Jan 14, 2008 14:28
пионерская жизнь
ponyrev
2008-01-14 01:27 pm (local)
Мн очень повезло в школьной жизни. Три друга - физик, математик и капитан-инженер, организовали в школе Научно-Техническое общество, в котором были заняты практически все ученики мужского и женского пола, не игравшие в футбол-хоккей и фигурное катание. Капитан работал ассистентом на какой-то кафедре систем наведения в артиллерийской академии, и таскал оттуда старую немецкую аппаратуру: телефонные аппараты, проволоку, катушки, радиолампы - все, что по контрибуции свезли и свалили в подвалы пленные немцы. Из этих спутанных проводов и коммутатора Telefunken в школе построили телефонную сеть, охранную сигнализацию для кабинетов химии, биологии и физики, а затем конструировали разные штуки, из которых самым примечательным был Экзаменатор. Экзаменатор представлял собой деревянный сундук размером с небольшой холодильник. Сундук был начинен электромоторами, реле, и шаговыми искателями от немецкой телефонной аппаратуры. В передней стенке имелось окошко, за которым двигалась бумажная лента (использовали немецкую катушку с фотобумагой для аэроразведки). На ленте были от руки написанны вопросы и ответы. Вопросы были примерно такими:
- Гипотенуза и катет прямоугольного треугольника равны 50 и 40 см.
Найти второй катет. Ответы:
1) 45
2) 30
3) 10
При нажатии кнопки "Вопрос" лента двигалась, затем останавливалась - вопросы выбирались в случайном (!) порядке, затем открывалась занавеска окошка, и включалась подсветка экрана. Экзаменующийся нажимал на одну из трех кнопок, выбирая ответ по принципу multiple choice. Все управление задавалось программой в виде дырок на бумажной ленте, правильные ответы суммировались на электромагнитных реле, и в конце экзамена выдавалась оценка. Шедевром этого девайса, несомненно, был датчик случайных чисел, задававший движение ленты, а также десятикатодная неоновая лампа, светящаяся нормальными, человеческими цифрами, выдававшими оценку за экзамен.
Другим проектом, который мы сделали в этой школе, был экзаменационный класс. Каждое место было оснащено датчиком в виде небольшого ящичка с переключателем, типа телевизионного ПТК. На передней панели закреплялась перфокарта рукописными вопросами, и с дырками, задавашими код ответов. Перед экзаменом карты тасовались обычным способом, раздавались студентам, после чего они самостоятельно выполняли кодирование, подключая разноцветные провода в соответсвии с рисунком на карте. Далее решались задачи, и при помощи переключателя выбирался правильный ответ. Датчики подключались кабелем к ценральному процессору, в который заряжалась бумажная лента с программой экзамена.
Кружок НТО работал по вторникам средам и пятницам, а по понедельникам и четвергам та же троица халтурила во Дворце пионеров и школьников, в кружке кибернетики. Там мы делали настоящий компьютер, который умел складывать умножать и делить до 64-х. Ввод чисел осуществлялся с телефонного диска, операции и память была на ламповых триггерах. Попутно шли мелкие проекты типа игрового автомата в крестики и нолики и т.д.
Одним из руководителей этих проектов был мой отец. Oн преподавал физику в школе, доучиваясь на заочном в "Герцена". Математик тоже доучивался, а в прошлой, военной жизни, был штурманом. Третий друг, капитан-инженер, прошел окружение, лагерь и шарашку, был реабилиторован, и служил при какой-то кафедре в Академии им. Можайского, которая передавала школе по договору немецкий конрибуционный хлам, который мы использовали для этих проектов. Некоторые из проектов были в разные годы выставлены на ВДНХ СССР. Все описываемые события относятся к 1960-м годам.
семья_и_школа