Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.2

Dec 26, 2018 11:05





В предыдущей части мы рассмотрели современные остатки культов Богинь в китайских деревенских храмах. Теперь же перейдем к их, что называется, истокам и постараемся найти древнейшую богиню-мать в китайской мифологии. И это без сомнения будет Королева Матерь Запада или Си Ван-му



(Читать первую часть по ссылке - https://popoffich.livejournal.com/171983.html)

Мать Королева Запада является одной из самых почитаемых и уважаемых богинь в даосизме. Первые письменные свидетельства о ней найдены на костях для гадания датированные 1500 г. до н.э., где говориться о предназначенных ей жертвоприношениях. Это значит, что поклонение Королеве Запада существовало как минимум более чем за 1000 лет до того, как даосизм стал организованной религией. Что интересно, запись на гадальной кости говорит, что жертвоприношение должно делаться восточной и западной матери, однако в более поздних мифах восточная матерь пропала и осталась только Матерь Запада. За восток же стал отвечать Отец Король Востока (東王公 Dongwang Gong), что более соответствовало принятым в конфуцианстве и даосизме представлениям о балансе женского Инь и мужского Ян. Кстати согласно даосским представлениям именно эта пара отвечает за рождение Инь и Ян из дыхания Дао (道气阴阳 daoqiyinyang).

Появление Короля Востока относится к периоду династии Хань и расцвету конфуцианства. Именно в это время он стал появляться на фресках имперских гробниц на стенах параллельных изображениям Си Ван-му. Однако это скорее всего был навязанный конфуцианской аристократией культ, который не обрел популярности в народе. В даосизме этот бог остался, но не как муж Си Ван-му, а как инициатор даосских бессмертных мужского пола, в то время как Си Ван-му переводит в статус бессмертных даосов женского пола.

В народе же Восток продолжал ассоциироваться с женским божеством Ма Гу или Ма Цзы, которая живет на мифической горе-острове Пэнлай и дарит вечную молодость. Либо же восточную матерь ассоциируют с Би-Ся Юань-цзюн (碧霞元君 - bixia yuanjun - Богиня голубого рассвета, или Богиня рассветных облаков)и горой Тайшань в провинции Шаньдун, где воздвигнут большой храм в её честь. Эта богиня отвечает за рождение детей и храмы ей широко распространены по всему Китаю, особенно на севере. В некоторых источниках сообщается что Восточная Матерь отвечает за весну и рождение людей, в то время как Матерь Запада отвечает за Осень и смерть. Наибольшее распространение культ и храмы Би-Ся Юань-Цзюн получили при династиях Мин и Цин, особенно на Севере. Именно на храмы, посвященные этой богине мы наткнулись в ходе полевых исследований.

После гадальных костей династии Шан, до нас не дошло никаких письменных свидетельств о Королеве Матери Запада, на протяжении последующих 1000 лет, вплоть до даосского текста Чжуанцзы, который датируется 300 г. до н.э. В Чжуанцзы говориться:

«Путь существует доподлинно и внушает доверие, даром что не действует и не имеет облика. Его можно воспринять, но нельзя передать[1], можно постичь, но нельзя увидеть. Он сам себе ствол и сам себе корень. Еще до появления Неба и Земли он существовал с незапамятных времен. Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю. Он выше верхнего края вселенной, а не высок. Он ниже нижнего края вселенной, а не низок. Он родился прежде Земли, а век его не долгий. Он старше самой седой древности, а возраст его не старый.

… Царица-мать Запада обрела его - и воссела на престоле на горе Шао-гуан. Никто не знает, где её[2] начало и где её конец.»

