Несколько дней изучал сайт американских художников
http://www.americanartarchives.com/artist_bios.htmРешил сопоставить их плакаты с советскими и немецкими плакатами тех же периодов.
Только последняя американская картинка - из времен холодной войны.
Плакаты я решил показать, как наглядные образы общественных мифов и как образцы визуализации определенных мыслительных конструкций. Думаю, что визуальную технику наиболее удачно используют американцы - они подходят к вопросу чисто прагматически: надо не рефлексировать, а действовать - двигаться к цели. "Война план покажет". А всякие там национальные идеи они (во избежание болтовни, на которую все горазды) умело переформатировали в визуальную мифообразную систему. Плакаты, рисунки, глянец-пинап и т.п. Комиксы, мультики, киноиндустрия. И никто уже не обсуждает тезисы-антитезисы, все смотрят, раскрыв рот... Скачивают стереотипы поведения с ярких наглядных парадигм - и действуют. Вот скоро нам американцы фильм в 3Д про Сталина покажут. Конечно, это все рассчитано на широкие массы, а не на элиту. Элита может думать и решать. Вдруг, паче чаяния, наша доморощенная элита подумает, почешет репу, да и решит освоить американский подход к национальной идее. Вдруг начнут в России делать красивые исторические фильмы и интересные альбомы об истории родной страны, видеоигры и клипарты, игрушки и фенечки... Научатся на основе внимательного изучения отечественного искусства умело вычленять визуальные архетипические блоки, концепты, мемы, используя которые сориентируют массы к единству и общезначимой деятельности. ...И будет нам счастье.
Ну, вот - телевизор под боком работает, а там древнекитайские герои летают среди красно-желтых осенних красок... И практический пример сам собой напрашивается. Вы никогда не задумывались - какая киностилистика могла бы быть визитной карточкой России и почему у нас нет ничего подобного? Между тем, ответ прост - есть такая стилистика! Это все, что связано с образным выражением зимы, снега, белых просторов и пр. Тут такие объемы красот и образных ситуаций, такое бесконечье узоров, что мы давно бы столь мощной образной системой смогли "загрузить мозги" всего человечества (с пользой для себя, конечно - нас бы любили, узнавали, нас бы понимали, ехали бы к нам за красотами природы и души). Однако ничего подобного у нас в фильмах и глянцах нет. Почему? Потому что кинорежиссеры и медиабоссы мозги пропили, души продали и, вообще, "охота была задницу себе морозить". А вот поляки и финны мороза не боятся и снимают своих красоток и свои фильмы в богатом зимнем антураже, и скоро прекрасный, чудесный, волшебный, сказочно богатый зимний видеоряд будет у всех в мире ассоциироваться с Финляндией и Польшей (или с США - в контексте фильма "Послезавтра"). Ну, а наша бедная Раша всеми будет восприниматься как грязь-мрязь, кладища ржавых кораблей, как пыльная разруха и кучи кирпичей в мутной воде…