Участник проекта
Eshopsales Александр, делает большое и мужественное дело. Ведет
блог о том, как он создает свой новый бизнес, интернет-магазин... Сделав очередной шаг, Александр попросил меня откомментировать его... И тут я столкнулся с непростой задачкой..
Итак, Александр первым шагом считает
рисование макетов и свои результаты он выложил здесь Я отвечу здесь:
Задачка у меня непростая. С одной стороны, мне нужно бы Вас похвалить и приободрить, чтобы у Вас появилось желание двигаться дальше... С этой же стороны, я вижу, что Вы очень довольны результатом и нельзя Вас разочаровывать... С этой же стороны я хочу сказать, что Ваша реализация значительно превосходит «средние показатели» и выглядит достаточно прилично...Если Вы уверены в себе на 100% и хотите просто создать работающий бизнес то дальше можете не читать. Остановимся на том, что все очень неплохо...
Если же Вы хотите получить максимум.. То будьте готовы к тому, что я буду жесток... Возможно даже излишне... Я сразу понимаю что заслужу кучу отзывов формата «это все придирки и так все хорошо»... но что ж. Наша задача сделать не хорошо, а сделать лучше всех... «Лучше» неправильное слово, правильное слово - эффективнее...
Итак, начать хочу с того, что Ваш подход к построению бизнеса противоречит тому, что пытаюсь донести я. (Это не значит что он плохой, просто он значительно проще и привычней) - Вы пытаетесь делать «как все, только лучше», я же пытаюсь объяснить что подход к бизнесу, в котором планируется серьезный маркетинг отличается принципиально...
Сайт - не главное
Суть в том, что сайт - это самая незначительная и завершающая часть проекта. Он делается тогда, когда уже проведена вся работа. Чтобы все работало - мы должны тщательно проработать и протестировать все моменты маркетинга. Целевая аудитория - кто они, зачем им товар, как они будут покупать, как мы будем рекламировать товар, где, каким образом будут выстроены продажи, что мы будем продавать потом, какая основная идея нашего магазина? В чем УТП нас и наших товаров? Чем мы отличаемся от конкурентов?... И еще много и много чего...
Поэтому еще раз повторюсь я буду жесток (и простите меня все, кому этот шаг понравился)
Порка начинается:
После публикации Поста 2,
ponomarev_petr заметил, что неверно начинать создание магазина с макетов
Ну я бы сказал что макеты это уже близко к концу. Когда у нас уже продуман маркетинг, мотивация посетителей, УТП, конкурентные преимущества, схемы продаж, креативная идея и концепция проекта...
путём собственных умозаключений, а также тестирования клиентов и их поведения в оффлайн точке в одном из крупных ТЦ в Перми, выделили 2 основные целевые группы и одну второстепенную группу покупателей нашей эффективной аудитории.
Вот это уже правильный путь. Только я хотел бы понять как Вы тестировали и как пришли к таким выводам? Описания целевых групп в целом годятся... Но чтобы все это использовать в дизайне нужно:
Понимать страхи и проблемы каждой целевой группы
Понимать модель поведения каждой группы
Понимать что может подтолкнуть к покупке каждую целевую группу
И судя по дизайну целевые группы были отправлены в топку, поскольку дизайн никак не согласуется с тем, что Вы пишите...
На основе описания групп целевой аудитории их достатка, проблем и переживаний, Я >>>попытался накидать некоторое подобие УТП для teddy-to-you.ru. Честно сказать получилось не очень то УТП, скорее какие то оглавления для рекламных баннеров. Очень >>>хотелось бы чтобы Вы помогли сформулировать УТП и направить меня на путь истинный. Итак...
Магазин teddy-to-you.ru поможет Вам признаться в любви, принести извинения или доказать преданность без СЛОВ! Просто подари Тедди.
- Если Ты мягкая и пушистая, заведи себе друга, который поймёт тебя всегда.
