Тибет вплоть до сегодняшнего дня остается очень закрытым и неизвестным сообществом для внешнего мира. Между тем там зачастую происходят очень интересные события и идет напряженная духовная борьба.
Очень многие вещи из современной тибетской культуры могут показаться дикими и странными для западного человека и в этом особая притягательность тибетской культуры.
Пример такой дикости - религиозный культ, члены которого периодически впадают в транс, поклоняются могущественному призраку и занимаются политическими убийствами.
Данный пост будет о культе Шугдена, его борьбе с Далай-Ламой и о том, как это религиозное явление неожиданно стало остро политизированным.
История культа начинается с 17 века и монаха по имени Дракпо Гельцен. Монах этот в детстве имел шанс быть избранным на роль Далай-Ламы, но он не прошел испытания. После этого он стал монахом, высоким ламой и достиг высокой степени просветления.
В этот период времени пятый Далай-Лама пришел к власти, и он стал самым могущественным Далай-Ламой во всей тибетской истории. Но Дракпо Гельцен вступил в философский диспут с пятым Далай-Ламой и победил. В честь его победы по тибетскому обычаю Далай-Лама лично вручил ему белый плащ как знак признания победы.
Но на следующий день Дракпо Гельцен был найден мертвым с этим плащом, затолканным ему в горло.
На этом моменте заканчиваются факты и начинается легенда.
Итак, как говорит легенда, из-за высокой степени просветления Дракпо Гельцена, убийцы, посланные Далай-Ламой лишь смогли убить его физическое тело, но его душа осталась на земле и могла представлять опасность для Далай-Ламы, поэтому было решено избавиться от его души.
Тело было преданно огню и черный дым поднялся высоко вверх и образовал облако в форме ладони с растопыренными пальцами и это было истолковано тибетцами как знак невиновности Гельцена. Потом пепел собрали и поместили в коробку. Коробка была брошена в реку чтобы душа уплыла в ней подальше и больше никогда не появлялась.
Но планам Далай-Ламы было не суждено сбыться.
Коробку отнесло течением к озеру Дол и выбросило на берег. Теперь там находится небольшой храм. Тем не менее, коробка открылось и дух Гельцена вырвался наружу. Он стал бродить по Тибету и вселяться в тела монахов. Одержимые его духом люди впадали в трансовое состояние и вещали на неизвестных языках. И вокруг этого явления вырос культ Шугдена.
Дордже Шугден (rgyal chen rdo rje shugs ldan) это новое имя Гельцена, которое он приобрел после своей смерти и явления в качестве духа. Шугден означает «Великий король держатель силы Ваджры». Культ этот существует до сих пор.
Видео оракула одержимого духом Шугдена
Click to view
Реальное противостояние культа с Далай-Ламой берет начало в 20-30-х годах 20-ого века.
Дело в том, что тибетский буддизм разбит на множество сект, самая влиятельная из них это Гелугпа и Далай-Лама по сути является главой именно Гелугпы. Секта Шукдена, как ни странно, тоже принадлежит к этой группе. Но в начале 20-ого века начался внутренний раскол.
Раскол вызван появлением экуменического течения, названного Риме (ris med), оно отстаивало точку зрения что для достижения быстрого просветления допустимо смешивать духовные практики различных сект. Шукденцы же выступили резко против нарушения «чистоты» Гелугпы.
Противостояние обострилось в 70-е годы, когда шугденцы опубликовали «Желтую книгу», которая была сборником якобы реальных истории о гелугских монахах, которые умирали предположительно от «рук» духа Шукдена, после того как они начинали практиковать Нингма (учение другой, самой древней секты). Сам факт публикации этой книги, по сути был ударом по Далай-Ламе (уже нынешний, четырнадцатый), так как к этому моменту всем было известно, что он заинтересован и поддерживал Нингму.
В ответ на эту атаку, Дала-Лама начал противостоять шукденцам, публикации книги и наконец в 1996 году строго запретил гелугским монахам покланяться Шукдену.
Через год, в 1997 году, один монах высшего ранга, по имени Лобсанг Джямцо, который был главой Центра Буддистской Диалектики в тибетской части Индии и одним из сторонников Далай-Ламы, и два его студента, были убиты тремя шукденцами, которые пересекли границу с Китаем, а после убийства вернулись обратно.
С этого момента, внутреннее религиозное противостояние перешло на политический уровень. Китайское правительство, исходя из принципа «враг моего врага -мой друг» стало поддерживать шукденцев. Их монастыри стали получать обильное государственное финансирование. Традиционные же монастыри, подозреваемые в симпатиях к Далай-Ламе, живут только на пожертвования прихожан. Как еще один результат обильного финансирования - шукденцы начали миссионерствовать на Западе. Это тоже имеет поддержку китайского правительства.
Простые же тибетцы, в массе своей поддерживающие Далай-Ламу, настроились резко против шукденцев и воспринимают их как пособников оккупантов. Собственно, на данный момент, дебаты вокруг шукденцев это одна из центральных «горячих» тем тибетского коммьюнити.
Друг моего друга тибетолога, один раз путешествуя по провинции Гансу, наткнулся на два близко стоящие друг от друга храма. Один был отлично отреставрирован и богато убран. Второй же выглядел очень скромно. Он спросил у местных куда следует идти, они спросили его как он относится к Далай-Ламе? Он сказал, что хорошо, и они направили его в скромный храм, потому что богатый принадлежал шукденцам.
Несмотря на обильное финансирование и государственную поддержку, секте Шугдена не удалось завоевать сердца жителей Тибета, Далай-Лама все так же является их духовным лидером. Более подробно про авторитет Далай-Ламы можно прочитать в моем
прошлом посте на эту тему.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