Читая книгу по китайской истории, наткнулся на такое слово «династийные циклы». Хорошее обозначение, потому что китайская история домодернового периода очень циклична. Она четко следует своей внутренней логике, исходя из текущей численности населения, наличия свободных земель и уровня развития сельскохозяйственного производства.
Если изложить логику китайской истории в схематичной форме, то получится примерно следующее:
Не я первый, кому пришло в голову описать эти циклы. Об этом думает каждый, кто начинает читать книгу по китайской истории. Есть историки, которые даже пытаются применить эту логику не только на Китай, а вообще на все страны мира.
Можете, например, почитать Нефедов Н.А. три книги - История древнего мира, История средних веков, История нового времени. (начальный курс библиотеки Суть Времени, можно скачать
здесь)
Там автор разбил историю каждого народа на демографические циклы с похожей историей. В принципе законы демографии равны для каждой национальности. Но в Европе и Ближнем Востоке все осложняется постоянными столкновениями множества народов и культур. Плюс последующей эпохой географических открытий. Поэтому демографические циклы не действовали там так четко.
Китай же с запада отрезанный горами и пустынями, с востока морем, с юга джунглями и с севера степями и кочевниками - жил относительно сам по себе. Демографические циклы работали как часы на протяжении всех пяти тысяч лет китайской истории.
Но надо учесть, что все это работало в домодерновую эпоху, когда единственной основой экономики было сельское хозяйство. Промышленности почти не было. О современных средствах транспорта и связи никто и не думал мечтать.
В этом плане Модерн принес в мир не только технический прогресс и улучшение уровня жизни, но и, в какой-то степени, освобождение от исторической заданности.
Ранее человечество было подчинено железным законам демографии, ограниченности пространства и ограниченности урожая с единицы земли. После революции Модерна человечество кроме гражданских свобод получило так же относительную свободу исторического творчества, не обусловленную мальтузианскими законами.
К сожалению классический Модерн исчерпал себя.
Породивший Модерн капитализм, постепенно мутировал в свою противоположность. С одной стороны, вновь стали возрождаться сословные перегородки, а идеологи мутокапитализма вновь заговорили о мальтузианстве и необходимости сокращать избыточное население.
С другой стороны, порожденное капитализмом общество потребления давно перешло все границы здравого смысла и тупо пожирает планету. Но вместо сокращения бессмысленного потребления неомальтузианцы призывают к сокращению «лишних» людей. И у них в отличие от Мальтуса есть рожденные Модерном инструменты для осуществления этих мечтаний массовых убийств.
Человечество зашло в тупик своего развития и выхода из него только два.
Либо мировая война и уничтожение миллиардов «лишних».
Либо оживление Модерна за счет новых смыслов. Построение нового справедливого общества и применение вновь осознанной науки чтобы вырваться из мальтузианской ловушки, за счет как открытия новых источников энергии, так и колонизации новых пространств - океана и космоса.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