Еше добавлю. В нашей совковой школе все гуманитарные дисциплины были пронизаны борьбой рабочего класса и несчастных крестян против эксплуататоров. Это было невыносимо.
Да, "великое советское образование" - это тоже больной вопрос. Мне, наверно, больше в этом плане повезло, я в школе учился в девяностые, в глубокой провинции, и нашу школу как-то обошла эта совковая бредятина про "классовую борьбу". Но от старшего поколения я периодически слышу такие жуткие истории об учителях литературы, членах КомПартии, что даже Кафка позавидовал бы.
Да, как ты, наверно, догадалась, в этом тексте очень много самоиронии)) Я сначала думал написать пост о своих поисках аллюзий в рассказах Лорри Мур, но получилось вот это...
А Джойса бояться не надо. Что он скучный - это все наговоры завистников. Можешь, кстати, начать чтение Джойса с лекции Набокова о нем (да, я прекрасно понимаю, что этот мой совет противоречит всему, что я написал в том тексте наверху, и все же...). Набоков был замечательным читателем, он очень хорошо и с любовью про Джойса написал.
Ничего, еще напишешь и про Лорри Мур - конечно, когда докопаешься с можжевельником )) Да я теоретически знаю, что Джойс нескучный и не такой уж тяжелый, но как же трудно начать...
До чего хорошо написано! Я согласна, только "благодаря" школьным урокам литературы я до сих пор толком не знакома с русской классикой. Обожаю писать о книгах, но в школе мне всегда ставили за сочинения пятерки за грамотность и четверки за смысл. Тогда я начала скачивать сочинения из интернета, и с тех пор у меня были сплошные пятерки :)
Правда, мне всегда было жалко Башмачкина) И мне кажется, у раннего Достоевского очень похожие персонажи, взять того же Голядкина, которого автор очень смешно сравнивает с ветошкой :)
Да, знакомая история, у меня было даже хуже: я всю жизнь был троечником :) Совсем не горжусь этим, просто констатирую факт.
Насчет Башмачкина: я ведь не говорил, что его "не жалко вообще". Мне просто всегда претил подход учителей, они буквально заставляли нас его жалеть. А я, например, видел в этом рассказе совсем другую мораль: стыдно мечтать о такой чепухе как шинель. В мире есть столько всего, а этот чудик о шинели мечтает, ну что за дурак! И смешная концовка рассказа лично меня на эту мысль всегда наталкивала - человека с нелепой мечтой ждет нелепая смерть. Впрочем, это мое восприятие, я не настаиваю на этой трактовке, просто мне всегда было обидно, что детям из года в год втюхивают одну и ту же идею и заставляют писать однотипные сочинения, а за отклонение "от линии партии" снижают оценки. Нехорошо это))
Согласен. Именно так я сейчас читаю Пинчона, просто наслаждаясь формой, языком. Да, очень многое не понятно, о чем-то приходится догадываться, но тем ни менее это действительно интересно, хоть и тяжело порой) Улисса начинал читать с комментариями, но потом забил на них, правда все еще не прочел и половины, как-то с Джойсом тяжелее идет.
Все верно, да Знакомая фраза, хех - Гоголь еще и смешной)
Хотя лично меня школа в плане литературы скорее приучила спорить, и многих моих знакомых тоже. Мне порою как-то все равно были глубокие смыслы или образы, но хотелось типа попротиворечить старшим и забронзовевшим стереотипам, и я начинал искать другие смыслы, и поэтому в итоге вчитывался в книги. Но на каждого, понятно, преподавание влияет по-своему.
Конечно, все индивидуально - в плане школы. Да и потом, ты уже рос и учился в России конца девяностых и начала нулевых, учился по новым учебникам и с новыми учителями (предположительно), поэтому если у тебя не было 90-летней учительницы литературы, которая видела "живого Трифонова", то тебе повезло)) Учитель, который позволяет ученикам "искать новые смыслы" - это самый лучший учитель, я ведь об этом и написал в последнем абзаце. В СССР же такое поведение могли расценить, как "отклонение от линии партии" и даже "контрреволюционную деятельность". Мне тут сообщили, что в Литературном институте с недавних пор объявляется какое-то чмо с корочкой ФСБ, ходит на занятия и слушает студентов, следит за их настроениями. Надеюсь, это утка, потому что если нет, то мы в полной jope, blyat. и это уже тотальный back in USSR.
Да, ты прав насчет начала нулевых. Преподша у нас хотя и не поощряла самостоятельных поисков и скорее игнорировала их, но хотя бы и не препятствовала, это совсем другое дело. О, тож надеюсь, что утка. Да и это было бы странно, наверн - если и возникла бы такая необходимость, приходить необязательно, можно какие-нить контрольные или курсовые собрать и почитать. Так что скорее всего это какие-то отдельные случаи, мб, по другим поводам. Ну, надеюсь.
