Самолет - прекрасное изобретение человечества. Всего каких-то 80 часов в пути - и вы в Патагонии.
Это было самое долгое, самое дорогое и самое дальнее наше путешествие.
Началось оно с предновогоднего коллапса в Домодедово, и закончилось забастовками в Чили, куда мы не могли попасть, чтобы сдать арендованную машину.
А посередине всего этого была Патагония - бескрайняя и бесконечно разная - сумасшедшее красивая и унылая, невозможно жаркая и с ледяными ветрами, с пыльными гравийными дорогами и идеальными шоссе. Это было одно из самых интересных и красивых наших путешествий, и теперь Патагония - навсегда в моем сердце.
Добирались мы до Патагонии трое с лишним суток. Наш вылет из Москвы точно совпал с отключением электричества в аэропорту Домодедово - мы приехали туда через час после обрыва линий электропередач. Не буду здесь сейчас описывать все дальнейшие наши страдания, но если коротко, то наш рейс в Буэнос Айрес авиакомпании Катарские авиалинии опоздал на 29 часов. Соответственно, стыковка в Дохе была потеряна, как был потерян и внутренний перелет в Аргентине, и забронированные на две первых ночи гостиницы.
3 суток мы провели в аэропортах, ели бутерброды и спали на туристических ковриках. Как хорошо, что мы не сдали их в багаж! До этого приобретенного опыта я даже не могла толком спать в палатке - мне было то неудобно, то тесно, то жестко, то страшно, то еще чего-нибудь. Теперь, поспав на полу в трех аэропортах в разных концах мира, я могу точно про себя сказать - я могу спать где угодно и как угодно.
Итак, через 3 суток от начала пути из дома, мы наконец приземлились в Пунта Аренасе в Чили. Почему мы начали именно отсюда? Мониторинг цен на аренду машин в Чили и Аргентине показал, что самый дешевый вариант - это аренда в Пунта Аренасе. Причем, если даже вы собираетесь ездить только по Аргентине, гораздо выгоднее брать машину в Чили, и въехать на ней в Аргентину. Аргентинские прокатные конторы сплошь устанавливают ограничение пробега в 100- 200 км в день, и их машины не имеют обычно совершенно никакой страховки. Поэтому я забронировала машину в чилийском Европкаре. И все 3 дня в пути писала из аэропортов панические письма в головной офис, умоляя не отменять нашу бронь, если мы не прибудем на место вовремя. Чилийский Европкар оказался очень приятен в общении и заверил, что ничего с нашей бронью не случится.
Итак, мы в Чили. Наконец - то дышим свежим воздухом - 3 суток мы не был на улице. Мы бросаем вещи в забронированный за 2 месяца до приезда хостел и идем получать машину.
Какую брать машину - тоже было предметом долгих дискуссий. Были изучены карты, фотографии дорог и Google Earth - почти по сантиметрам. Брать джип или седан? Джип выходил в 3 раза дороже, плюс мы бы очень сильно потратились на бензин. Половина дорог в маршруте у нас была гравийная, половина - идеальный асфальт. Страдали выбором недели две, и так бы и продолжали страдать дальше, если бы не страх остаться вообще без машины. Решили брать авто- компакт. Вот он, главный герой нашего путешествия, чудо немецкого автопрома - Фольксваген Поло. Эта букашка мужественно выдержала все испытания, которые мы ей подсунули, и с честью прошла 7 500 километров по патагонским дорогам - ни разу не сломавшись и вообще не вызвав ни единого нарекания. И колеса мы меняли всего два раза.
О том, чтобы выехать в тот же день, не могло быть и речи, и мы повалились спать. Спать было странно, потому что на часах хоть и было половина одиннадцатого ночи, но прямо в окно светило яркое солнце. Ах, этот чудесный патагонский летний день - благодаря такому длинному световому дню мы так много успели - и так сильно устали.
Немного вечернего Аренаса.
Невозможно сидеть на одном месте долго, если у тебя есть машина, и ты можешь в любой момент сесть и поехать на все 4 стороны.
Утром мы разжились хорошей дорожной картой и выдвинулись в путь - наша цель на ближайшие дни это Торрес дель Пайне, и плюс по дороге мы решили заглянуть в пингвинерию Seno Otway недалеко от Аренаса. Очень неосмотрительно мы проигнорировали обед. Решили - пообедаем где-нибудь в пути, мы же не в пустыне…Ха! Мы еще не знали, что такое Патагония! Можно проехать и 300, и 400, и даже 500 километров, и не встретить вообще ничего и никого Даже если на карте есть какие-то подписанные и вроде бы населенные пункты, то это ни о чем не говорит - это всего лишь эстансии. Купить хоть что-то можно только на заправках, но не всегда это будет горячая еда - чаше всего - чипсы и шоколадки, максимум - выпить чаю или кофе. Даже бутербродов часто не продается…
Чтобы добраться до этой пингвинери, нужно свернуть с прекрасного асфальта на гравийку. Мы думаем - ну вот, первое испытание для машины - если поймем что совсем все плохо, то просто вернемся в Европкар и поменяем ее на джип. Машина справляется хорошо, и мы видим наших первых пингвинов.
Немного забегая вперед, скажу, что все дальнейшие виденные нами пингвиньи колонии были гораздо интереснее и многочисленнее, поэтому фотографиями этой особенно утомлять не буду.
А вот пейзажи около пингвинери очень понравились. Настоящий «север», а точнее - юг.
А еще - здесь мы знакомимся с патагонским ветром. Что это такое, никакими словами не передать. Ледяной и пронизывающий до костей, настолько сильный, что невозможно выйти из машины - он с огромной силой захлопывает дверь обратно. При этом может светить яркое солнце, но без двух свитеров, шапки и куртки на улицу не высунешься.
Мысли об обеде затмевают пингвинов, ветер гонит нас обратно в машину. Пингвинерию эту не могу рекомендовать к посещению (об этом же, впрочем, предупреждает и ЛП), так как пингвинов там совсем мало. На входе есть маленькое кафе, но там продают только чипсы и шоколадки, плюс можно выпить горячего чаю. Мы едем дальше, в сторону Пуэрто Наталеса. Я уверена, что сейчас мы «поедим по дороге». Это было очень наивно - по пути нам встретилась одна хилая заправка с хозяином-старичком и такой же старой собакой - там ничего нельзя было купить, кроме чипсов и кока-колы. Это становится уроком на весь дальнейший путь - больше мы без запаса еды и воды из городов не выезжали.
По дороге из Аренаса до Наталеса.
Пуэрто Наталес - ворота для въезда в самый знаменитый национальный парк Чили - Торрес дель Пайне. ВСе туристы, которые приезжают сюда, делают это только с одной целью - уехать дальше, в Торрес.
Нам городок очень нравится. Маленький и уютный, он стоит в очень живописном месте.
Мы запасаемся продуктами - в Наталесе есть хороший супермаркет Unimarc. Магазинами этой сети мы часто пользовались в Чили - низкие цены и хороший ассортимент. Теперь, когда у нас полный багажник продуктов, нам ничего не страшно.
Продолжение истории:
Национальный парк Torres del Paine и ледник Perito Moreno