Click to view
Только что посмотрел фильм «Боже благослови Америку». Пока впечатления свежие, делюсь своими мыслями о фильме.
Итак, вкратце сюжет - главный герой Фрэнк, потерянный по жизни мужчина, внешне выглядящий лет за 40, живет с постоянным осознанием как он ненавидит транслируемые каждый день со всех экранов и радио - тупость, пошлость и хамство. Также он все больше ненавидит и презирает людей вокруг себя. Тупых соседей, тупых коллег по работе, и прочих. В один прекрасный день его увольняют с работы из-за идиотского повода, и в довершение всего он узнает, что у него рак мозга.
Узнав про это он решает застрелиться, но так случилось что в момент, когда он со стволом во рту пытался сосредоточиться и нажать курок, телевизор был включен и транслировал особо ему ненавистное реалити-шоу про охреневшую от своей наглости и тупости какую-то школьницу по имени Хлоя. В последний момент Фрэнк вдруг передумал и решил напоследок прикончить её, а потом уже стреляться.
Когда он выследил и убил Хлою, совершенно случайно он познакомился с таким же одиночеством, 16-летним подростком Рокси, которая также ненавидит общество и медиа, как и он. Эта Рокси убеждает Фрэнка вместо самоубийства заняться истреблением всех мудаков, заслуживающих смерти и вот тут то все и завертелось…
Фильм снят хорошо. Актерская игра отлична, в персонажей веришь, побочные персонажи тоже очень правдивы и убедительны. Режиссер намеренно избежал участия знаменитостей в фильме, чтобы фильм воспринимался максимально реалистично.
Музыка, диалоги, сцены убийств все на высшем уровне.
Моя рецензия не об этом, а о политическом и идеологическом содержании фильма.
Постараюсь избежать банальных фраз, что это фильм о бессмысленном и беспощадном бунте против отупляющих общество СМИ. Это все очевидно.
Лично я увидел, что у главных героев полная каша в голове. Они выступают против разлагающей традиционную мораль политики СМИ, и выносят одного за другим всех этих развращающих молодежь знаменитостей. Но в то же время, они убивают консерваторов и ненавистников геев.
Как бы американских консерваторов есть за что ненавидеть, и один из них, по ящику выступающий за войну в Ираке, вполне заслуживает смерти (в рамках фильмовой логики конечно, не в реале), равно как и неонацисты. Но Фрэнк и Рокси не пытаются выдвинуть какую-то альтернативную позицию. Они просто ненавидят все это и используют, выражаясь словами Маркса, как оружие критики, так и критику оружием. Но это заведомо обречено на провал, что и происходит в финале.
Идя на бой с последствиями политики СМИ, они сами являются её стопроцентным продуктом и поэтому не стараются воевать с причинами, только со следствиями.
Интересный момент в фильме - это то что Фрэнк и Рокси являются представителями двух совершенно разных поколений. И если Фрэнка еще можно представить последним динозавром уходящей эпохи, когда вся масс-медийная пошлость только начинала зарождаться, то Рокси, это абсолютно новое, молодое поколение, родившееся и выросшее во всем этом и при этом люто ненавидящая это все.
Бунт Фрэнка это одна импульсивная вспышка, больше похожая на агонию, а Рокси это уже направленный и последовательный терроризм. В этом плане немного странно её желание в середине фильма вдруг взять, бросить все, и уехать во Францию. Это как-то выбивается из логики. С мясом вырвать себя из мещанства, чтобы потом вернуться в него вновь? Она серьезно думает, что французское мещанство чем-то лучше американского? Я бы понял если бы она уехала куда-нибудь в Колумбию или Африку, но Европа это ведь то еще болото, наверное, хуже американского.
Не знаю, это недочет автора фильма или его осознанная позиция.
Возвращаясь к вопросу политики. Когда они убивают известного консерватора, то прежде чем убить его они вступают с ним в дискуссию. Фрэнк заявляет, что он убивает его не столько из-за политических взглядов (в отличие от Рокси), а только из-за его грубости и хамства.
И в целом его позиция, которую он проговаривает дважды, один раз в разговоре в офисе и один раз в финале фильма в прямом эфире - его больше всего беспокоит не конкретное политическое состояние общества, правое или левое, а общая тенденция расчеловечевания людей. Люди на его глазах превратились в безмозглых потребителей, которые думают только о статусе, блестящих штуковинах и общественном внимании, и которые готовы пойти на любое унижение и гадость ради этого. Фрэнка бесит что люди потеряли способность к человеческому общению о важных вещах, а не о тупых шоу, покупках и политике. Фрэнка бесит что СМИ и общество осознанно взяло курс на публичное осмеяние самых слабых и беззащитных членов общества, а в своих героев превратило самых наглых, тупых, пошлых и бессовестных.
Click to view
В этом плане Фрэнк, по-моему, мыслит глубже и мудрее чем Рокси. Рокси же, как представительница нового поколения, мыслит более предметно и политично. У неё есть четкие политические взгляды, соответствующие в чем-то американским либералам. Не тем американским либералам, которые трендовые хипстеры, которые у всех на виду. А тем либералам, которые являются думающей частью общества, и которые страдают от стремительно идущего расчеловечивания и отупления, но не могут предложить ничего глобально-альтернативного в силу глубокого поражения всей общественной мысли даже на самом академичном и концептуальном уровне.
В реальной жизни такие американские «хорошие» либералы либо уходят в интеллектуальный эскапизм, либо начинают вести блоги и видеоблоги о том, как все плохо. Без попытки переосмыслить все глобально и создать альтернативное движение. Вот, например, самый яркий из них:
Click to view
или вот еще
Click to view
При этом между собой они делятся на тех, кто правее и тех, кто левее, хотя политические различия между ними по сути не существенны и являются чистым делом принципа. Но они же, не дают им объединиться и создать реальную политическую силу.
А процесс разрушения человечности в обществе продолжает идти и даже не думает останавливаться, пока все они спорят друг с другом в своих блогах о том, стоит ли легализовывать марихуану или лучше все-таки легализовать оружие?
Но это реальные либералы, киношная же Рокси от слов переходит к делу, берет в руки оружие и начинает очищать Землю от плохих людей вместе с представителем старшего поколения Фрэнком.
Финал фильма трагичен, но я бы не сказал, что пессимистичен. В финале фильма безнадёга не ощущается. Во-первых, фильм допускает саму возможность бунта, во-вторых он показывает, что бунт - это не только удел старых неудачников, как в другом фильме «С меня хватит», но и молодежи. Причем молодежь бунтует не просто в силу внутренней бунташности, а именно в силу глубокого внутреннего неприятия невероятно низкой планки всего вокруг.
В навязчиво продвигаемой на Западе масскультуре, бунт белого человека против общества всегда является уделом лузеров - затюканных представителей офисного планктона с кучей семейных проблем или не имеющих семьи в силу своей ущербности. Рокси в этом плане выгодно отличается тем что она еще слишком молода для офисно-планктоновых проблем. Плюс вдобавок она из нормальной миддл-классовой семьи, и исключительная причина её бунта - это интеллектуальное и духовное неприятие общества. Её невозможно обвинить в том, что её бунт - это результат маленькой зарплаты и\или неудовлетворенных сексуальных потребностей. Единственное в чем её можно обвинить это излишний для этого общества интеллект.
И это приговор для общества потребления - оно делает несчастным самых умных и моральных своих представителей.
Так что я не стал бы говорить, что финал фильма однозначно негативный, хотя по факту это так. Есть еще какая то надежда, и если конкретно у Фрэнка с Рокси не получилось сделать мир лучше, то это получится у других, которые будут действовать более умно и осознанно.
Перейти к содержанию моего блога