The Absolutely True Diary of a Part-Time Indian by Sherman Alexie

Sep 17, 2014 22:49



Об авторе: Шерман Алекси (Sherman Joseph Alexie, Jr.) - американский писатель, родился 7 октября 1966 года в индейской резервации в Спокане. Лауреат Национальной Книжной Премии Америки (номинация "литература для детства и юношества") за роман "The Absolutely True Diary of a Part-Time Indian" (вариант перевода названия: «Абсолютно правдивый дневник полуиндейца»).

О книге: У каждого жанра есть свои неотъемлемые атрибуты. У детектива это убийство, круг подозреваемых, сыщик (харизматичный, странный, остроумный (нужное подчеркнуть)) и, как правило, его помощник. У жанра young-adult тоже есть вполне конкретные отличительные черты - и все их знают: первая любовь, первая драка, первые комплексы. Ведь как бы мы ни пытались убедить самих себя в том, что мы уникальны, на самом деле детство у всех у нас было примерно одинаковое (с поправкой на достаток родителей, статус и местоположение школы): все мы таскали на занятия неподъемные рюкзаки, рисовали на партах, терпели унижения от старшеклассников, стеснялись той одежды, которую нам покупала мама, комплексовали из-за прыщей и телосложения, мечтали набить морду тому мудаку, который донимал нас на переменах, и, конечно же, были влюблены в самую красивую (по нашему мнению) девочку в классе (которая, разумеется, пост-фактум, оказывалась зацикленной на себе дурой (просто тогда мы об этом не знали)) [1*]
----
[1*] в данном случае я говорю от лица школьных изгоев, мальчишек, с детства мечтавших стать писателями/художниками/поэтами. Те, кто в школе был популярен, вряд ли согласятся с вышенаписанным.
----


Так вот, «Абсолютно правдивый дневник полу-индейца» вполне соответствует привычному young-adult паттерну. Сюжетно роман прост как «дважды-два»: одаренный мальчик, рожденный и выросший в индейской резервации, одержимый мечтой стать художником, в один прекрасный день бросает вызов системе и поступает в лучшую школу «для бледнолицых».


«Дневник...» - отчасти автобиографический текст. Алекси здесь пытается обратить внимание общественности на проблемы коренного населения Америки. Даже сейчас, в 21 веке, в США существуют индейские резервации, где общество разделено по этническому признаку, и дети коренных американцев ходят в специализированные школы и лишь формально имеют право на образование, приличную работу, медицинскую страховку и прочие гарантированные конституцией привилегии. На самом же деле барьер расизма и предрассудков не дает им даже покинуть резервацию.


Собственно, на этом и построен роман: сам Арнольд называет себя «part-time indian». Бросив вызов системе, он оказался зажат между двумя мирами, и оба мира отторгают его: днем он учится в школе для "бледнолицых", где окружающие смотрят на него как на странное животное, которое по ошибке забежало в класс и село за парту, а вечером он возвращается домой, в резервацию, где прохожие плюют ему вслед за то, что он «предал свои корни».


Но. Здесь важна подача. Главный герой, Арнольд, мечтает стать художником, и потому книга на четверть состоит из его скетчей и комиксов. В романе Алекси картинки - неотъемлемая часть истории, они как бы уравновешивают текст. Если их убрать, роман просто потеряет силу и глубину. Ведь зарисовки и импровизации, разбросанные по страницам, - это вовсе не иллюстрации художника, а именно рисунки главного героя. Неловкие, смешные и самоироничные, приклеенные к страницам кусочками скотча, всегда шутливые, местами злые, они отлично отражают эмоции Арнольда и подчас раскрывают его характер и его тревоги лучше всяких слов.
Роман-взросление, роман-воспинатие, роман-комикс. Книга о маленьком очкарике, который каждый день борется не только и не столько со своими проблемами, сколько с проблемами общества.



----
Читайте так же:
Дэвид Митчелл, "Лужок черного лебедя"
Арт Шпигельман, "Маус"
----

Вот так выглядят комиксы Арнольда внутри романа:








рецензия

Previous post Next post
Up