1. Маггловский вопрос
Споры не на жизнь, а на смерть в последнюю мою ночь. Почему маги презирают магглов? Как соотносятся магический и маггловский миры? Какая война страшнее - Вторая мировая или Грюндельвальда? Но главное, конечно, что задевает лично меня - это вопрос превосходства.
Для начала, я по жизни не могу воспринимать идеи национализма, расизма, антисемитизма и т.п. Что угодно, только не это. Это такая мерзость. Дело даже не в том, насколько сильно я люблю, например, евреев. Дело в том, насколько отвратительны и безумны люди, подверженные этим идеям, когда они о них говорят. Разум куда-то исчезает, нормальная логика заменяется какой-то извращённой, взгляд меняется, ненависть можно сцеживать струйкой. Человек сам себя разрушает, его самого жалко в первую очередь. Это как судорога мозга какая-то. Я это вижу, к сожалению, регулярно, у близкого человека, и поэтому эта тема весьма больная.
Здесь же нам предлагается расистская по сути теория: маги - носители некоей первичной творческой силы, и по факту этого они круче магглов, которым доступна разве только вторичная творческая сила - рисовать там, музыку писать. И вот это положение, и вытекающие из него проблемы, кажется мне очень опасным бредом.
Для начала, взглянем на источник. Роулинг. Она очень мало об этом говорит. Практически обходит все острые углы. Опять же, книжка детская. Если начать анализировать отношения маги - магглы в книге, там найдётся масса логических дыр. Это невозможная система. Кстати, из многих объяснений этой системы мне ближе всего та, что магов нарочно держат в их маленьком гетто, в замкнутом мирке, в невежестве и суевериях, в ложном чувстве превосходства, чтобы маги грызлись разве что между собой и не мешали нормальным людям жить.
На игре введено это вот понятие ПТЭ - первичной творческой энергии, определяющей превосходство магов. Идея о магии как творчестве мне крайне близка. Именно потому, что я её, можно сказать, практикую по жизни, я понимаю, насколько это непростое дело. И поскольку я была преподавателем, я знаю, что раздай я несложное творческое задание - и хорошо если половина справится. Большая часть ответит «Ы» разной степени развёрнутости. Когда начинают рассуждать о превосходстве магов, я смотрю вокруг - на этих самых магов - и вижу простых как полено квиддичменов, гламурных деффачек и недогламурных, но таких же пустоглазых, алкотуристов и прочих самых обычных людей, которые ВТЭ-то не обладают, и даже развивать не хотят.
Эрго, ПТЭ - это возможность «творить магию на игре», т.е. зачиповать у Банцеса новый каст, а у Лоры - новое зелье. К реальному, идущему из души творчеству это относится весьма опосредованно. Тем более что учитывается потенциальная возможность, а не свершившийся акт создания. Т.о. ПТЭ = присутствию на игре.
Получаем, что, унижая магглов - унижают всех, кто не играет в сезоны. Ну, не в прямую, ок. Главное, что я из этого вывожу: общепринятое на игре презрение к магглам - это снобизм, но основанный не на реальных достижениях индивидуума, а на принадлежности к группе. И это не слизеринско-аристократский замес, это болезнь всей игры - потому что такое отношение проистекает из общеигровой «истории» и «теории магии». По-моему, это очень и очень гадко, и я не вижу в этом никакой ценности, но очень много опасностей для игры.
В частности, это делает людей хуже. Один из главных выводов, который я сделала именно на этой игре - Школа устроена так, чтобы из маленьких эгоистичных ублюдков воспитывать больших. Не только внушением собственной исключительности и по праву этой исключительности вседозволенности (я же маг, какое бы дерьмо не сделал - это Высокое Творчество), но и этим тоже.
«Короче говоря, она во всех отношениях была неудачницей - невежественная, ничего не умеющая, претенциозная, никому не нужная, отличающаяся снобизмом никчемная бесприданница. И хотя сама она ни в коей мере не допускала наличия у себя этих недостатков (ни один человек не желает признавать неприятных истин в приложении к себе, пока ему не забрезжит свет другого способа существования), она ощущала их воздействие на свою жизнь слишком остро, чтобы быть удовлетворенной положением вещей». Почему-то эта фраза кажется мне наиболее подходящей к тем, кто особенно старательно следует правилу «презирать магглов».
