Общие принципы, материалы, инструменты.
Передняя втулка.
У Вас есть втулки Chris King MTB и Вы хотите их разобрать и смазать, но не знаете как?
Вам свезло быть владельцем самых мажорных втулок, овеянных легендами?
И где-то, как-то, краем уха было услышано, что и даже их нужно перебирать - нечасто, но всё же?
Статья посвящена моим втулкам Chris King MTB ISO Disc, исполнение передней 15mm SD ISO под ось 15 мм Shimano-Fox (QR15), задней - Full Heavy Duty: с Fun Bolts - креплением к раме болтами, и Stainless Steel Drive Shell - барабаном из нержавеющей стали. Именно их фото приведены выше.
Исполнение втулок неважно - все Крис Кинги +/- одинаковые.
Прежде чем браться за инструменты, обязательно прочтите
вторую часть статьи до конца - есть важные моменты, которые стоит принимать во внимание и с передней втулкой.
Показания к переборке:
1. Пробег свыше 5 т.км по асфальту, либо 3 т.км в режиме КК, либо 2 т. км и менее в режиме внедорожного туризма.
Все цифры примерные и скорее максимальные - из соображений экономии ( и очень существенной) с ревизией затягивать не стоит.
Регламент с официального сайта: "втулка должна быть проверена и повторно смазана каждые 3-6 месяцев и полностью обслуживается один раз в год. Фактические необходимые интервалы обслуживания будет зависеть от условий езды."
Эта статья описывает именно полное обслуживание втулок.
2. Случавшиеся в эксплуатации утопления колёс/втулок, участие в грязевых этапах гонок, немилосердный туризм и тому подобное, мойка втулок водой под высоким давлением.
Помните, что одно хорошее купание в грязевой ванне может угробить подшипники!
3. Покупка втулок б/у с неизвестной сервисной историей.
4. Изменившиеся ощущения при прокрутке осей: лёгкое вращение без сопротивления и тем более ощутимый пальцами радиальный или осевой люфт, "перебирание" шариков в подшипниках или их неровное вращение или закусывание, потеря зацепления барабана ("прокрутка") при перемерзании или просто так.
Лично у меня случилось сочетание пп. 1,2,4; общий пробег невелик - до 3 т.км, - но в сложных и грязных условиях.
Разборка,
по мнению фирмы-производителя, должна производиться с помощью набора
THB001 "Chris King Hub Service Tool Kit - For all Chris King hubs except R45".
Набор, судя по YouTube, позволяет легко, быстро и элегантно потрошить и собирать все Крис Кинговские втулки, кроме шоссейных R45, и не имеет никаких недостатков, кроме цены в $180, что с доставкой при нынешнем курсе выливается где-то в 11...13 т.руб.
Если учесть, что это цена не только "простых" втулок (лишь по отношению к Крис Кинг, но весьма неплохих самих по себе), но и вообще средних колёс в сборе, то, конечно, появляется неистребимое желание сэкономить - чем я и занимался два дня :-)
Для разборки понадобятся следующие инструменты и материалы:
1. Выколотка - палочка диаметром до 15 мм и длиной более 100 мм из дюраля, меди, латуни, ... да хоть твёрдая деревяшка или обрезок стеклопластиковой лыжной палки. Назначение - выбивать внутренние кольца подшипников при разборке. Мягкий материал нужен, чтобы не повредить детали.
Цена - даром.
2. Торцевая гаечная головка нормальной высоты на 17 мм под квадрат 1/2", т.е. самая обычная. Назначение - изготовление спецключа для барабана задней втулки. Головка в процессе изготовления ключа будет испорчена.
Цена - в районе 50 руб.
3. Набор торцевых гаечных головок типа такого:
Из этого набора понадобится немногое (головки обычные 17...24 мм, головки высокие 17 и 19, головки свечные 16 и 18, вороток или трещётка), но в небольших наборах этого может не быть.
Цена - 5-10 т.р. Разумеется, набор не обязательно покупать, а рациональней попросить на пару дней у какого-нибудь рукастого автолюбителя.
4. Молоток с пластиковым бойком или резиновая киянка.
Цена - от 200 руб.
5. Съёмник внутренних подшипников типа такого:
Нужен с разводом лапок (размер "А") примерно до 50 мм. По конструкции лучше всего купить именно трёхлапый, как на фото.
Цена - 600-900 руб.