Со всем полностью согласен. И мне в этом смысле в школе повезло - замечательная учительница, заметив, что я сам люблю читать, просто не допрашивала меня на уроках про все эти смыслы и образы, давая спокойно приходить как в читальный зал и читать произведения школьной программы в произвольном порядке) Поэтому тягостного послевкусия от классиков почти совсем не осталось, напротив, 19 век очень полюбил) потом уже, судорожно готовясь к экзамену, вдруг узнавал, что Печорин, оказывается, лишний человек, что меня только забавляло) А вот филологов Вы ругаете зря - филология как раз помогает лучше наслаждаться текстом, смаковать его или получать удовольствие от контекстов и аллюзий после того, как смысловой и эмоциональный уровень уже распробованы. Просто не нужно из детей стараться сделать филологов - это да.
Я не ругаю филологов, как раз наоборот, весь этот текст - самоирония. Я тут пытался написать рецензию на последнюю книгу Лорри Мур и так закопался в отсылках, аллюзиях и перекличках названий, что в итоге поймал себя на мысли, что совершенно не помню, о чем книга и - понравилась ли она мне вообще? Вот, решил написать о том, как иногда из "астрономии" скатываюсь в банальную "астрологию", и в итоге все это вылилось в эссе о школьных учителях...
Comments 191
Еше добавлю.
В нашей совковой школе все гуманитарные дисциплины были пронизаны борьбой рабочего класса и несчастных крестян против эксплуататоров.
Это было невыносимо.
Reply
Reply
Reply
Reply
(Да, я боюсь читать Джойса, потому что он слишком умный.)
Reply
Я сначала думал написать пост о своих поисках аллюзий в рассказах Лорри Мур, но получилось вот это...
Reply
Reply
Да я теоретически знаю, что Джойс нескучный и не такой уж тяжелый, но как же трудно начать...
Reply
Правда, мне всегда было жалко Башмачкина) И мне кажется, у раннего Достоевского очень похожие персонажи, взять того же Голядкина, которого автор очень смешно сравнивает с ветошкой :)
Reply
Насчет Башмачкина: я ведь не говорил, что его "не жалко вообще". Мне просто всегда претил подход учителей, они буквально заставляли нас его жалеть. А я, например, видел в этом рассказе совсем другую мораль: стыдно мечтать о такой чепухе как шинель. В мире есть столько всего, а этот чудик о шинели мечтает, ну что за дурак! И смешная концовка рассказа лично меня на эту мысль всегда наталкивала - человека с нелепой мечтой ждет нелепая смерть.
Впрочем, это мое восприятие, я не настаиваю на этой трактовке, просто мне всегда было обидно, что детям из года в год втюхивают одну и ту же идею и заставляют писать однотипные сочинения, а за отклонение "от линии партии" снижают оценки. Нехорошо это))
Reply
Reply
Улисса начинал читать с комментариями, но потом забил на них, правда все еще не прочел и половины, как-то с Джойсом тяжелее идет.
Reply
Знакомая фраза, хех - Гоголь еще и смешной)
Хотя лично меня школа в плане литературы скорее приучила спорить, и многих моих знакомых тоже. Мне порою как-то все равно были глубокие смыслы или образы, но хотелось типа попротиворечить старшим и забронзовевшим стереотипам, и я начинал искать другие смыслы, и поэтому в итоге вчитывался в книги. Но на каждого, понятно, преподавание влияет по-своему.
Reply
Учитель, который позволяет ученикам "искать новые смыслы" - это самый лучший учитель, я ведь об этом и написал в последнем абзаце. В СССР же такое поведение могли расценить, как "отклонение от линии партии" и даже "контрреволюционную деятельность".
Мне тут сообщили, что в Литературном институте с недавних пор объявляется какое-то чмо с корочкой ФСБ, ходит на занятия и слушает студентов, следит за их настроениями.
Надеюсь, это утка, потому что если нет, то мы в полной jope, blyat. и это уже тотальный back in USSR.
Reply
О, тож надеюсь, что утка. Да и это было бы странно, наверн - если и возникла бы такая необходимость, приходить необязательно, можно какие-нить контрольные или курсовые собрать и почитать. Так что скорее всего это какие-то отдельные случаи, мб, по другим поводам. Ну, надеюсь.
Reply
А вот филологов Вы ругаете зря - филология как раз помогает лучше наслаждаться текстом, смаковать его или получать удовольствие от контекстов и аллюзий после того, как смысловой и эмоциональный уровень уже распробованы. Просто не нужно из детей стараться сделать филологов - это да.
Reply
Я тут пытался написать рецензию на последнюю книгу Лорри Мур и так закопался в отсылках, аллюзиях и перекличках названий, что в итоге поймал себя на мысли, что совершенно не помню, о чем книга и - понравилась ли она мне вообще?
Вот, решил написать о том, как иногда из "астрономии" скатываюсь в банальную "астрологию", и в итоге все это вылилось в эссе о школьных учителях...
Reply
Leave a comment