Василий Васильевич Петров руководил Восточно-Западной железной дорогой. И, хотя руководил ей довольно давно - лет уж с дюжину - заслуженно имел право считаться руководителем "современного типа" по целому ряду критериев, основными из которых являлись полное незнание теории и практики железнодорожного дела и столь же абсолютное отсутствие интереса к данным предметам. Явление сейчас настолько характерное, что, в общем, никто среди окружающих ему не удивлялся и все воспринимали как должное, проявляя к Василию Васильевичу уважение, соответствующее его высокой должности статусу, а также умению подать себя. Тем более ,что последнее В.В.Петров делать умел. При нем ВЗЖД значительно расцвела - у ней появилось собственное пиар-управление, своя газета, своё телевидение и множество дочерних фирм - от ОАО "Железный лимонад" до ЗАО "Западно-восточное партнерство сухопутных траулеров". Последняя занималась разведением рыбы мясо-молочных пород в нефтяных цистернах во время перегонки их порожняком в обратном направлении к нефтепромыслам - эдакое "ноу-хау", чтобы зря не пропадали эксплуатируемые объемы. Рыбы самой никто не видел, но на поддержку данного ЗАО регулярно выделялись крупные кредиты и убытки каждый квартал росли стабильно прогрессивно.
Еще современность Василия Васильевича ярко проявлялась в том, что и на все основные посты на дороге, а также во главе всех бесчисленных ОАО и ЗАО
(а также офшоров - куда ж сейчас без них) он поставил своих друзей и знакомых. Всех как один - столь же совершенно не разбирающихся в порученном деле и, соответственно, "свободных от застарелых подходов". И потому очень креативных. Праздники, юбилейные торжества и спортивные состязания не успевали сменить друг-друга! Некоторые из них даже годами дожидались свободного дня, но старились и тихо счастливо умирали на достойной пенсии... Каждый вокзал, полустанок и ларек украсились огромными яркими бронзовыми статуями, гербами, триумфальными арками и памятниками выдающимся (литературным и реальным) железнодорожным жуликам прошлого - от несравненного Остапа Ибрагимовича до еще более незабвенного Бориса Николаевича. Расходы на флаги, растяжки и прочие необходимые железнодорожные аксессуары росли год от года, наполняя карманы хозяев соответствующих ООО благосостоянием, а сердца благодарных пассажиров - радостью. И рядовые работники тоже обойдены не были! Количество выходных дней увеличивалось год от года и позволяло надеяться, что в самом скором времени Ново-Новогодние каникулы через Староновогодние, Рождество, 23-е февраля и День Святого Валентина окончательно сольются с Пасхальной неделей и 9-м Мая, чтобы плавно перейти в летние отпуска... Кто, спрашиваете, в таком случае, водил локомотивы, мыл вагоны и таскал поклажу пассажиров? Ну, для таких дел вовсе не обязательно привлекать штатных работников! Креатив в том, что подобные мелочные дела поручили официально не работающим иностранцам - уджикам и тазбекам. Им ведь ни праздников, ни выходных не нужно и платить им надо меньше ну, раза в три-четыре минимум. Правда, здорово?!
За небывалый расцвет порученной в управление отрасли - Василий Васильевич пользовался заслуженной славой в коллективе и среди "переменного контингента" (как он по прежней профессиональной привычке называл проезжавших и сопровождавших грузы граждан и неграждан). И явно им наслаждался, с удовольствием принимая цветы и восхваления во время посещения подведомственных подвалвагонзаводов и конно-спортивных рыбалок, а также облетая свою дорогу на воздушном шаре, занимаясь археологическим дайвингом и водя на нерест взятых под персональную защиту амурских тигров. "Скромность - пережиток проклятого советского прошлого, она вредит развитию!" - любил он повторять на собраниях коллектива, неизменно срывая бурные и продолжительные аплодисменты, плавно переходящие в овацию.