Ну, это попытки УТП по товару... Чтобы получилось сделать работающее УТП нужно проделать гораздо больше работы. Главная фишка УТП - это уникальная выгода для клиента. То есть Ваш магазин должен делать то, чего не делает никто или для тех, для кого не делает никто или так, как не делает никто. УТП - это не реклама, участники «
УТП, которое продает» это знают....
Самое долгое, сложное и интересное - это первые наброски в которое материализовалось моё техническое задание основанное на изучении аудитории. Кстати адание базировалось на
Мини-книга "Чеклист usability Вашего магазина" взятого с проекта www.eshopsales.ru. крайне полезная вещь для тех кто делает первые шаги в интернет коммерции. чеклист позволяет не делать ошибки! А это очень важно скажу я вам! Ниже привожу ТЗ которое самолично отписал производителю работ по проекту:
Спасибо за лестную оценку чеклиста, но он не имеет ничего общего с ТЗ... Юзабилити - всего лишь один из очень многих моментов. ТЗ неспециалист написать не может. Во всяком случае полноценное, которое помогло бы делать проект быстрее и правильнее, эффективнее... Вы можете написать бриф (Перечень требований)...
Кстати, моя
статья о том, как писать ТЗ А вот как могут выглядеть ТЗ
(Показываю материалы из
тренинга "интернет-магазин с нуля" Вариант 1Вариант 2 Это вовсе не означает что они должны быть такого уровня и такого качества и такой детализации... Но сама суть - вот она. Должно быть четко описано как проект работает.
А дальше, как проффесиональный менеджер проектов расскажу во что меня ткнули бы носом принеси я такое ТЗ директору или заказчику...
ОШИБКИ НА КОТОРЫХ ТЕРЯЮТСЯ ДЕНЬГИ, МЕЖДУ ПРОЧИМ
Сроки исполнения: 1,5 месяца с момента постановки задачи.
Срок исполнения чего (Не указано что именно будет сдаваться в каком виде, в каком формате,где и как - то есть вообще не понятно что нужно сделать - магазин, дизайн, движок, кто наполняет контентом, кто тестирует, какие критерии сдачи?)
Важно заметить, что магазин должен качественно отличаться от действующих на рынке магазинов торгующих подобным товаром, отличатся как уникальным дизайном, так и качеством исполнения проекта на всех уровнях от дизайна до программирования. Исполнение проекта должно быть выполнено в стиле бренда.
Абсолютно пустая фраза. Что такое «Качественно отличаться»? Как это измерить. И как доказать что отличается? Что такое «подобный товар»? От каких магазинов и чем нужно отличаться?
Что Важно знать дизайнеру: Ваше УТП, для кого Вы делаете магазин, Ваши целевые группы, их особенности, их предпочтения, стереотипы. А также существующие ограничения по логотипу и стилевым решениям... И по хорошему, конечно надо бы начинать дизайн с
концепции...
Дизайнер - это не бог
Откуда у большинства такая вера в силы дизайнера? Почему из дизайнера делают бога? Почему то полагают что дизайнер должен знать - как лучше продавать Ваш товар... Почему то считается что дизайнер должен быть и usubality проектировщиком и бизнес-аналитиком и маркетологом (И все это еще и подешевле.) Есть такие дизайнеры. Но их крайне мало. И никак не 40 тысяч они за макет берут. Да и не в макетах свою работу измеряют. Дизайнер всего лишь инструмент... Он должен уметь рисовать. Знать композицию, типографику, уметь сочетать цвета, быть художником, при этом знать стандарты и уметь работать в ограничениях... А проектированием занимаются другие люди (совсем другие)...
После недолгих переговоров и личной встречи с дизайнером все отправились восвояси >>>>заниматься свои делом. Итак, первый - второй и третий "окончательный" вариант представлены ниже:
Эволюция макетов... Здесь правильнее было бы эволюции идей и прототипов. Хорошо что у Вас в дизайне нет связанных иллюстраций и других «дорогих» штучек. Представьте что над иллюстрацией Вашего мишки трудилось 3 человека 4 дня и Вы отдали за это 1000$. А потом решили что меню нужно перенести.. И ушла композиция, пропала идея и иллюстрацию пришлось переделывать... Минус тысяча... Это я о пользе прототипов, эскизов и наборосков...