Описание Матери Королевы Запада также трансформировалось со временем. Наиболее архаичное описание Си Ван-му можно найти в дошедшей до нас книге Шаньхайцзин (山海经 Shanghaijing т.е. «книга гор и морей»), эта книга является древнекитайским мифологическим путеводителем, который начал составляться еще в эпоху Воюющих царств и принял свой канонический вид во время династии Хань. В нём дано следующее описание Матери Королевы Запада - «В то время там жила полубог получеловек по имени Мать Королева Запада, которая была духом Луны и дочерью небесного императора. Её лицо было тигриной мордой и у неё был хвост пантеры. Волосы её были распущены и на темени у неё был «шэн» (прим. - часто переводят как заколка из нефрита). Она говорила ревущим голосом. Её жилище было окружено каменной стеной и поставлено на золотой подиум. Она жила в пещере и сидела на горе Шао Гуан.»



Рисунок 3 - иллюстрация к Шанхайцзинь изображающая Си Ван-му с тигриными зубами и хвостом. XVIII век.

Практически все ранние изображения Королевы Матери Запада включают в себя горные пики, и, хотя ранние мифы разнятся в указании конкретной горы, но в более поздних богиня стала прочно ассоциироваться именно с мифической горой Кунлунь находящейся где-то на западе. Это стало канонической версией. Горный хребет Кунлунь, который мы знаем сейчас, был так назван именно в честь этой мифической горы. Так или иначе, но Королева Матерь Запада это «горная» богиня, что делает её очень схожей с античными богинями Реей и Кибелой, которые тоже жили в горах и также как и Си Ван-му ассоциировалась с тиграми, они окружали себя львами и пантерами.

Еще заслуживает внимания предложение про «ревущий голос», в оригинале используется иероглиф Xiào, который означает «тигриный рык» и который некоторые исследователи переводят как «шаманское пение, горловое пение», или камлание.

В 16 главе книги Шаньхайцзин- говорится об обитающем на горе Кунлунь духе с человеческим лицом и тигриным телом и хвостом.

Тут стоит отметить значение «тигриной» символики в Китае. В даосизме за всеми сторонами света закрепились животные-символы. Белый тигр является символом Запада, Черная черепаха - это символ Севера, Зеленый дракон - это символ Востока и Красная птица - это символ Юга. Для современного человека, знакомого с реальным положением земного шара, привычно что Юг находится внизу, а Север наверху, однако для китайцев Север - это место холода и зимы, а значит он находится внизу и ассоциируется с миром мертвых, в то время как Юг более теплый и ассоциируется с солнцем и Небом. Именно по этой причине император и статуи божеств в храмах всегда сидят лицом на Юг. Запад ассоциируется с Осенью и периодом сбора урожая, так как солнце садится на Западе. Восток ассоциируется с восходом солнца и весной.



Рисунок 4 - Каноническое изображение сторон света и их символов в Фэн-шуй

Во время династии Тан (золотой век Китая), когда даосизм был главной государственной религией, почитание Королевы Матери Запада достигло своего пика и в то же время её образ был «оцивилизован» и облагорожен. Современные китайцы знают её именно в этом образе. Исчезла тигриная морда и хвост пантеры. Она стала могущественной красавицей, которая живет в охраняемом дворце на горе Кунлунь. Она окружена сонмом из младших богинь. Её дворец является своеобразным связующем звеном между небесами и землей, эдаким «порталом» между миром смертных и бессмертных, где собираются боги на «Фестиваль Персиков».

Дело в том, что на территории дворца (или неподалеку от него) находится сад где растут волшебные персики, дарующие бессмертие, которые собирают раз в три тысячи лет. Во время фестиваля богиня преподносит эти персики своим гостям и отведав их они становятся бессмертными.

Между прочим, в знаменитой повести «Путешествие на Запад», охранником этого персикового дерева был назначен сам Сунь У Кун - Король Обезьян. Узнав, что именно он охраняет, он тайком объелся этих персиков, и получил от этого кучу проблем.

Сюжет с бессмертными получающими персики очень распространен на различных старинных китайских предметах различных эпох. Этот сюжет можно увидеть на керамике, картинах, шелке и т.д. Именно поэтому - персики в Китае являются символом долголетия вообще и этой богини в частности. Она часто изображается с персиками, прикрепленными к её отличительной заколке на голове. Про заколку мы поговорим позже.