6. Очень желательно заранее купить ремкомплекты для передней и задней втулок. Для моих это были
PHB311 и и
PHB536 для переда и зада соответственно. Назначение их одно - на всякий случай, а именно на случай разрыва резиновых колечек-сальников при разборке. Я одно надорвал-таки...
7. Пластичная смазка для подшипников - например, Mobil Mobilgrease XHP 222, "родная" смазка THB003 Chris King Ring Drive Lube, да хоть Литол-24 - для подшипников в таких условиях работы это не имеет никакого значения.
8. Фирменная смазка
THB003 Chris King Ring Drive Lube для смазки трещётки. Желательно использовать именно её, т.к. "другие марки смазки могут быть слишком липким для RingDrive". Для холодной погоды допускается смазка трещётки моторным синтетическим маслом.
9.
Фирменная взрыв-схема задней втулки, удобно её заранее распечатать. С передней можно не заморачиваться - она проста, как 5 копеек.
Для превращения п.2. в спецключ понадобится сварка и болгарка.
Разборка передней втулки начинается с откручивания регулировочной гайки (тормозной диск можно не снимать, он не мешает):
После вынимания оси перед Вами окажутся оба подшипника, и начать их разборку удобнее, когда они находятся во втулке - с них нужно снять разрезные кольца. Делать это нужно нежно и очень-очень аккуратно, иначе повредите резиновые колечки под ними. Я для съёма использовал набор часовых отвёрток; другие управляются стоматологическими "палками-ковырялками" (зонд, или экскаватор, или штопфер - что найдётся):
Вынутое кольцо:
Теперь самое интересное! Из-под разрезного кольца вынимаем тоненькое резиновое колечко.
Это колечко - ЕДИНСТВЕННАЯ деталь, обеспечивающая водогрязезащиту супер-втулки. Ну, к нему мы ещё вернёмся...
Вынутое и очищенное резиновое колечко:
Поскольку делать фото я решил не сразу, то далее будут фигурировать полностью очищенные детали. Однако нагоню страху: подшипники передней втулки были полны грязи! И это спустя < 3 т. км...
Итак, неправильный способ разборки подшипников.
Неправильный потому, что выбивается внутренее кольцо, сидящее с натягом, и это приводит к царапинам на кольцах от шариков. Хоть царапины и находятся вне беговых дорожек, но так можно и шарики повредить...
Подготавливаем выколотку и молоток:
Выколотку вставляем сквозь втулку до упора в белое кольцо над подшипником с другой стороны (кольцо выполняет роль пыльника с внутренней стороны втулки) и начинаем стучать... Удары, кстати, не такие уж и лёгкие у меня получились. Цель - ударами поставить внутреннее кольцо на ребро или выбить целиком, уж как получится.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Делать это нужно над чистым рабочим местом или хотя бы над застеленной и укрытой кроватью! При выбивании внутреннего кольца подшипник разваливается на части и из него выпадает сепаратор с шариками, а из сепаратора - сами шарики! У меня по незнанию половина шариков разбежалась по комнате и я потратил на их поиски минут двадцать.
Сборка
Очищаем и осматриваем разделённые детали.
Чистить очень удобно ватными дисками и ватными палочками, они незаменимы при очистке сепаратора. Без мытья можно обойтись, но с бензином "Калоша" (Нефрас С2 80/120) результат будет быстрее и качественнее. "Калоша" не такая едко-вонючая, как автомобильный бензин или ацетон, и гораздо эффективнее, чем уайт-спирит.
Максимум внимания кольцам и шарикам - состояние беговых дорожек, наличие царапин, вмятин, эрозии.
Если всё хорошо, то после очистки приступаем к сборке: в каждое гнездо сепаратора нужно шприцом втиснуть капельку смазки:
Уложить "начинённый" смазкой сепаратор в наружное кольцо,
...вставить в него палец и, помогая другой рукой с помощью зубочистки или отвёртки, вкладывать шарики на свои места. Тоже крайне рискованная операция, так что лучше двух шариков за раз не брать:
Результат:
Слегка смазываем по беговой дорожке внутреннее кольцо и вкладываем его на место:
Теперь, чтобы забить его с первого раза и без перекосов, вставляем в него ось в качестве оправки и забиваем кольцо:
Вставляем ось, накручиваем гайку и регулируем зазор, не забываем надеть разрезное опорное кольцо на торец оси:
Обязательно проверяем и регулируем зазор после первой сотни км пробега!
Всё!
Часть вторая (С) П. Арсентьев, Иркутск, 2015 г.