Патриотизм и вестернизм китайской интеллигенции

May 14, 2015 19:38



Товарищ Бердянец из китайской ячейки написал хороший пост про то чем «дышит» китайская интеллигенция и образованная молодежь.

С содержанием поста согласен. Действительно это все есть. И китайской молодежи голову основательно задурили всей этой западной культурой. Не как возражение, а как дополнение, просто чтобы дополнить представление о картине мира в голове китайцев, хочу рассказать о китайском патриотизме.

Как уже написал Бердянец, отношение к чиновникам и бюрократическому аппарату среди народа очень плохое. Кабинеты чиновников рассматриваются как гнезда коррупции и кумовства. Наглость официальных лиц во взятках, отпилах и откатах, постоянно находится перед глазами. Чем ниже уровень и чем дальше от центра, тем наглее.

Однако, несмотря на это, отношение к вершине пирамиды - к ЦК и лично Си Цзинпиню очень положительное. Его называют Xi Dada (дядюшка Си или папочка Си), считают его «настоящим мужиком», способным потягаться с самим Путиным. Это мне чем-то напоминает нашу формулу «хороший царь, плохие бояре». Китайцы реально верят, что на самом верху, пускай они и воруют для себя, но власть все же думает, как бы сделать жизнь лучше.

Си Цзинпиня обычно противопоставляют предыдущим генсекам Цзянь Цземиню и Вэнь Цзябао, которых упрекают в излишней мягкости во внешней политике и по отношению к коррупционерам. После того как США разбомбили китайское посольство в Белграде, у китайцев даже появилась шутка:
美国说:谁骂我我就打谁,俄罗斯说:谁打我我就打谁,中国说:谁打我我就骂谁
Америка говорит: кто ругает меня, того я бью.
 Россия говорит: кто бьет меня, того я бью.
Китай говорит: кто бьет меня, того я ругаю.

Этот анекдот отражает, кроме всего прочего, представление Китая самими китайцами на международной арене. Когда мы смотрим на Китай как на ведущего стремительную экспансию регионального лидера и будущую сверхдержаву, сами китайцы рассматривают свою страну как очень мирную, но постоянно терпящую все мыслимые обиды и унижения.
По их мнению Китай за последние 100 с лишним лет обижали все: японцы, европейцы, американцы, вьетнамцы, филиппинцы, корейцы и русские. Территориальные или политические претензии есть ко всем. Даже если в данный момент нет дипломатических притязаний, в школах их все равно учат тому что-такая-то и такая-то территории когда-то принадлежали Китаю и были отторгнуты несправедливо. Некоторым китайцам даже хватало наглости при мне подымать эти вопросы, мол Владивосток когда-то был китайским и тому подобное.

Основные территориальные претензии на сегодняшний день - это конечно Парасельские острова, острова Спратли и Дяоюйдао.

Кроме территориальных претензий есть еще и политические. Японцы должны покаяться за свое милитаристическое прошлое так же как это сделали немцы. Это сейчас идея фикс у китайцев. Они уже построили музей резни в Нанкине, и добавили один дополнительный выходной день в году специально к годовщине этой даты.

Отъезд советских специалистов во время обострения отношений с СССР вызвал массовый голод, так их учат, а не из-за провальной политики «Большого скачка».

И еще куча других вещей, я всех не знаю.

Суть в том, что официальная пропаганда через школы, учебники, медиа и прочее, формирует у китайцев ощущение что Китай несправедливо обижен по всем фронтам и постоянно находится в опасности. В том числе и цветной революции.

В отличие от либералов, я не отрицаю что перед Китаем действительно стоят серьезные угрозы. Америка действительно работает на ослабление Китая. Я просто хочу сказать, что это видение Китая как жертвы является всеобщим среди китайцев.

Бердянец правильно показал проблему вестернизации молодежи, но при этом эта вестернизированная молодежь не ударяется в вестернизированное виденье мира через призму «плохого имперского Китая и хорошей Америки». Они могут протестовать против цензуры и репрессий против несогласных, но им в голову не приходит обвинять Китай в угнетении других народов или нарушение международного права.

Молодые образованные китайцы ненавидят и презирают китайские элиты (кроме Си Цзинпиня и селфмэйд милиардеров типа Ма Юна, на них они молятся). Они смотрят свысока на деревенских и просто бедных сверстников, кто не имеет хорошей модной одежды западных марок. Они возмущаются отвратительной экологией и качеством товаров. Они смеются и возмущаются техническому отставанию и копированию западных технологий, и неумению создать что-то свое несмотря на обильное финансирование.  Но при этом они также глубоко «имперски» по своей сути. Территории отторгнуты незаконно, сепаратизм непозволителен, Китай постоянно обижали все последние 100 лет, госкапитализм - это лучшая форма экономического устройства.

В целом, я считаю, что вестернизация китайской интеллигенции и путь, каким идет эта вестернизация, вполне укладывается в русло китайской традиции. Китайская интеллигенция 100 лет назад также, как и русская делилась на «западников» и «русофилов», только тут уместно сказать «китаефилы». И если с «китаефилами» все в целом понятно, то китайские «западники», в отличие от наших, хоть и перенимали полностью науку, культуру, одежду, бытовые привычки и многие взгляды, но, тем не менее, не думали о встраивании Китая в Западную цивилизацию.

Впрочем, сейчас, когда перед глазами есть примеры Японии, Южной Кореи, Сингапура и Гонконга, которые стали частью Запада, у каких-то китайцев (я думаю у очень многих) может быть и есть соблазн «все сделать как у них». Вполне возможно. В любом случае китайская вестернизация ни в коем случае не сможет быть сопряжена с регионализацией и частичной утратой суверенитета, на это среди китайских западников никто не пойдет. В этом я уверен.

Если чисто гипотетически предположить, что завтра в Китае произойдёт свой майдан, то на этом майдане будут лозунги отмены цензуры, введения многопартийности, борьбы с коррупцией. Чего точно не будет, так это лозунга «за вашу и нашу свободу».

Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ

интеллигенция, Запад, Китай, идеология, культура, политика

Previous post Next post
Up