Про персики я также напишу позже, отмечу только, так сказать на полях, что тема с богами, поедающими нечто и от этого становящимися бессмертными - существует не только в Китае. В греческих мифах боги Олимпа поглощали нектар и амброзию, которые давали им бессмертие. В индуизме, в частности в Ригведе - боги поглощают амриту, которая обладает схожими с нектаром и амброзией свойствами.

Мало того, тема волшебных фруктов тоже очень хорошо представлена в мировой культуре. Так, в греческой мифологии есть миф о золотых яблоках Гесперид. Согласно легенде, когда Гера вышла замуж за Зевса, мать земля Гея преподнесла им в подарок ветку с золотыми яблоками. Гера так полюбила этот подарок что решила посадить эти яблоки в саду возле горы Атлас, где титан Атлас держит небо на своих плечах. А чтобы яблоки не съели непрошенные гости, их охраняет стоглавый дракон Ладон.

В германо-скандинавской мифологии также присутствуют яблоки, которые богиня весны Идунн собирает и раздает богам, чтобы они были бессмертными и вечно молодыми.

В Ветхозаветном мифе о Эдеме также фигурирует дерево познания и дерево жизни. Учитывая, что ветхозаветные мифы сами имеют корни в более древних шумеро-аккадских мифах, можно предположить, что они тоже имели истории о фруктовых деревьях, дающих бессмертие.

В общем и целом, можно установить, что миф о волшебных золотых фруктах - персиках, яблоках и т.д. - имеет очень древнюю историю, и с древнейших времен присутствует практически во всей Евразии, не оставив исключением и Китай. Сделав эту заметку на полях идем дальше.

Еще одной характерной чертой культа Королевы Матери Запада были оргиастические ритуалы, которые просуществовали как минимум до династии Хань. Сведения о них довольно скудны, но вот дошедшее до нас свидетельство в отрывке Wu xin zhi из книги «Ханьшу» 漢書 , написанной историком Бань Гу в конце I века нашей эры. Данный отрывок описывает период правления императора Ай, династии Хань (время правления с 7 по 1 год до н.э.)

«Во время правления императора Ай, в день Нового Года в четвертый год Цянь Пин, люди были испуганы и бежали. Они держали соломинки или ветки в своих руках. Обменивая эти предметы друг с другом они выкрикивали что приглашают удачу, многие тысячи людей бегали туда-сюда по улицам. Некоторые из них распустили свои волосы и другие шли босиком. Некоторые из них намеренно вырывались из городских врат посреди ночи, другие же проникали в город перелезая через стены. Другие неслись на колесницах на предельной скорости и затем оставляли их без присмотра на стоянках. Там были люди кто достигал столицу после того как они прошли через почти двадцать шесть округов на их пути. Летом того года, люди кто пришел в столицу из округов, заполонили все улицы и переулки исполняя ритуалы, поя и танцуя в честь Королевы Матери Запада».

На барельефе в гробнице времен династии Хань в Суйдэ, провинции Шанси есть изображение Матери Королевы Запада, с её волшебными зверями компаньонами и людьми, подносящими ей ветки, покрытые листьями (я поместил фото этого барельефа в заглавии поста). Что напоминает приведенный выше отрывок из Ханьшу, где последователи Си Ван-му обменивались друг с другом ветками в ходе какого-то ритуала.

Королева Матерь Запада в мифах и на изображениях, дошедших до нас окружена такими компаньонами как трёхногая ворона, танцующая лягушка, девятихвостая лисица, лунный кролик толкущий эликсир бессмертия в ступе и цилинь. Также её сопровождает группа «Нефритовых Дев», согласно «Песням царства Чу» (около 200 лет до н.э.) эти девы могут своими танцами заставлять духов спускаться с небес. В китайской культуре есть множество изображений этих экстатически танцующих женщин.