Всё было замечательно и подавало надежды на столь же счастливый конец через много-много сроков переаттестации (давно превратившейся в совершенно формальную процедуру, в ходе которой члены аттестационной комиссии публично и с нескрываемым презрением отвергали всех других кандидатов и пользовались возможностью в самых изысканных выражениях воздать должное величию и таланту действующего Директора). Однако... Как всегда бывает в нашем несовершенном мире, нашлись недоброжелатели, захотевшие щедро плеснуть дёгтя в сплошной мёд и разлюли-малину безоблачного существования всей Восточно-Западной дороги и ее достойного руководителя.
Конкуренты... Мелкие ничтожные личности! - как говаривал истинный духовный предтеча "Перестройки" и реальный идеолог современного российского железнодорожного строительства Паниковский. Они не дремали... И пока, ни себя, ни соратников не жалеючи, Василий Васильевич развлекал коллектив и проезжающих чемпионатами галактики по пляжному баскетболу, увлекательнейшими соревнованиями "чья яхта длиннее?", а также играми "найди меня в шубохранилище", враги упорно вели свои грязные интриги и в итоге постоили высокоскоростную магистраль "север-юг" и ""Заападно-восточную объездную монорельсовую трассу". А потом (завершив строительство) совершили просто преступный акт саботажа - резко снизили тарифы на собственные перевозки и (хуже того) по демпинговым ценам начали скупать четверть века назад отпущенные в самостоятельное плавание "дочки" нашей собственной ВЗЖД... Чем, должен признаться, вогнали и самого Василия Васильевича в полный ступор и его многочисленных друзей-советников - всех заслуженных товарищей по безконтактному кик-боксингу, альтернативных чимпионов (так в тексте - ред.) Мира по шахматам и заслуженных борцов с допингом.
Сначала Василий Васильевич попытался действовать так ,как учили в далекой юности, когда он (если верить его собственным воспоминаниям) ходил в шахматную школу и где овладел целым набором приемов, обеспечивавших успех в самом сложном поединке - "гамбитом доской по голове", "эндшпилем "опрокинь стол" и (самый успешный) - "дебют едва - первым и потом еще в глаз четыре". То есть - попытался вернуть самый важный и ценный "филиал" - "Юго-Восточно-Западный Незалежный Перегон" "в лоно" родительской компании путем жесткого прессинга, с одной стороны, и обихаживания тамошнего "первого" путем щедрого безвозвратного кредитования - с другой. Не получилось. Почему и как все происходило - это отдельная песня и не предмет нашего теперешнего фельетона, поэтому сразу пойдем дальше. Факт в том, что "Незалежный Перегон", не смотря на все очевидные выгоды, техническое банкротство и собственный неизбежный крах в ближайшем будущем, предпочел взорвать мосты, разобрать рельсы и без всяких прав влиться в состав "Западно-Восточной Объездной Монорельсовой...
Вышел большой конфуз. В любой другой государствообразующей компании после такого тотального фиаско полетели бы головы... Не один начальник отдела ушел бы в никуда без пенсии и "золотого парашюта". А у некоторых конкурентов (особенно в Восточно-Восточной железнодорожной компании "Великая Шёлковая Стена") даже сложно представить персональные последствия...
Но наш Василий Васильевич потому и считается гением железнодорожного дела межгалактического масштаба, что его поведение всегда предельно нестандартно. Своих не сдаёт! Соратники всегда об этом говорили восторженным полушёпотом: мол, "что ни сделай - спали центральный вокзал, разворуй в хлам и доведи до банкротства самый прибыльный вагон-ресторан, заключи невыгодное соглашение, по которому клиенту за каждую оказанную тому дорогой услугу еще и доплатить придется - Наш все простит! Ибо - неподражаемо великодушен и широк! Главное -не забывать регулярно целовать в одно руководящее место... и всё! Экая мелочь!" В общем, все остались при своих и на своих. Даже те, кто непосредственно ведал отношениями с давно катившимся по кривой дорожке "Незалежным Перегоном" и в качестве единственной меры упорно предлагал "дать им еще бабла"...
Однако, одной лишь мелкой неприятностью с "незалежниками" дело не ограничилось. Как водится, посыпались они как из рога изобилия... То булгарские обходчики доходный перегон закроют, то тарацкие поставщики помидоры (уже оплаченные) в торгово-передвижной общепит не поставят... А, самое главное, проклятые конкуренты тарифы как снизили, так обратно и не повышают. А если повышают, то самую малость...
Снова надо отдать должное Василию Васильевичу - сложа руки он не сидел. И раньше в соседние железнодорожные хозяйства наведывался нередко, и теперь попробовал решить все вопросы путем прямых переговоров. Но - никак. Враги. Не хотят. Ни тарифы снизить, ни ВЗЖД кредитовать, как раньше. У-у-у, уроды... Не боятся ни статей разоблачающих в "Восточно-Западных Вестях юного железнодорожника", ни обличительных передач и ток-шоу Кукушкина-Шапиро на "Общественном железнодорожном телевидении", ни бурных митингов мото-дрезинщиков... Буквально всё из проверенного арсенала подавления внутренних конкурентов для "врагов унешних" - камариный писк... (да и вообще, слышат ли?).
Между тем, пока тянулись сирии-мырии, допинги-попинги, но еще недавно блестящее состояние финансов Восточно-Западной компании начало стремительно приходить в упадок. Вдруг выяснилось, что некогда доходнейший "Пропан-Пром" потерял в капитализации даже не в разы, в на порядок. Что все "желбанки" требуют центрального кредитования, а непрерывно растущие расходы резко превышают столь же заметно падающие доходы... "Дефицит", короче. Того гляди, на очередной межпланетный чемпионат по кёрлингу бабла не хватит...
Два года подождали. Погадали на кофейной гуще, обошли всех гадалок и астрологов, заплатили им безумные бабки за предсказания и пророчества о том, что "тарифы вернуться в зад"... Не то ,чтобы те совсем обманули... нет... Тарифы действительно в заду. Только не совсем в том, и не совсем так, как хотелось бы... Постепенно даже до Василия Васильевича начало доходить, что что-то надо делать. Непривычно, конечно.... давно не приходилось... но надо. А то так, глядишь, не смотря на все прошлые умопомрачительные спортивные успехи, к следующему сроку аттестационная комиссия поменяться может...
Вернемся на многие годы (наверное, уже десятилетия) в прошлое, когда нынешний Василий Васильевич еще был простым василием васильевичем или даже просто василием... васей. В ту далекую эпоху (некоторые ее считают вообще легендарной, а другие утверждают, что этого не было и не могло быть - потому что Василий Васильевич был всегда и пребудет вечно) В.В.Петров работал санитаром по специальным поручениям в одном огромном и довольно беспорядочно управляемом, но относительно благоустроенном ведомственном Восточно-Западно-Юго-Северном Дурдомном управлении (ВЗСЮДу). Те, кому сейчас за 35, его не могут не помнить - на слуху был постоянно. Весьма специфическое было заведение... Со своими достоинствами и недостатками. Но Бог с ним, кануло в Лету, как и всё, что есть и будет в нашем бренном мире (ведь вечен только сам Василий Васильевич, как некогда был вечен тамошний главврач Леонид Ильич)...
Василий Васильевич работал в корпусе для "особо буйных". Маленьком, но очень знаменитом, поскольку он впоследствии дал упомянутой железнодорожной компании (и соседним самоопределившимся "дочкам") целую плеяду выдающих реформаторов и руководителей. Поскольку корпус располагался справа от входа на территорию, то его принято было называть "правым", а в связи с тем, что порядки были в корпусе предельно мягкие (относительно остальных - "тихих" корпусов), то "выпускники" данного лечебного заведения до сих пор с гордостью именуют себя "право-либеральными".
Василий Васильевич одно время общался с тамошним "переменным контингентов" чрезвычайно тесно, играл вместе с ними в совместно созданном (по благословению одного из Главврачей - Юрия Владимировича) кружке самодеятельности. И, исходя из профессиональных интересов, очень много и часто слушал в палатах горячие спичи о "рыночной экономике железных дорог", "свободе торговли спиртными напитками на перронах и в вагонах", "правах ночных бабочек" и прочих ранее незнакомых и интереснейших для рядового санитара-шахматиста предметах. Многие "наполеоны", "прокуроры" и прочие незаслуженно гнобимые советской властью великие люди нашли в нем тогда благодарного слушателя.
