В рассказе Максима Осипова «Кейп-код» есть одна сцена: герои гуляют по побережью и собирают камни, и каждому дают имя - в честь одного из персонажей «Героя нашего времени»: «Черная, длинная, тонкая - Бела, вычурный, пестрый - Грушницкий...» И далее по тексту эти камни проживают жизнь вместе с героями - переезжают из дома в дом, становятся темой для важных бесед, иными словами - не просто врастают в сюжет, но становятся полноправными персонажами. Казалось бы - камни, что с них взять? И все же...
Над своими текстами М.О. трудится так же, как море - над галькой; каждое слово здесь долго-долго обтачивалось прибоем/автором до идеального размера/формы.
Первая книга Осипова -
«Грех жаловаться» вышла в 2009-м году. Записки кардиолога: рассказы о невежестве чиновников и пациентов, о бардаке в больницах и в головах, провинциальном запустении и прочих «привилегиях» российских мед.работников. Если коротко, то эпиграфом к этим запискам мог бы служить его же, Осипова, афоризм: «в России за пять лет меняется многое, за двести - ничего». Но вот что интересно: под пером М.О. все эти «свинцовые мерзости» вовсе не звучали депрессивно. Наоборот, автору удалось рассказать правду о своем деле без истерик, сгущения красок и преувеличений. И даже больше: рефреном через книгу шел один важный посыл: «я счастлив тут работать». Уже тогда стало ясно, что в литературе он - человек неслучайный.
Новая книга «Волною морскою» - сборник короткой прозы; диапазон тем - от будней скрипачки до выходных врача.
У Осипова идеальный слух, его тексты всегда предельно музыкальны. Не в смысле ритма, но в смысле настроения (если представить, что рассказы - это партитурные листы, где вместо нот эмоции, и - ни одной фальшивой). Тексты его чаще всего вообще не имеют сюжета - в них нет ни четкого начала, ни середины, ни конца, - почти импровизации, они построены на допущениях: «что если врач задержится, чтобы помочь человеку, опоздает на самолет и проведет ночь в одиночестве в терминале аэропорта?», «Что если мне сообщат, что те два попутчика, с которыми я ехал в поезде - убийцы?», «что если мой сын вместо Гарварда из принципа подаст документы в военную академию?»
Что тогда? Что я почувствую? Что я буду делать?
Все эти допущения Осипов прорисовывает, не упуская ни одного нюанса. Тот случай, когда прозу хочется назвать филигранной - и это не будет преувеличением.
Читайте так же:
Максим Осипов, "Грех жаловаться"