Название у книги в заглавии поста конечно страшное. Русский человек, не знакомый ни с китайским языком, ни с китайской историей увидит только абракадабру из непонятных слов. А ведь книга очень хорошая и серьезно повлиявшая на китайскую историю. Нашел я её почти случайно в магазине старых книг, и тут же купил. И не пожалел. О чем же она? И кто её автор? Об этом в данной статье
Именно эта книга послужила последней каплей для Мао Цзедуна чтобы начать Культурную Революцию, а её первой жертвой как раз стал автор книги, историк У Хань.
У Хань (吴晗) это не простой историк, родился в 1909 г. в семье бедняка уезда Иу провинции Чжэцзян. В среднюю школу поступил только в возрасте 20 лет. Благодаря своему таланту и тяге к знаниям быстро поднялся до звания профессора в престижном университете Цинхуа в Пекине.
Он был уважаемым профессором истории еще до прихода к власти коммунистов в 1949 году. Однако он их все время тайно поддерживал и использовал свое высокое положение чтобы укрывать коммунистических подпольщиков у себя от гоминдановской контрразведки и помогать им переправляться на Освобожденные территории. После 49 года, новая власть осыпала его всеми возможными званиями и привилегиями и в итоге он стал заместителем мэра Пекина. Однако в конце 50-х стал разгораться конфликт между партией и Мао Цзедуном. У Хань выступил с критикой Мао, но не прямой, а завуалированной.
Тут надо вкратце рассказать про китайскую историческую память. Китайцам удалось пронести историческую преемственность и историческую память через тысячи лет. Как им это удалось? Есть точка зрения, что очень большую роль в этом сыграл театр. Дело в том, что почти в каждой традиционной деревне есть своя сцена. Я был в одной из таких деревень с моим другом полевым историком, в провинции Хэбей. Вот фото типичной деревенской сцены сделанное мной в 2014 году.
С этих сцен оглашались императорские указы на деревенских сходках. Тут проводились митинги и собрания. И тут же давали свои представления бродячие труппы артистов. Эти артисты в традиционном Китае были людьми низкого и позорного социального статуса, примерно на одном уровне с проститутками, но тем не менее их представления высоко ценились.
До 80% всех представлений были на исторические сюжеты. Обыгрывались истории известных императоров, героев, чиновников. Именно благодаря им, большинство неграмотного населения, отлично знало своих исторических персонажей и связанные с ними события.
Очень часто, эти как-бы исторические сюжеты, про древних героев, политизировались под актуальную злобу дня. Например, артист не мог выступить с представлением «Наш император кровавый деспот», но зато он мог выступит с представлением «Живший тысячу лет назад император Цинь Шихуанди был кровавым деспотом» и все зрители понимали кто метафорически имеется ввиду на самом деле.
А теперь возвращаемся к У Ханю и его борьбе против Мао Цзедуна. В 1959-1962 гг. У Хань публикует серию статей о средневековом чиновнике Хай Жуе, прославившемся своей честностью и прямотой. Хай Жуй стал своего рода эталоном и воплощением «совершенного человека» («цзюньцзы») конфуцианского канона. 16 июня 1959 г. в центральном органе КПК газете «Жэньминь жибао» появилась статья У Ханя «Хай Жуй ругает императора». В основу статьи автор положил доклад чиновника Хай Жуя, поданный им в 1566 г. минскому императору Шицзуну. Хай Жуй, основываясь на доктрине видного конфуцианца Мэнцзы о праве сановников критиковать правителя за неправильные поступки, выступил с резкой критикой императора. Нисколько не искажая доклад Хай Жуя, У Хань цитировал те места из доклада, которые вызывали ассоциацию с политикой Мао и современным положением дел в стране (провал «большого скачка» привел к жестокому голоду): «Ныне налоги и повинности тяжелее, чем было в обычае, и так повсеместно... Народ Поднебесной недоволен уже давно, при дворе и в провинциях чиновники и простолюдины поняли все. Помыслами Вы погрузились в мистику, в мечтах о бессмертии и вечной молодости помутился ум...»
Статья У Ханя, занимавшего в то время пост заместителя мэра Пекина, произвела эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Читателям газеты, издающейся миллионными тиражами, был вполне понятен объект критики. В одном лагере статья вызвала восторженные отклики, в другом - пока еще с трудом сдерживаемый гнев. Вскоре появилась пьеса «Доклад Хай Жуя на высочайшее имя», написанная Сюй Сыянем в соавторстве с известным актером Чжоу Синьфаном. Впервые она была поставлена в Шанхае и прошла с успехом на сценах ряда театров страны. В конце 1960 г. друзья актеры попросили У Ханя самого написать пьесу о Хай Жуе. Тот с радостью согласился и засел за работу, он стремился осовременить Хай Жуя, сделать его образ более созвучным политическим требованиям 60-х годов, не искажая при этом исторической правды.
Впервые она была поставлена в 1961 г. на сцене столичного театра - Пекинской музыкальной драмы, а вскоре пошла с возрастающим успехом во многих театрах страны. Зрителей особенно волновала сцена, где, критикуя императора, Хай Жуй говорит ему: «Раньше ты еще делал кое-что хорошее, а что ты делаешь теперь? Исправь ошибки, дай народу жить в счастье. Ты совершил много ошибок, а считаешь, что во всем прав, и поэтому отвергаешь критику».
