И еще о транспортном кризисе 1917 года

Aug 14, 2023 13:29




В Представлении Управления железных дорог Временному правительству есть интересные данные о задержках вагонов и остатках грузов на станциях (количество вагонов), которые иллюстрируют положение дел на железнодорожном транспорте России в 1917 году.

На 1 января 1917 года задержки вагонов и остатки грузов составляли около 60% от уровня на ту же дату 1916 года. То есть к началу 1917 года ситуация с оборотом вагонов и вывозом грузов существенно улучшилась по сравнению с прошлым годом.

Однако уже через две недели, по состоянию на 15 января, мы видим скачок количества задержанных вагонов в три с половиной раза (!), и их стало на 30% больше, чем в 1916 году. Также увеличились и непогруженные остатки, хотя их все-таки было гораздо меньше, чем год назад. Чем это вызвано? Сильными снежными заносами. В Германии из-за снежных заносов стояли 100-километровые пробки из поездов, а железные дороги отказывались принимать грузы для перевозки. (См. стр. 115).

Но после этого природного катаклизма количество задержанных вагонов постоянно снижается, и уже к середине февраля снова опускается ниже прошлогоднего уровня. Непогруженные остатки росли до 15 февраля (все-таки сказывались последствия сбоя движения в середине января), потом опять пошли вниз. При этом вплоть до середины марта (а это уже после революции) непогруженных остатков было меньше, чем в 1916 году.

О чем говорят эти цифры? О том, что пока не произошла февральская «революция» русские железные дороги работали весьма неплохо. В предыдущем материале мы убедились, что к 1917 году парк подвижного состава в России все время увеличивался, а его состояние было на уровне мирного времени и значительно лучше, чем у противника. Если во Франции и Германии, а также в СССР во время следующей мировой войны объем перевозок по железным дорогам обвалился по сравнению с довоенным в полтора - два раза, то в России - единственной из воюющих стран - перевозки грузов превысили уровень 1913 года. Ухудшение началось после революции, но железные дороги все еще работали лучше, чем в других странах, хотя и хуже, чем при царе. Развал наступил при большевиках.

Показатели оборота вагонов и вывоза грузов тоже подтверждают, что никакого коллапса на русских железных дорогах до революции не было. В целом ситуация была лучше, чем в тот же период 1916 года - за исключением кратковременного сбоя в середине января из-за экстремальных погодных условий, но последствия этого быстро и  успешно ликвидировались. Задержки вагонов сокращались, непогруженные остатки на станциях уменьшались - несмотря на все большее поступление грузов, благодаря росту производства (тоже, между прочим, уникальное явление среди воюющих стран).

Интересно было бы посмотреть аналогичные данные по СССР во время Великой Отечественной войны. Ведь статистика показывает, что в Советском Союзе был огромный спад производства и перевозок, но это не помешало ему победить в войне. Тем более транспортные проблемы не могли иметь рокового значения для Российской империи, где ситуация была намного лучше, чем в других воюющих странах. К сожалению, в официальной советской статистике мне не встречалась количественная информация о перебоях на транспорте, в том числе о задержках вагонов и объеме невывезенных грузов. (В различных источниках описываются лишь сами факты таких перебоев, но без конкретных цифр). Буду благодарен за указание на источник таких сведений.

XX век, Российская империя, Первая мировая война, Транспорт

Previous post Next post
Up