. Например, из праджняпарамитских сутр. И правда, они написаны таким языком, что кажется, будто текст имеет некий зашифрованный смысл. А как же иначе, если сказано: «когда Будда проповедовал о скоплениях пылинок, то это были не-пылинки. Это и называют скоплением пылинок»? (4). Чтобы докопаться до истины прочитывается уйма книг. Пустое дело, - так становятся востоковедами-любителями или теоретиками от «эзотерики», а не просветленными. Весь фокус в том, что подобного рода тексты содержат не размышления и умозаключения, а пережитый опыт, состояние ума человека уже достигшего Сатори. Их эзотеризм заключается не в вычурном алогизме или режиме секретности, а в искренности и открытости созревшему для просветления уму.
Существует «эзотеризм» другого рода. От технократических фантазий и социальных утопий его отличает только энергетическая составляющая. Вместо углеводородов и тяжелых химических элементов предлагается использовать энергию человеческой психики. Когда сторонникам этих идей задают вопросы о физике процесса, они говорят о торсионных полях. А предполагаемое существование торсионных генераторов возвращает нас к тривиальному научно-техническому прогрессу.
Настораживающая деталь: человек, вроде бы являясь инициатором и непосредственным участником научно-технического прогресса, его не контролирует. Процесс необратим и не может быть остановлен. Это наводит на мысль о его инстинктивной природе или каком-то внешнем принуждении. Поражает легкость и скорость, с которой мы двигаемся в этом губительном для всего живого направлении. С этим связана другая странность: вопреки научному знанию и здравому смыслу человек не считает себя частью биосферы Земли, стремится ее уничтожить, и предполагает, что часть может существовать без целого.
Духовное же развитие требует усилий, преодоления некого сопротивления и не отличается ни легкостью ни скоростью.
_____________________________________________________________
1. А.Давид-Неэль. «Мистики и маги Тибета». Дягилевъ центръ, ЦДЛ, 1991 год.
2. Н.В. Абаев. «Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае». Приложение 1: «Лю-цзу тань-цзин» («Сутра Помоста Шестого патриарха»). Издательство «Наука», 1983 г.
3. Много любопытного можно узнать из словаря-справочника И.А. Манжигеева. «Бурятские шаманистические и дошаманистические термины». Издательство «Наука», Москва, 1978 г.
4. Е.А. Торчинов. «О психологических аспектах учения праджняпарамиты» в сборнике «Психологические аспекты Буддизма». Издательство «Наука», сибирское отделение, Новосибирск, 1986 г.
разум,
Тибет,
Шамбала,
духовность,
Буддизм,
инстинкт,
сансара