Хай Жуй
В то время многие в Китае усматривали в этой сцене прямой намек на письмо члена Политбюро ЦК КПК министра обороны Пэн Дэхуая от 14 июля 1959 г. на имя Мао Цзэдуна, содержавшее пространную критику маоистского политического курса. Пэн Дэхуай видел пьесу и, судя по всему, не только не возражал, но полностью одобрял такое воплощение «древности на службе современности». Позднее, на X пленуме. ЦК КПК в сентябре 1962 г., Пэн Дэхуай открыто заявил: «Я не буду больше молчать. Я хочу быть Хай Жуем».
«Жизнеописание Чжу Юаньчжана» - логическое продолжение и завершение той борьбы с политическими противниками, которая была так успешно начата автором в связи с воссозданием образа Хай Жуя. Если в случае с Хай Жуем в центре повествования честный, конфуциански образованный сановник, то в данной книге - конфуцианский император, испытавший влияние буддизма и даосизма.
Широкому китайскому читателю было известно увлечение Мао некоторыми древнекитайскими императорами и вождями крестьянских восстаний. К числу его любимых героев, помимо императора Цинь Шихуана, относились Лю Бан и Чжу Юаньчжан. Лю Бан - один из руководителей первого крестьянского восстания в истории Китая (209-202 гг. до н. э.), основавший династию Хань, которая правила страной более трехсот лет. Чжу Юаньчжан также был крестьянским вождем, основавшим свою династию. Мао Цзэдун многое заимствовал у основателя империи Мин. В политической мудрости Чжу Юаньчжана он заимствовал такие «стратегические идеи», как «враг наступает, мы отступаем...», «бить превосходящие силы противника по частям», целый ряд положений о роли армии в объединении страны. Именно Чжу Юаньчжан был «наставником» Мао Цзэдуна в «премудростях» дворцовых интриг и методах уничтожения своих старых боевых соратников, с которыми он прошел вместе не один десяток лет.
Но что важнее всего - Чжу Юаньчжан это человек ставший императором в результате крестьянского восстания под красными флагами, который, став императором, превратился в кровавого диктатора.
Мао Цзэдун также прочитал работу У Ханя и понял все полунамеки, а главное - ее политическую опасность. Через несколько месяцев после выхода книги, на первом же заседании Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК в октябре 1965 г., Мао Цзэдун выступил с резким требованием развернуть по всей стране критику У Ханя. Кампания критики У Ханя переросла в «культурную революцию», и профессор У Хань стал одной из ее первых жертв.
С июля 1966 г. У Ханя почти ежедневно подвергали мучениям. Его выставляли на палящее солнце, посыпали раскаленным песком, стегали ремнями, выдергивали волосы, крутили уши, иной раз митинги «борьбы» с У Ханем созывали по два-три раза в день. При этом ему заламывали руки за спину и нагибали низко голову, это называлось сделать «реактивный самолет». В воспоминаниях его дочери сообщалось, что если раньше в семье У Ханя были четыре человека, то в результате «великих лишений» осталась одна она. «В тот период я была еще маленькой, но я никогда не забуду, как хунвэйбины привязали моего отца к засохшему дереву под палящим летним солнцем, насыпая горячий песок ему на шею. Он был избит так, что у него были даже внутренние раны, он отплевывался алой кровью. На всем теле не зажили еще старые раны, но уже появились новые. Драгоценные книги отца, которые он собирал всю жизнь, были все дочиста разграблены».
Эти мучения продолжались по март 1968 г. и были почти ежедневными. Затем без предъявления каких-либо обвинений У Ханя арестовали и заключили в тюрьму. 7 марта 1969 г. нашлись люди, которые ложно засвидетельствовали, что он - предатель и что еще в 1934 г. Кан Шэн лично занимался делом У Ханя. Когда же удалось «подтвердить», что У Хань был предателем, Кан Шэн заявил, что он наверняка шпион или иностранный агент. Кан Шэн в доказательство этого привел следующий факт: во время антияпонской войны У Хань рассказывал советскому послу А. С. Панюшкину о том, как интеллигенция выступала против Чан Кайши. На этом основании Кан Шэн назвал У Ханя «агентом советского ревизионизма», и ему был вынесен приговор. Вслед за мужем начались беды и у жены У Ханя, ее поместили в лагерь «трудового воспитания», где она вскоре заболела. В больнице ее по-настоящему не лечили, так как знали, что она супруга «спецагента» У Ханя. В результате она умерла 18 марта 1969 г., а полгода спустя, 10 октября 1969 г. скончался в тюрьме и У Хань. Дочь его также была арестована и заключена в тюрьму после смерти родителей.
Разобравшись с политическим значением книги и судьбой её автора, переходим к её содержанию, то есть к биографии первого императора династии Мин - Чжу Юаньчжана.
Об этом я опубликую в следующей статье
Чжу Юаньчжан - один из самых известных императоров -
http://popoffich.livejournal.com/160538.html Перейти к содержанию моего блога