Китай опубликовал свой план действий по строительству «Нового шелкового пути 21 века» и «морского шелкового пути».
Полный текст на английском можно прочитать
здесь В данном посте мой краткий комментарий по поводу концепции и общий пересказ.
После вступления идет описание принципов, на которых будут вестись работы по строительству «Пути и Пояса». Это взаимовыгодное сотрудничество, открытость, взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела, не-агрессия, равенство и мирное сосуществование.
Инициатива строительства открыта для сотрудничества и не ограничена только областью древнего Шелкового Пути. Любая страна и международная организация может принять участие.
При этом отмечается что строительство и работа будет осуществляться по рыночным правилам, при соблюдении взаимной выгоды.
Основные направления строительства Пути это:
1) Через Китай, Центральную Азию и Россию в Европу
2) Через Среднюю и Западную Азию в Страны Персидского Залива и Средиземное море
3) Через страны Юго-Восточной Азии, Южной Азии к Индийскому океану
Также к инициативе «Пути и Пояса» относятся Китайско-Пакистанский коридор и экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма.
Приоритеты сотрудничества
Политические - усиление сотрудничества с правительствами стран вдоль Пути. Совместные встречи, конференции, соглашения и т.д.
Инфраструктура - техническая совместимость путей, трубопроводов, ЛЭП, водных каналов и прочих инфраструктурных объектов. Также планируется проведение оптических линий вдоль Пути для более быстрого интернета
Беспрепятственная торговля - уменьшение таможенных платежей, ускорение таможенной очистки во всех странах вдоль Пути. Строительство свободных экономических зон. Устранение всех барьеров. Строительство зон сотрудничества, индустриальных зон, технопарков и прочего во всех странах вдоль Пути.
Финансовая интеграция - переход на взаиморасчеты в национальных валютах. Усиление роли юаня. Участие в международных организациях, таких как Азиатский Банк Инфраструктурного развития, Шанхайская Организация сотрудничества и Банк БРИКС.
Человеческий капитал - усиление обмена студентами. Усиление потоков туристов. Научное сотрудничество. Международные форумы и выставки.
В план также входят задачи для разных китайских регионов.
Синьцзян должен сыграть ключевую роль как окно Китая на Запад и в Среднюю Азию.
Все регионы китайского севера с Запада на Восток, вплоть до Хэйлунцзяна должны участвовать в строительстве свободных экономических и индустриальных зон. Строительстве дорог. Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян должны полностью использовать свое преимущество близости с Россией. Должна быть построена скоростная трасса Пекин-Москва.
Юго-Западные регионы должны использовать по полной свою близость к странам АСЕАН.
Прибрежные регионы должны приложить максимальные усилия к строительству морского Шелкового Пути.
Внутренние регионы должны использовать такие преимущества как обильные неиспользованные пространства и многочисленную и дешевую рабочую силу для ускоренного индустриального развития. Должно усилиться строительство дорог, скоростных ж\д путей и аэропортов для усиления связей внутреннего Китая с развитыми Китайскими регионами и будущими коридорами в Европу и Россию.
----
Итак, как мы видим, Китай всерьез подходит к своему проекту «Пути и Пояса».
Используются в комплексе политические и экономические инструменты для строительства. По сути «Путь и Пояс» стали глобальным национальным проектом, который призван объединить всю страну вокруг одной цели - строительства масштабного транспортного коридора, который должен связать весь Китай с остальной Евразией.
Строительство сухопутного коридора вдвойне важно потому что на сегодняшний день единственный путь, по которому идет обмен между Китаем и остальным миром проходит через Южно-Китайское море и Сингапур, и его легко перерезать при желании. И учитывая нарастающее соперничество с США, у американцев неизбежно будет расти соблазн сделать это и задушить Китай экономически.
Китай претендует на лидирующую роль в мире и необходимое условие этого - экономическая безопасность и безопасность транспортных потоков, по которым в Китай идут ресурсы и топливо, а во внешний мир идет продукция китайской промышленности.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ.