Мартина Франк родилась в Бельгии, училась в США и Великобритании, продолжила образование в Мадриде и Париже. Фотографией она начала заниматься в 1963 году. «Фотография пришла ко мне как замена реального мира», - вспоминала она позднее, - «Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом». Свой недостаток она сумела превратить в достоинство: ее фотографии - это действительно фотографии «свидетеля». Она не вмешивается в жизнь, она просто фиксирует ее как сторонний наблюдатель. Фотограф не «присутствует в кадре», тем более не оказывает никакого давления на фотографируемых. Фотографии Мартины - факт в чистом первозданном виде.
Она работала в Китае, Японии, Индии, Ирландии, в других странах. В 1966 году Мартина встретила знаменитого французского фотографа Анри Картье-Брессона, а в 1970-м вышла за него замуж. В 1970-х годах она работала во французском агентстве «Вива», в 1980-м стала кандидатом в члены знаменитого фотоагентства «Магнум», три года спустя - его действительным членом. В начале XXI века она была избрана одним из вице-президентов агентства.
Франк очень много путешествовала и снимала ландшафты. В ее пейзажах присутствует четкое следование форме, ее вычленение и переведение реальности в геометрическую плоскость снимка, на котором объемные фигуры становятся плоскими формами.
Вторым после пейзажа ключевым для Франк жанром стал портрет - она считается одним из самых лучших портретистов во Франции и в мире.
«К портрету у меня страсть. Это каждый раз новая встреча. Перед съемкой я испытываю страх, как перед выходом на сцену, но постепенно языки развязываются, и мы знакомимся. Все начинается всегда с беседы. Бывает, что ты часами, целыми днями наблюдаешь, не говоря ни слова, не «беспокоя» объект. Я пытаюсь поймать блеск в глазах, характерный жест, момент внимания, концентрации, когда модель слушает, но не говорит»
Ариан Мнушкин создала «Театр дю Солей» (Театр Солнца) в Париже в 1964 г. С самого момента основания Франк стала официальным фотографом Театра и создала за годы целую летопись его жизни
1992 год. Южный Судан, лагерь беженцев около Торит для детей-сирот.
Монастырь Сонада, Индия. Февраль 1993 года. Тибетский Новый год. Реинкарнированный Калу Ринпоче (Kalou Rimpotche) дремает на троне. Вокруг - разнообразные подношения в связи с Новым годом.
1996 год. Буддийский монастырь в Непале. Юный тулку (юные ламы, которые считаются реинкарнациями великих духовных мастеров древности) получает образование под руководством своего наставника.
Я думаю, все в этом мире можно нарисовать, потому что рисуя можно поменять реальность; но не все возможно сфотографировать и фотограф часто приходит домой с «пустыми руками», со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство «щелчков» не принесут должного результата... и когда-то чудеса случаются, без предупреждения. (с)