Тут, я думаю можно опять провести параллели с культом Кибелы. Кибела, также, как и Си Ван-му считалась «горной» богиней матерью, и имела оргиастические культы в свою честь. Она описывается окруженной процессией жрецов корибантов, которые пляшут нагие с флейтами и цимбалами в экстазе и доводя религиозное исступление до крайней точки оскопляют себя. Также имеют место и зеленые ветки, которые держались участниками шествий в честь Кибелы, Афины и Диониса. Эти люди несущие зеленые ветки назывались «дендрофории». Как мы видим, в Китае ритуал повторяется вплоть до мелочей.

Неотъемлемым атрибутом Кибелы были также львы. Она разъезжала на колеснице, запряженной львами. На статуях и изображениях сидящей Кибелы, по обе руки у её трона сидят львы. Си Ван-му же, в свою очередь кроме уже упомянутых выше тигриной морды и хвоста пантеры, также часто изображается с драконом и тигром по бокам. И в ряде текстов упоминается её власть над дикими тиграми и пантерами. Как уже написано выше, Запад плотно ассоциировался с тиграми, равно как и Матерь Королева Запада.

Кроме бессмертия, Королева Запада отвечала также за смерть. Большинство ранних памятников материальной культуры с изображениями Си Ван-му находятся в гробницах. Её изображали на саркофагах, стенах гробниц и погребальных предметах. Как уже упоминалось выше, гора Кунлунь является связующим порталом между миром живых и миром мертвых и Си Ван-му является хозяйкой этой горы. Запад ассоциировался с осенью, а осень - это не только период сбора урожая, но и время перехода в зиму. Зима же - это Север и загробное царство Сюань-У, или Хей-Ди - Черного Императора.

Даосы прописали небесную иерархию, где определили место Королевы Матери Запада как жены Нефритового Императора (Юй-ди 玉帝), который в свою очередь является главой всех богов на небесах и первым помощником самого Изначального Небесного Предка (元始天尊 - Yuanshi Tianzong) который в даосизме является творцом всего сущего и вообще самым главным божеством. Кроме того, именно Королева Запада является «инициатором» в даосских ритуалах, и она же ответственна за все медитативные и дыхательные практики даосской «внутренней алхимии» - нейдань, направленной на достижение бессмертия. Также Королева Матерь Запада является покровительницей созвездия Большой Медведицы, которое занимает исключительную важность в даосизме. Во всех даосских храмах присутствует зал Большой Медведицы с изображением «Матери Большой Медведицы» - Доуму, а одним из даосских ритуалов с погружением в транс является танец где нужно двигаться вдоль воображаемой линии созвездия наступая на его звезды.

Хотя в даосизме наиболее известны великие мастера мужчины, но вряд ли есть какая иная крупная религия, куда женщины были бы вписаны сильнее. Все возрастающие ступени инициации в даосизме должны осуществляться служителем культа противоположного пола, а высшая ступень инициации представителями обеих полов вместе.

Традиционная китайская литература, посвященная Си Ван-му в основном концентрируется на её встречах с императорами, но более широкая «народная» традиция описывает её как защитницу женщин и девочек. Ей приносились жертвы в случае рождения в семье девочки, празднования 50-летия у женщины, и невесты в день свадьбы. Женщины, живущие за рамками патриархальной семьи - певицы, танцовщицы, проститутки, монахини, отшельницы - также пользовались её защитой.

Теперь рассмотрим происхождение культа этой богини. Об этом вы узнаете в следующей части.

[1] В некоторых переводах наоборот, можно передать, но нельзя воспринять

[2] В некоторых переводах «его» - то есть Дао, конец

Продолжение: Культ Богини Матери в Китае, его происхождение и влияние на китайскую историю. Ч.3 - https://popoffich.livejournal.com/172311.html

Перейти к содержанию моего блога

Я Вконтакте

Си Ван-Му, религия, конспирология, история, Китай, Богини, культура

Previous post Next post
Up