А теперь собственно о дизайне...
Дизайн средненький. Не ужасный. Но никакой.
Главный недостаток большинства дизайнеров-ремесленников - нет никакой идеи. Нет ничего запоминающегося. Просто хороший дизайн. Через 5 минут Вы не вспомните как выглядел этот магазин. Только что синий... А сколько синих у конкурентов, сосчитали?Кстати а почему синий? Вы тестировали? Откуда взялась идея этого цвета? Она обоснована?
По макету понятно много вопросов. Всех их писать не имеет смысла.
Немного не понял что такое «не экономить на дизайне». (В комментариях) 40 тысяч это как раз и есть экономить. За эти деньги никак не нанять проектировщика, маркетолога и юзабилити специалиста - можно найти человека который умеет рисовать. Ваш дизайнер более или менее рисовать умеет, а вот продавать нет. (Что ему и не должно быть свойственно)
А при чем здесь аудитория?
Остановимся на главном. Зачем Вы писали про аудиторию? Что Вы сделали с этими данными? Допустим что мы презираем проектировщиков и маркетологов, все у нас делает дизайнер, так вот дизайнер с головой начал бы с того что написал бы что в дизайне заставляет представителя целевой группы 1 посмотреть сюда, выбрать то, сделать это. Что запомнит представитель целевой группы 2, как дизайн решит сомнения представителя целевой группы 3, что будет рычагом влияния для представителя целевой группы 4? …
Нет ответа на главный вопрос - проект провален
Главный вопрос - почему я должен купить что то у Вас? А не в магазине в соседнем окне (Тоже кстати синим). Ответа на него нет. Значит проект провален. Остальное не так существенно.
А если сначала?
В общем начинать надо с аудитории. Понять ее... Разработать УТП. После этого уже можно начать генерировать идеи дизайна. Провести их отбор и потом уже делать концепцию, а на основании ее прототипы... И только потом уже рисовать...
А до этого - хорошо бы посмотреть конкурентов. Для начала подписаться на вот такой замечательный журнал
http://www.teddybeartimes.com/ и почитать его. Посмотреть как работают ЭТИ ЛЮДИ....
И кстати, забудьте о том, что и кто Вам говорит (можно даже на меня не обращать внимания) Дизайн не должен нравится. Дизайн должен продавать. У меня довольно большой опыт внедрения дизайнов, которые всем нравились, но ничего в продажах не давали...
Радостные новости
Теперь перейдем к радостным новостям:
- Все что я написал вовсе не обязательно воспринимать как руководство к действию. Я расцениваю все с высокой планки, к которой привык, а скорее всего на высокую планку Вы не рассчитываете. Просто сделать магазин, который просто будет как то работать. И что то зарабатывать. .. Это у Вас уже получается, причем лучше чем у многих...
- Дизайн никакой, УТП нет - но все равно это по уровню выше многих российских магазинов... На 2010 год можно успокоится и не хотеть большего.. .
- Можно на меня жутко обидится и делать все по-своему. Это тоже даст результат. Делайте как считаете нужным - я в любом варианте буду стараться Вам помочь.
- Во вчерашнем касте тренинга продвижения в социальных сетях, мы говорили о блогах, секретных фишках и способах ведения - Дамир назвал Ваш блог - удачной моделью для запуска магазина... Так что общая схема верная.
А кому это надо?
Интересно, а вообще кому нибудь нужен детальный разбор магазина? Или достаточно криков из зала «Цвет меню измени», «ссылку на главную перетащи»?... Что интересно: почему то мало кто, действительно хочет зарабатывать больше... Многим достаточно остаться в привычных рамках. Это и проще и понятней. Да и деньги и так капают...
Буду рад Вашему мнению
Что может помочь:
«
Интерент-магазин с нуля - ответы на все вопросы по организации бизнеса»
«Удвоение продаж в Вашем интернет-магазине за 60 дней» «УТП, которое продает»