Слушал Василий Васильевич их настолько внимательно, ласково и сочувственно, что, когда ВЗСЮДу было распущено заседанием совместной комиссии врачей и вождей пациентов, а буйные сумасшедшие из палат и бараков разбежались по окрестностям, наводняя их митингами, национальными конфликтами, рэкетом и прочими прогрессивными историческими событиями - он в отличие от массы рядовых санитаров без дела не остался. Талантливые люди, тяжко томившиеся в "право-либеральном" корпусе ВЗСЮДу, обретя заслуженные еще дедушками и бабушками свободу и власть, Василия Васильевича за его ласковость не забыли. Один из них, возглавив Северо-Северо-Западную Конку, пристроил В.В.Петрова в железнодорожное хозяйство, где тот сумел впервые проявить все те выдающиеся качества, каковые ныне известны в мировом железнодорожном масштабе и за которые он (немного позже) оказался вознесен на нынешние высоты - когда сумасшедших "право-либералов" постепенно вывели из высших кабинетов из поотправляли на стационарное лечение по персональным комфортабельным санаториям, типа Жел.-Сбербанка или Жел-Нано.
Когда сам Василий Васильевич возглавил Дорогу, он долгое время бывших своих друзей-пациентов постепенно от непосредственного руководства движением отстранял, заменяя, по возможности, приятелями-санитарами. Чтобы, с одной стороны, в родном привычном коллективе оказаться, а с другой - совсем уж крупные аварии предотвратить, которые возникали по причине новаторских, опережающих своё время на тысячелетия, но слишком уж безумных экспериментов в исполнении друзей-"наполеонов". Но от бесед с ними по-прежнему не отказывался и к советам прислушивался. Ибо к талантам и аналитическим навыкам жертв советской карательной медицины сохранил по сей день глубочайшее уважение.
Но вот пришло время "бурь". Благословенные "тучные годы", когда стоило бросить на перрон недокуренный бычок, как его тут же подбегал с совком убрать прилежный узжик или тазбек, когда яхты ежегодно росли в метровом выражении, опережая рост тарифов, а любой чемпионат по крокету завершался возникновением, словно грибов после дождя, целых россыпей шубохранилищ - завершились... И, видимо, окончательно.
Осознав это, собрал наш Василий Васильевич начальников главков, дорог, дорожек и прочих ОАО и ЗАО и воспросил: что делать-то дальше будем, братаны-санитары? Как тарифы понизим или расходы сократим? Но возмолчали братаны-санитары, заслуженные чемпионы ВЗЖД по подводным шахматам без допинга.... Только потели и кряхтели, заплывшими глазками растерянно моргая... Кроме предложений типа "а давайте конкурентам бойкот объявим", или "проведем агитационную кампанию за пользование только нашим отечественным железнодорожным транспортом" - больше ничего внятного не прозвучало.
Нельзя сказать, что Василий Васильевич к предложениям не прислушался - ведь что-то родное, неизбывно-ностальгическое, из далеких счастливых "санитарных" времен - в них чувствовалось едва не на ощупь. И бойкоты пообъявляли, и на кампанию агитационную опять безумные деньги грохнули (даже специально несколько новых заграничных ОАО под их распил завели), и мото-дрезинщикам новые жел-байки купили для поездок "с ветерком" по узкоколейкам конкурентов . Но эффекта - "около нуля". Скорее даже "минус", если судить по кассе.... Только отчетов бумажных десятки томов прибавились, но (вот беда!) макулатуру сейчас не собирают... Озаботился и закручинился Василий Васильевич, - что не могут санитары-шахматисты ничего путного подсказать... Свежее что-то надо... креативненькое... А ну, как спросить друзей из "временного контингента"? А что там скажет уважаемый почетный железнодорожник Алексей Леонидович Кудряшкин? Ведь давненько Василий Васильевич его зажигательных речей не слыхивал... А ведь Главный научный сотрудник "Межгалактической академии свободных искусств имени Егора Тимуровича И Его Команды" ничего плохого ,кроме хорошего, подсказать по определению не сможет! Опять же, старый, проверенный клиент родимого "право-либерального" корпуса. - Смирительной рубашки не испортит!
