Сергей Алексеевич Далин - Китайские мемуары 1921 - 1927

Apr 17, 2017 13:14



Книгу нашел совершенно случайно, в магазине старых книг. Оказывается, это в своем роде библиографическая редкость. Всего было два издания книги, первое в 1975 и второе, переработанное и дополненное в 1982, в количестве 30 000 экземпляров. Мне в руки попалось именно второе издание.

Об авторе очень мало информации в сети, вот что я нашел:
ДАЛИН - Рабинович, Сергей Алексеевич (1902-1985) Национальность: еврей, образование: высшее, партийность: член РСДРП/б/

Kитаевед-политолог и историк. Родился в г. Кретинга, Литва. Отец-учитель. мать-домохозяйка, член партии с 19 по 36г.
В 15г в связи с наступлением немцев переехал в Орел. В 17г принял участие в создании рев. организации учащейся молодёжи в Орле, был членом бюро группы соц. молодежи. Выдвинулся на комсомольской работе в Орле; член РКП(б) с 1919. В 1920 направлен в Оренбург, на работу с казахской молодежью. Делегат 3-го Конгресса Коминтерна; избран членом его Дальневосточного секретариата (1921). В 1922 командирован на 1-й съезд Социалистического союза молодежи Китая. Вел переговоры по партийной и государственной линии с Сунь Ятсеном. Заведующий Восточным отделом КИМ. Преподаватель в КУТК.

Снова командирован в Китай в 1926: готовил новый набор для КУТК, собирал материалы для книги "Тайпинская революция" (написана в 1928-30, но рукопись пропала). Ок. ИМХиМП (1930-34); защитил кандидатскую диссертацию по экономике США (1934).

Активно участвовал в 1920-30-е в дискуссии о способе производства в традиционном Китае, отстаивал концепцию "азиатской формации". Как и большинство участников этой дискуссии, не избежал ареста. Подготовленную и изданную в 1936 докторскую диссертацию защитить не успел - арестован 5 сентября 1936.  Осудивший орган: ОСО МГБ СССР. Обвинение: 17-58, п. 8, 11. Приговор: Бессрочная ссылка

Архивное дело: Архив УФСБ КК, дело № П-5398
Источники данных: БД Красноярского общества "Мемориал"

С 1940 в лагере на строительстве комбината в Норильске; написал там работу "Экономические показатели капитального строительства Норильского комбината за 15 лет". Реабилитирован в 1955. Освобожден в сент. 1956. В дальнейшем специализировался по экономике США.

Старший научный сотрудник (с 1956), главный исследователь-руководитель группы ИМЭМО (с 1973), доктор экономических наук (1961). В 1975 издал в переработанном и дополненном виде свои воспоминания о Китае, попытавшись в этой книге возродить концепцию "азиатского способа производства" и именно его пережитками в Китае объяснить идеологию маоизма.
Источник 1:
Источник 2:

Книга очень интересная. В ней автор рассказывает, как проходил один из самых напряженных периодов т.н. «республиканского периода».

Это не книга по истории, это мемуары человека, который жил в действующий период и находился практически в самом центре событий. Поэтому мемуары не лишены субъективности. Тем не менее из них можно подчерпнуть массу интересных сведений и свидетельств эпохи. Книга читается как приключенческий роман.

Что же происходило в описываемый период?
В это время на остальной территории Китая власть принадлежала различным китайским милитаристам, поддерживаемым иностранными империалистами. В центре страны, вплоть до Шанхая, правили У Пейфу и Сунь Чуанфан, поддерживаемые Америкой и Англией. На Севере страны правил Чжан Цзолинь, поддерживаемый Японией. В Шанхае и Гонконге базировались английские войска.

Китай как государство существовал только на бумаге, единой страны не было. Так называемое «пекинское правительство» было марионетками Чжан Цзолиня и империалистов.

Сунь Ятсен, основатель партии гоминдан, при помощи генерала Чэнь Цзюнмина захватил провинцию Кантон (Гуандун) в 1920 году и основал там власть гоминдана. Цель Сунь Ятсена была - с помощью революционной армии сплотить страну под знаменем идеологии национализма, антиимпериализма и социального государства. Постепенно наступая с юга захватить весь Китай и прогнать империалистов и их прислужников. Ввести демократию вместо диктатуры.

В период тотальной разрухи, и без того сильный гнет империалистических держав стал совсем невыносимым. Китай не владел даже собственными таможнями, на таможенных постах сидели британские чиновники и изымал все пошлины в счет долгов, которые понаделали китайские правительства в предыдущие периоды. Иностранцы полностью контролировали всю внешнюю торговлю и это вызывало ненависть к ним со стороны китайского торгового капитала. Поэтому южно-китайская буржуазия была настроена антиимпериалистически и выступала сильной базой опоры гоминдана.

Поддерживаемая иностранцами и милитаристами разруха также била по простым людям. Массы рабочих и крестьян также были антиимпериалистами и тоже были за гоминдан. И это было постоянным источником противоречий внутри гоминдана. Их идеология призывала к классовому миру против империалистов, но по факту мир был невозможен из-за скотских условиях труда и жизни, которые отечественные капиталисты навязывали своим рабочим, и это противоречие подрывало гоминдан изнутри. Когда рабочие восставали на фабриках которые принадлежат иностранцам, китайская буржуазия готова была это поддерживать и даже помогать деньгами, но когда рабочие восставали на китайских фабриках, их владельцы тут же требовали от гоминданских руководителей подавить эти восстания.

В России к этому времени все еще шла Гражданская война. К началу описываемых событий (1923г.) все еще существовала просоветская Дальневосточная Республика. Чуть позже в ней произошел военный переворот и к власти пришли ставленники Японии, крупные спекулянты братья Меркуловы. В Монголии продолжались бои с войсками барона Унгерна.

Молодая Советская Республика переживала тяжелые дни. Голод. Послевоенная разруха. Тем не менее Коминтерн и только что образованный Коммунистический Интернационал Молодежи вначале создают Дальневосточный секретариат Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала (ИККИ). И молодой коммунист интернационалист (на тот момент 21 год) Сергей Алексеевич Далин с поддельными документами отправляется в Шанхай чтобы впервые встретить только что образованную КПК.


С фальшивыми документами он тайком едет поездом через Харбин, который тогда был прибежищем недобитых белогвардейцев. Вот как описывает его Далин: «В начале двадцатых годов Харбин превратился в «помойную яму эмиграции», в которую были сброшены недобитые остатки колчаковцев, семеновцев и прочих белогвардейцев. С каждым месяцем они все больше и больше опускались на дно. Господа офицеры нанимались в китайскую полицию, в иностранные разведки, продавали себя оптом и в розницу. В злачных притонах они занимались шулерством и просто грабежом. Бывшие «дамы» заполнили публичные дома и торговали собой на улицах. В Харбин со всех концов мира стекался всяческий сброд - шулера, торговцы опиумом и живым товаром. Вертинский пел тогда в Харбине «В бананово-лимонном Сингапуре», и зал был переполнен белогвардейцами, которым мерещился Петербург и балы, на которых они когда-то блистали.»

Там, соблюдая всю положенную конспирацию, территория контролируется японцами и белогвардейцами, еще раз меняет документы и уже по ним едет на поезде в Пекин, а затем в Шанхай.

В Шанхае он встречается с первыми китайскими коммунистами Ли Дачжао и Чэнь Дусю, оценивает качество тогдашней КПК. В самом своем начале КПК состояла исключительно из студентов. Сами основатели партии были профессорами Пекинского университета. В то время в среде китайских революционных студентов было модно «хождение в народ» как у русских народников. Это «хождение в народ» выражалось в том, что студенты давали публичные бесплатные лекции по разным областям знания для рабочих и крестьян. Либо они покидали университеты и становились рабочими, с целью организации рабочих союзов.

В партии обсуждения велись по принципу «единогласия», никакое решение не принималось пока оставался хотя бы один несогласный, которого все переубеждали и обсуждение затягивалось на несколько дней. Это были больше кружки по изучению идей марксизма, чем организация действия.

Тем не менее, принимается решение провести первый всекитайский съезд в Кантоне, с двумя китайскими товарищами. Далин, опять же соблюдая всю конспирацию, отправляется в Кантон.



В Кантоне он встречается несколько раз с Сунь Ятсеном и его министрами. Видит своими глазами нарастающие противоречия между местными рабочими и китайской буржуазией. У Сунь Ятсена развивается конфликт с недавним союзником - генералом Чэнь Цзюнмином, который помогал ему взять Кантон. Он, в отличие от Сунь Ятсена отрицает идею Северного похода и объединения страны. Вместо этого он начинает продвигать идеи федерализма и автономизма (его кстати считают видными китайским анархистом). Суть его концепции, мол контролируемый гоминданом Кантон надо превратить в демократический рай, и тогда остальные милитаристы так восхитятся его успехами, что добровольно скопируют гоминдановский подход на свои территории.

Чэнь Цзюнмин любил заявлять о своей приверженности красным идеалам и даже финансировал прокоммунистические газеты. Это было причиной почему его поддерживали кантонские коммунисты и они были вовсе не в восторге, когда к ним приехали гости из Москвы и из шанхайской КПК с предложением поддержать Гоминдан и вступить туда. Кантонские коммунисты не могли разглядеть за «автономистской» программой Чэнь Цзюнмина банального нежелания устраивать общенародную борьбу против империализма.

Фактически Чэнь Цзюнмин был агентом англичан, сидящих неподалеку в Гонконге.
В этот период существования гоминдана в Гонконге Сунь Ятсен совершил две принципиальные ошибки.

Первая ошибка - он не пытался превратить антиимпериалистическую революцию в революцию социальную. Мало того, он не пытался осуществить даже тех мер, которые он прописал в своей собственной программе. Он считал, что он начнет осуществлять свою программу уже после захвата всего Китая. Северный поход же он планировал осуществлять не с помощью подлинно народной армии, а с помощью вооруженных наемников, также, как и остальные милитаристы с которыми он боролся.

Вторая ошибка - в качестве своего главного иностранного союзника он сделал ставку на Америку, а не на Советский Союз. Способствовали этому то, что он сам долгое время жил в США, а также то что его база опоры состояла из мелкой и крупной буржуазии, которые были настроены проамерикански. В итоге Сунь Ятсен поставил на американцев, а американцы поставили не на него, а на его врага - милитариста У Пейфу.

Они послали к Сунь Ятсену своих советников, но американские советники кормили его лишь обещаниями и связывали руки в дальнейших действиях. Фактически играя на руку Чэнь Цзюнмину, который готовил военный переворот.

Сунь Ятсен чувствовал надвигающуюся беду. Армия наемников увязла в боях с У Пейфу и не могла двигаться дальше. Накал конфликта с Чэнь Цзюнмином все нарастал. Никакой реальной поддержки со стороны американцев не было. Он постепенно начал проявлять все больший интерес к Советскому Союзу. Окончательный же перлом произошел после переворота устроенным Чэнь Цзюнмином.

Сунь Ятсен успел сбежать из осажденного дворца в самый последний момент и скрыться на военном корабле. Его флот остался ему верен, и он отбыл в Шанхай. Перед отъездом он через своего представителя передал письмо Далину, где заверил его в том, что отныне он будет целиком и полностью сотрудничать только с Советской Республикой.
В его взглядах и действиях произошел коренной переворот.

С этого момента гоминдан твердо встал на путь сотрудничества с СССР и с КПК.



Далин вернулся в СССР и провел там три года прежде чем снова вернулся в Китай в 1925г.
За это время произошли сильные изменения. Чэнь Цзюнмин после удавшегося военного переворота стал стремительно терять популярность среди народа. Кантонские коммунисты которые еще вчера его поддерживали быстро поняли его империалистическую сущность и наступило массовое разочарование. Сунь Ятсен же смог перегруппировать свои силы и триумфально вновь взять власть в Кантоне.

Советский Союз прислал ему оружие и военных советников. В Ванпу было построено военное училище где советские военные специалисты во главе с Блюхером закладывали основы новой народной революционной армии.
Более подробно про это можете прочитать мой пост «Как Советский Союз создавал основы китайской армии - http://popoffich.livejournal.com/107719.html

Именно из офицеров этой школы вышел будущий глава Гоминдана Чан Кайши

Сунь Ятсен умер в марте 1925г. от рака (ходят слухи что его отравили). Во главе гоминдана стал Чан Кайши, тем не менее тогда он еще выступал союзником СССР, потому что ему нужна была помощь в проведении Северного похода.
Построенная с нуля народно-революционная армия качественно отличалась от наёмных армий милитаристов, а антиимпериалистическая, социалистическая идеология гоминдана обеспечивала поддержку населения на территориях контролировавшийся милитаристами. Под командованием Блюхера войска гоминдана стремительно продвигались на Север и быстро разбивали сопротивление милитаристских войск. В этой новой обстановке милитаристы и их офицерство стремительно почувствовали куда дует ветер, они стали менять свои флаги и знамена и массово переходить в Гоминдан. В ряды Гоминдана влились огромные массы реакционно настроенного офицерства и Чан Кайши превращался в выразителя интересов этого офицерства, а также крупной и средней китайской буржуазии.

Гоминдан стал раскалываться на «правый Гоминдан» и на «левый Гоминдан». КПК состояла в союзе с Гоминданом как самостоятельная единица, и продолжала бороться за общее дело объединения страны и освобождения от империалистов, но противоречия нарастали. Каждая рабочая забастовка против невыносимых условий труда и зарплаты на которую невозможно было прокормиться, превращалась в конфликт между правым и левым гоминданом, и коммунистами. Чан Кайши, который все еще нуждался как в помощи Советского Союза, так и в массовой поддержке, которая была у «левого Гоминдана», вынужден был лавировать между правыми и левыми. На словах он заявлял о своей верности идеалам Маркса, Ленина и Сунь Ятсена, он даже своего сына отправил жить и учиться в Советский Союз, но на деле его люди подавляли пулями рабочие забастовки и митинги. Тем не менее на явный разрыв он пока не осмеливался идти.

Тем не менее, результатом успехов Северного похода было не только усиление правых, но и усиление левых. К началу 1927г. коммунистическая партия Китая насчитывала 50 тысяч членов, а комсомол 40 тысяч членов. Если сравнивать с годом создания, то это был рост в 100 раз! Кроме того, вырос и качественный уровень рядовых коммунистов. Из студентов-идеалистов они стали опытными и стойкими агитаторами, организаторами, политкомиссарами. Из небольшой секты партия превратилась в реальную силу.



По мере продвижения Северного похода и роста подконтрольных территорий, в октябре 1926г. было принято решение что гоминдановское правительство переедет из Кантона в Ханькоу, который находился напротив Учана (сейчас это все районы г.Ухань). Вообще путь туда - это пароходом до Шанахая, а потом вверх по реке Янцзы. Но в то время Шанхай находился под контролем милитариста Сунь Чуаньфаня. Железной дороги не было, она шла только на 200 км. на север от Гуанчжоу и обрывалась, дальше идти можно было лишь пешком до Ганьчжоу, а оттуда плыть на гребных сампанах до Наньчана.
Далин участвовал в этом длительном и сложном переходе вместе с послом СССР Бородиным и членами кантонского правительства. В ходе своего пути он сделал очень интересные заметки о китайской глубинке, куда не ступала нога европейца. Как устроена китайская деревня, как устроены земельные отношения в китайской деревне, как устроено китайское общество. Каковы условия жизни и труда в китайских городах и деревнях. Позже это очень сильно помогло ему в научной работе в исследованиях азиатского способа производства (его репрессировали в 1936 не в последнюю очередь из-за этих исследований).

Тут реально, нет возможности все пересказать что он открыл своих странствиях. Читайте сами. Куча информации. Например, ранее наши коммунисты считали, что в Китае земля также, как и в России принадлежит помещикам и аристократии, но оказалось, что это не так. В Китае помещики отсутствовали как класс. Все крупные землевладельцы это были либо местные чиновники - шеньши (сословие ученых), либо городские торговцы, которые массово скупали землю в деревнях и ставили на нее наемных батраков, либо сдавали её в аренду местным крестьянам.

Интересен также факт того, насколько глубоко пустил корни племенно-родовой строй в казалось бы современное китайское общество. В деревнях земля принадлежала роду и общине, и хотя формально она могла быть в собственности крестьянина, но по факту он не мог её продать, потому что это было страшным грехом. Он мог лишь сдать её в аренду, а сам уйти на либо заработки в город, либо в батраки.

Даже в городе сохранялись пережитки средневековья и родового строя. Первые рабочие организации строились по типу средневековых гильдий, куда входил в том числе и владелец предприятия. Далин описывает такую историю - в одной гильдии было решено перейти в новосозданный рабочий союз. На общем собрании все были за, но вдруг встал один старик и заявил, что: «а как же быть с гильдейским богом-покровителем, храм которому содержался на деньги гильдии?». Разразились ожесточенные споры, пока кто-то не высказал идею выписать богу партбилет, чтобы он вступил в рабочий союз первым номером.

В общем бессмысленно все пересказывать, читайте сами.

После переезда правительства в Ханькоу, противоречия между правым и левым Гоминданом все нарастали. Для Чан Кайши лавировать становилось все сложнее. Кроме того, все новые военные успехи и наращивание мощи армии Гоминдана, подталкивали его к открытому расколу. После разгрома Сунь Чуаньфана и взятия Шанхая, когда власти Чан Кайши уже ничто не угрожало, он пошел на открытый раскол.

Раскол наступил вместе с текстом ультиматума Чан Кайши Уханьскому правительству Гоминьдана. Правительство его не приняло и начались массовые аресты и расстрелы коммунистов и представителей левого гоминдана, в Китае это маркируют инцидентом "Шанхайская резня 1927 года", когда было убито по разным подсчетам около 4-5 тысяч коммунистов.. КПК вышла из Гоминдана и объявила ему войну. С таким трудом почти объединенная страна вновь провалилась в новую гражданскую войну. На этот раз коммунистов против гоминдана во главе с Чан Кайши.



И на этом книга мемуаров Далина заканчивается. Он покинул Китай и вернулся в СССР.

Что можно сказать о книге? Она определенно заслуживает прочтения всем, кто интересуется китайской историей. Также в книге есть много наблюдений очевидца о китайской культуре и китайском обществе в начале 20 века. Есть много упоминаний событий в СССР в 20-е годы, и поэтому книга будет также интересна любителям отечественной истории.
Есть также в книге и описание молодого Мао Цзедуна, как он в то время выступал апологетом Гоминдана. Это табуированная в Китае тема.

Далин это представитель первого поколения большевиков революционеров, который дожил до 80-х годов и опубликовал свои мемуары. Его взгляд не замутнен ни сталинской, ни хрущевской, ни брежневской пропагандой. Это большевик еще ленинского призыва. И поэтому его взгляды на образование и стратегию 3 Интернационала, на Гражданскую войну, на Брестский мир, очень интересны. В нем горит дух Революции и борьбы за мировой коммунизм. Этот дух позже был потерян Советским Союзом и это стало одной из основных причин краха СССР. Если мы хотим возродить СССР 2.0. то для нас жизненно важно прикоснутся к частице этого старого революционного духа и возможно это поможет нам возродить его в наше время и в наших условиях.

Поэтому книгу определенно стоит прочитать.

UPD 12.07.2018 - Дошли руки на то чтобы книжку расшить, отсканировать полностью и в ыложить в интернет в своюодный доступ
Ссылка для скачивания на Яндекс Диск - https://yadi.sk/i/BpGapCiF3Z6KGR
Наслаждайтесь!

Перейти к содержанию моего блога
Добавьте меня Вконтакте

история, мемуары, Далин, Ленин, КПК, Гоминдан, рецензия, Кантон, Китай, Северный поход, Мао Цзедун, Блюхер, СССР, революция, Харбин, Чан Кайши, Интернационал, Сунь Ятсен, интернационализм, война, книга

Previous post Next post
Up