Неаполь, начало 18 века. Перголезе
- ученик музыкальной школы Collegii di musica. Без этих классов, в которых дети бедняков обучались восемь лет, без этой консерватории, благодаря которой Европа получила целую плеяду певцов и композиторов, вряд ли артистическая натура неаполитанцев когда-либо смогла расцвести.
Семь лет провел Перголезе в стенах училища, где сочетался профессионализм мэтров и дарования профанов. Оперы, оратории, мессы, инструменатальная музыка пришли в Европу из этой колыбели у подножия Везувия.
Перголезе не разделил славу остальных учеников. С 1736 года он отдыхает на кладбище, унесенный скоротечным туберкулезом в возрасте 26 лет. Короткая жизнь, болезнь, безнадежная любовь, послужили впоследствии материалом для создания образа "артиста, ставшего жертвой окружающих людей и событий". Биографы скажут, что он торопил судьбу, изнуряя себя.
Можно ли найти признаки истязающей себя души в его "Четырех концертинах для струнных..."? Вряд ли, настолько эти произведения легки и безмятежны. По выражения английского путешественника (Burney, 1770), "... песни Везувия полны силы, а огонь компенсирует недостаток мастерства. Неаполитанцы нетерпеливы и резвы, как породистые кобылки". Ничего этого нет в камерных концертинах Перголезе.
Эти небольшие концерты играются четырьмя скрипками, альтом, контрабасом и басовой парой - виолончелью и клавесином (basso continuo). Струнная группа зачастую вытесняет аккомпанимент. В концертах не три, а четыре части, первая из которых сильно замедлена. Долгое время эти пьесы считались академическими и были известны только музыковедам. Это типичная салонная музыка, которая обычно звучала на приемах у принца Стильяно или герцога Маддалони, этих аристократов Двух Сицилий, на службе у которых состоял Перголезе.
Конертинa No 5, Си-бемоль мажор. Affettuoso - Presto - Largo - Vivace. Построена по золотому правилу инструментальной музыки: размеренная созерцательность чередуется с динамичными пассажами. Перголезе "синтезирует классический стиль и галантность современной фразы" (Delgrada, президент De Brosses)
Конертинa No 2, Сoль мажор. Largo - A capella (non presto) - Andante affettuoso - Allegro.
Словосочетание "a capella" предполагает многоголосную пьесу религиозного толка, изполняемую без аккомпанимента - часто встречается в полифонической музыке Ренессанса - переносенное Перголезе в светские инструментальные произведения; музыка получила новые, более прозрачные формы и легкий разговорный стиль.
Конертинa No 3, Ля мажор. Grave (assi sostenuto) - A capella (canoe di Palestrina) - Andante - Vivace.
Дельграда заметил, что здесь Перголезе добавляет к свойственным эпохе приемам "... присущую только ему чувствительность, отвергая громоздкие барочные формы, которые мы все еще находим у Скарлатти. Перголезе не нуждается более в принесенном со школьной скамьи грузе контрапункта..."
Конертинa No 1, Сoль мажор. Grave - Allegro - Grave - Allegro.
Наиболее прочувствованная из четырех концертин. Оставаясь верным шестиголосью, автор повторяет медленную часть (Grave здесь имеет смысл "Знатный, Главный"), с завидным постоянством противопоставляя верхние голоса басам. В эту богатую открытиями эпоху, именно в Италии родились концерты "Гроссо", концерты для оркестра и солистов, представляющие классическую эволюцию симфонии - то, что возьмут позже за основу германцы.