Железнодорожная линия через Дзержинск - остатки, следы и опыт реконструкции трассировки
Sep 29, 2015 18:41
С момента основания завода им. Свердлова в 1916 году железнодорожная линия на него шла через пустыри и лес, от станции Растяпино. Потом, когда появился город Дзержинск, и стал расти в разные стороны, особенно на запад, линия сохранялась до начала 1970х гг. Рядом с ней выросли панельные пятиэтажки, а в 1973 (?) году, после постройки западного обхода, движение грузовых составов на завод Свердлова было перенесено на него, а трасса линии через городскую застройку также была застроена. Явные ее следы остались лишь в нескольких местах - это насыпь от железнодорожного вокзала Дзержинска через Первомайский лес (варварски вырубленный) до перекрестка ул.Терешковой и Гайдара, и остатки насыпи на ул.Патоличева, около пожарной части.
Часть путей первоначальной линии сохранилась, и являлась действующей приблизительно до 2008 года. Они шли на склады на ул.Сухаренко.
И вот было интересно - а как же линия шла через город? Какая была ее первоначальная трассировка?
01. Посмотрим на сохранившиеся участки насыпи. Фрагмент на ул.Патоличева:
Еще лет 10 назад тут даже можно было найти остатки шпал.
02. Насыпь в Первомайском лесу:
Используется для прогулок. К сожалению, сильно засмусорена. 03. Тут даже есть остатки оборудования - наверное, опоры для шкафов сигнализации
04. Шпала
05. И примыкание к станции Дзержинск
Теперь остатки подъездных путей, являвшиеся ранее частью линии
06. Переезд на ул.Сухаренко, уже давно бывший:
07. Продолжение.
Часть скреплений уже отсутствует.
08. Плавный изгиб около ул.Поселковой, уходящий в небольшой лес:
(Удивительно, кстати. Это место находится всего в километре от моего дома, но погулял я тут впервые только в прошлом году О_О)
09. Стрелка на другой подъедной путь
10. Продолжение, кривая, ведущая к теперешнему главному пути
11. Было бы отличное место для прогулок, но все тоже сильно замусорено.. Очень надеюсь, что этот кусок леса сохранится, и не будет отдан под застройку какому-нибудь бизнесмену-депутату.
Теперь к историческим свидетельствам, появившимся в сети в прошлом году: Никто из родственников и знакомых не мог точно сказать, где железнодорожная линия пересекала проспект Циолковского. Однако, осенью 2014 года в одном дзержинском сообществе появилась эта фотография:
12. Уникальный кадр. Железнодорожный путь пересекает пр-т Циолковского. На заднем плане строится пятиэтажка, справа - уже заселенная такая же хрущевка (д.44), а между ними - строящийся детский сад и, вероятно, путевой домик. Рядом с краном виден еще один деревянный дом, происхождение которого неизвестно.
Данная фотография датируется 1969 годом. Линия еще действует. Посмотрите, насколько сухая и безжизненная земля. Тогда город вообще строился на пустыне, и порой даже трамвайные пути заносило песком... Но благодаря труду дзержинского лесовода Ильяшевича вокруг города удалось восстановить леса.
Есть и более поздние фотографии этого места:
11. Прорисовывается насыпь. Рельсов уже нет. Кстати, справа видна конечная остановка автобуса и ЛиАЗ-158 на ней. Строится продолжение проспекта - работает асфальтовый каток. Уже построен "Универсам".
12. Вероятно, через несколько месяцев после предыдущего снимка: По проспекту едет Икарус-180. Насыпь уже почти не видна.
13. Обратите внимание на левую часть:
Забор детского сада скошен, и продолжает направление насыпи, видное на предыдущей фотографии.
14. Вот это место сегодня:
Следов путей, шпал и чего-то такого не просматривается.
Таким образом, становится известным еще один участок железной дороги.
Остальная трассировка по прежнему оставалась непонятной. Карты города тех лет нет в свободном доступе - это подтвердил и краевед (а также бывший главный эколог Дзержинска) Д.Левашов. Эти схемы до сих пор лежат в архиве с каким-то там грифом. А грифы - птицы жадные, ничего не выдадут.
Поэтому возникла идея восстановить положение линии, исходя из хронологии застройки микрорайонов, через которые она проходила. Основная масса домов была построена в 1968-1969 году, это панельные хрущевки. Но есть и дома, построенные позже остальных.
С помощью базы данных жилья удалось удалось выяснить годы постройки домов: 15:
17. Можно увидеть, что дома, построенные после 1970-1972 года, образуют некоторую полосу. Отметим их на карте:
18. Добавим известные участки железнодорожной линии:
19. И проведем приблизительную трассировку линии.
Получается, линия состояла из двух основных прямых участков и двух кривых разного радиуса. Интересно, что направление одного из прямых участков совпадает с направлением современной ул. Терешковой.
20. В масштабе города:
Голубой линией отмечен главный ход железной дороги Москва-Нижний Новгород.
21.После постройки западного обхода, которая делает большую петлю - тогда считалось, что город будет развиваться в том направлении дальше, и опасные грузы надо возить подальше от жилой застройки.
Как уже было сказано выше, участок первоначальной трассировки линии сохранился в качестве подъездного пути к складам и предприятиям, находящимся между ул.Патоличева и Щорса.
22. Также интересно, что западный обход частично построен на насыпи бывшей узкоколейной дороги - вот она, отмечена оранжевым:
Однако про нее информации нет почти никакой. Известно лишь, что она пересекала Московское шоссе, и уходила в сторону Пыры. Вероятно, она использовалась для перевозки торфа с пырских карьеров к заводу Свердлова и основному ходу железной дороги.
23. В настоящее время остатки первоначальной линии, подъездные пути, уже не используются, и частично разобраны на металлолом... Похоже, что тарифная политика РЖД сделала невозможной нормальную перевозку грузов по железной дороге, и предприятия вынуждены возить груз трейлерами, вызывая больший износ автодорог...
(к следующему визиту через пару недель переводной механизм исчез)
Такая вот история. Интересный опыт реконструкции исторических явлений в городе.
Небольшой UPD: Один из пользователей дзержинского форума писал:
"Мой отец жил в общежитии дома 32 по Терешковой. В 6 утра шел на работу. Говорит станция была на улице Гайдара и в 6.10 отходил тепловоз с пятью вагонами, отвозил людей на завод Свердлова. Была ветка до 1972 года. Шла она до нынешней бани Бодрость, а затем по существующей ветке." (ссылка)