Сага в миниатюре: Дженнифер Иган, «Время смеется последним» (A visit from the goon squad)

Jul 07, 2014 01:25



Дже́ннифер И́ган (1962) - американская писательница, лауреат Пулитцеровской премии за роман «A visit from the goon squad» (который в русском переводе: «Время смеется последним»).

-----

Чисто технически «Время...» - это «Человеческая комедия» Бальзака в миниатюре (и на американском материале).
Знаете, бывают такие корабли в бутылках? Клипер или фрегат, как настоящий - и паруса на месте и грот-мачта и штурвал, и все это - внутри бутылки; и как его туда воткнули сквозь узкое горлышко - решительно непонятно. Вот точно так же выглядит текст Дженнифер Иган - многотомная сага в масштабе 1:1000.У Бальзака персонажи мигрировали из одной книги в другую - Эжен де Растиньяк, например, в «Отце Горио» - студент, в «Банкирском доме Нусинген» - он уже видный чиновник и богач, а в «Кузине Бетте» - вообще министр финансов; Иган проделывает со своими героями то же самое, но - в пределах одной книги. Строго говоря у «Времени...» нет сюжета - роман состоит из серии рассказов, связанных (а) общими героями (которые, как эстафетную палочку, передают друг другу нарратив) и (б) общей темой (музыкальный бизнес). Каждая глава здесь - стилистическое упражнение: Иган как бы пытается исчерпать приемы: первое, второе, третье лицо, интервью со звездой, дневник подростка, рассказ чокнутого, клептоманки, закомплексованного импотента, PR-менеджера. Здесь даже есть глава, стилизованная под презентацию в power point - графики, гистограммы и блок-схемы. Я не шучу.

Иган, конечно, не Фолкнер, и свою Йокнапатофу она пока не основала, но первый шаг в этом направлении ей уже можно засчитать, шаг в духе "Шума и ярости" или "Когда я умирала", ну, или, как минимум, в духе романов Дэвида Лоджа (который тоже мастер филологического кунг-фу: «сломаю-ка я нарратив об колено, 7-ю главу напишу в виде киносценария, а 5-ю - в виде коллажа из газетных заголовков»).

-----

Читайте так же:
Дэвид Лодж, "Академический обмен"
Орхан Памук, "Меня зовут красный"
Зэди Смит, "Белые зубы"

рецензия

Previous post Next post
Up