Наверное, я не смогу объяснить и тем более отстоять свою точку зрения. Она во многом основана на эмоциях, и к тому же крепко связана с пожизнёвкой. Даже не так - с жизнью.
И два пункта меня бесят особенно:
1. По умолчанию презрение к остальному миру, т.е. к магглам.
Пример с войнами - вопиющий. В конце концов, приедет к вам коллега, я не знаю, из Индии, упомянет как-нибудь, что его семья пострадала во время, я не знаю, «индо-пакистанского инцидента». Да, вам пофиг в целом, но неужели вы скажете «да это ерунда, подумаешь, вот у нас была война - так это да, а ваша так, мелочь, кто её вспомнит, кому она нужна»? Скорее уж посочувствуете, в духе «дети Афгана и дети Беслана в кровном и вечном родстве». Но именно так «маги» «отыгрывают» отношение ко Второй мировой. Га-дость.
2. Воровство гениев и истории.
Раз уж вы декларируете такое невдолбическое разделение двух миров - руки прочь от нашего. А то сидят 80 бездарей, и твердят как мантру: Моцарт был как мы, и Бах был как мы, и Леонардо да Винчи был как мы - они были круты, причём именно потому, что были одними из нас - значит, и мы круты, вау, какие мы охренительно крутые! Вот опять же, не могу принять такое «уравнивание». Говорить, что Моцарт крут, потому что он как я… Очень хочется зеркало под нос подсунуть в таких случаях, и напомнить, что относительно Моцарта все здесь присутствующие - никто и звать никак. И не с точки зрения славы, а по факту.
А с историей дело такое. Представьте прекрасный огромный гобелен. Сложное переплетение нитей. И вот из него начинают дёргать нитки по одной. И есть иллюзия, что из этих ниток потом сложится что-то ещё более клёвое, потому что выдернутые нитки будут видны целиком, тогда как в гобелене они перекрыты другими нитками. Но в результате получится только испорченный гобелен. И как не осторожно вытягивай нитки, как не радуйся на отдельную особо красивую выдернутую нить, как не доказывай, что именно на этой, выдернутой, держалось всё остальное и потому она есть суть гобелена - разница между прекрасным, сложным произведением и горой тряпок и ниток будет очевидна.
История - это лавина, процесс, который за редким исключением идёт так, как идёт, и не может идти иначе. У каждого явления есть бесконечно широкий веер причин и действующих сил, которые сошлись здесь и сейчас. И заменять всю эту надчеловеческую мощь, всю необоримую логику развития человеческого общества, которая начинается, видимо, в структуре материи и заканчивается минимум ноосферой, сознательной деятельностью кучки гуманоидов - с моей точки зрения, глупо до смешного.
Но эти косяки можно было бы принять, если бы это шло на пользу или не во вред игре. Ну, как можно договориться, что небо у нас зелёное. Т.е. в виде игровой условности. Но здесь эта логически непрочная и этически сомнительная конструкция даёт право и даже обязывает одних персонажей травить других. Это сложная и недоделанная условность. Её роль в игре вызывает регулярные её разборы и обсуждения, споры, дискуссии. Но при этом последняя такая дискуссия пришла к выяснению фактически аристократически-слизеринской правоты в том, что магглы - это скот, овцы. Т.е. такой подход установлен в правилах игры, в тех написанных для игры книгах, на которых предложено строить рассуждения.
Т.е. вопрос на первый взгляд открытый, но на деле выигравшая сторона уже определена изначально.
Это то же, что было в п.2. На первый взгляд, все пути решения проблемы открыты, но при их прохождении всё сводится к одному.
Но, опять же, я охотно верю, что наошибалась и здесь тоже. Единственное, что я могу точно сказать - что это всё очень дурно пахнет. Не по игре, а с точки зрения мастерения.
Идеальным решением я бы сочла пересмотр правил. Например, самого наличия во вселенной этой ПТЭ. Оставила бы вопрос открытым, без ответа.
А практическим решением - не затрагивать тему магглов без крайней, вот вообще уже крайней необходимости. Я не хочу об этом говорить - ответ на все случаи жизни.