Вот и вызвали Кудряшкина. Тот, для порядка, как водится, поупирался, поотнекивался, посверкал сердито золотыми дужками пенсне "а-ля Предводитель Дворянства" , но на собрание железнодорожных санитаров-шахматистов во главе с Василием Васильевичем все же пришел... Обратил к нему Василий Васильевич чело своё высокое и воспросил: "Ну и как, любезный Вагоноуважаемый и Премногоуважатый, надо нашу Железную дорогу реформировать, чтобы она при нынешних тарифах снова начала приносить прибыль, а убытки сократила? Ты ж тоже акционер, как-никак, давай, креативь!"
И все замерли... Ждут... Что скажет великий?
А тот еще пенсне посверкал, покряхтел и ехидно-трескуче, очень веско бросил в напряженный зал: "ПаровозЪ!"
Вот так вот! С ТвердымЪ ЗнакомЪ!
Сидящие в зале бывшие санитары сначала не поняли - начали тихо перешептываться: "что провозЪ? какой паровозЪ?" Но многочисленные бывшие поциенты (их даже после распределения по санаториям, по традиции, продолжают приглашать на советы Правления ВЗЖД) сразу восхищенно вздрогнули: "Ну! Конечно! Конечно ПаровозЪ! И, обязательно, с ТвёрдымЪ ЗнакомЪ! Никак иначе! ОН ГЕНИЙ! Голова! Я бы ему палец в рот не положил!!" В общем - буря восторга... Василий Васильевич, однако, ничего не понял. Но будучи человеком опытным (карательная медицина хорошо дисциплинирует) вида не показал, а, милостиво кивнув, зашел с другой стороны:
"Алексей Леонидович! Что ты очевидные вещи говоришь? Это и так всем понятно, а мне - тем более. Но вот тут, в зале, сидят люди, которые в железнодорожном хозяйстве хоть и давно, но до сих пор сути его не поняли. И, тем более, за бесконечными спортивно-культурными акциями историю немного подзабыли... Ты разъясни им подробнее. Разверни, так сказать!"
"Что? Такие неучи, что не можете понять "Гиганта Мысли" по одной фразе?" - Кудряшкин позволил себе поехидствовать: "Что неясно? Ну, ладно... для убогих разверну... ПаровозЪ - это традиционное, исконное и в тоже время новаторское решение всех проблем нашей железной дороги! Вернувшись к паровозу, мы можем резко и радикально удешевить эксплуатацию и снизить накладные и эксплуатационные расходы. Как? Что, опять не поняли? Ну, тупые.... "совки", одно слово... ничему вас демократия за 25 лет не научила... Внемлите! С введением паровоза мы не только сможем отказаться от таких затратных объектов, как все электро-подстанции и сопутствующее оборудование, но и получим внеплановую прибыль за счет сдачи в металлолом проводов, трансформаторов, электро-локомотивов! Это же золотая жила! ПаровозЪ в эксплуатации гораздо дешевле электровоза - уголь да вода - все, что для него нужно. Того и другого у нас предостаточно! А в кочегары и тазбеки сгодятся - их и учить не надо: бери лопату, да кидай уголёк... Нынешних водителей локомотивов можно будет сократить по ненадобности - вот еще одна статья экономии...
- А паровозы где возьмем? - осторожно высказался откуда-то из зала младший подпомошник заместителя столоначальника Дмитрий Рогожкин: Старые-то, с госрезерва, давно в металлолом сдали... они теперь в виде шуб у одного нашего коллеги воплощены..."
- "Элементарно!"- фыркнул Кудряшкин: "Закажем за границей! Как всегда! И тем еще улучшим международные отношения с нашими дорогими западными партнерами... Я говорил и повторяю -Паровозу нет, не было и не будет альтернативы... пока на конный транспорт не вернемся, конечно... Но это - светлые перспективы будущего!"
КОНЕЦ