В газете «Суть Времени» был цикл статей про русский героизм, основанный как на истории, так и на былинах и легендах. В данной статье я бы хотел рассказать про китайский героизм, а точнее про китайские культурные коды и то что заложено в их понимание героизма.
Располагайтесь перед мониторами поудобней и налейте чашку зеленого чай, это будет легенда которую слышал почти каждый китаец с детства.
Легенда о Гоу Цзяне (越王勾践). Легенда, записанная древним китайским историком Сыма Цянем в его книге «Ши цзи».
Я не буду переписывать всю историю, а только перескажу ключевые моменты и постараюсь передать смысл истории. Итак.
Гоу Цзян был ваном (то есть правителем) царства Юэ в 5 веке н.э.
Царство Юэ враждовало с царством У.
Правители двух царств были озлобленны и постоянно нападали друг на друга.
Когда предыдущий правитель Юэ умер и молодой тогда еще Гоу Цзян вступил на царство, правитель царства У - Хэ Лу решил воспользоваться моментом и напасть на Юэ.
Гоу Цзян отправил воинов сы ши (смертников) завязать сражение. Смертники построились в три ряда, подошли вплотную к уским войскам и с боевым кличем перерезали себе горло. Пока усцы наблюдали за ними юэсцы напали и разбили уское войско.
Правитель царства У Хэ Лу отступая получил ранение стрелой и умирая он сказал своему сыну Ву Ча - «никогда не забывай о Юэ».
Через три года Гоу Цзян услышал, что Фу Ча ежедневно тренирует своих солдат чтобы отомстить Юэ. Он решил напасть первым. Но советник его Фань Ли воспротивился и сказал, что нельзя нападать первым потому что это недобродетельно. Однако Гоу Цзян ответил, что «он все решил». Он выдвинулся в поход и проиграл.
С оставшимися пятью тысячами воинов он укрылся на высоте у Гуйцзи и уский ван окружил его там.
Гоу Цзян обратился к своему советнику Фань Ли, он сказал «Я не послушался тебя и это привело к поражению, что же мне делать теперь?»
Фань Ли ответил: «Обратитесь к ускому вану с униженными словами и щедрыми дарами. Если и это не поможет, то предоставьте в его распоряжение самого себя». Гоу Цзянь ответил: «Согласен!» И тогда повелел сановнику Чжуну отправиться в У с этой миссией.
Сановник пришел во дворец Фу Ча и принялся там униженно отбивать поклоны, он сказал ускому вану: «Правитель-ван, Ваш слуга, потерпевший поражение Гоу Цзянь, послал меня, своего слугу Чжуна, осмелиться доложить о состоянии дел. Гоу Цзянь просит считать его Вашим подданным, а его жену - Вашей наложницей»
Нелегко было добиться Гоу Цзяну прощения. Историк Сыма Цянь долго описывает жаркие дискуссии между сановниками и уским правителем, стоит ли им прощать Гоу Цзяна или нет. Больше всех призывал покончить с ним сановник Цзы Сюй, он еще появится позже в нашей истории. Но подкуп некоторых сановников и милость уского вана сделали свое дело.
Ценой великого унижения Гоу Цзян купил себе свободу.
Он вернулся домой и поклялся вернуть потерянное и разгромит царство У. Чтобы не забывать о поражении он повесил дома под потолком желчный пузырь и лизал его чтобы чувствовать горечь, которое напоминала бы ему о пережитом унижении и даже в еду и питье он добавлял желчь.
В китайский зык этот эпизод вошел как поговорка 卧薪尝胆 (wo xin chang dan) - то есть лежать на тростнике и пробовать желчь. То есть постоянно напоминать себе о пережитом унижение и готовить расплату.
Гоу Цзянь сам пахал землю, его жена ткала, в пищу они не употребляли мяса, в одежде не носили украшений. Гоу Цзянь порвал с прежними привычками, склонял голову перед мудрецами и достойными людьми, щедро принимал гостей, помогал бедным, оплакивал умерших, делил с простыми людьми их труды.
Под его заботливым правлением царство Юэ росло и крепло. И юэсцы стали думать о реванше.
Между тем в царстве У уский ван собрался напасть на княжество Ци.
Сановник Цзы Сюй, тот самый который не хотел щадить Гоу Цзяна, говорил ускому вану: «Еще нельзя нападать на Ци. Я слышал, что Гоу Цзянь ест простую пищу, делит с простыми людьми горе и радость. Пока этот человек не умрет, нашему царству следует ждать несчастий. Царство Юэ для нашего У - это внутренняя болезнь, а княжество Ци - это всего только расчет. Хотелось бы, чтобы Вы, правитель, оставили Ци и прежде всего занялись царством Юэ».
Уский ван не послушал Цзы Сюя и тут же напал на Ци. Он нанес поражение цисцам при Айлине. Однако Цзы Сюй сказал правителю «Вану не стоит радоваться!».
Это разгневало уского вана. И сразу же нашлись клеветники и льстецы, которые воспользовались гневом правителя чтобы убрать впавшего в немилость сановника и занять его место.
Ван приказал доставить Цзы Сюю меч чтобы он покончил с собой.
Цзы Сюй, засмеявшись, сказал: «Я, управляясь с делами, сделал твоего отца гегемоном, к тому же я и тебя поставил на царство. Ты сначала хотел отдать мне полцарства, но я не взял. Сейчас ты повернулся в другую сторону, и, поверив клевете, казнишь меня. Увы! Увы! Нельзя правителю править в одиночку».
После чего велел сказать посланцам вана: «Вырвите мои глаза и поместите их над восточными воротами уской столицы, чтобы они увидели, как в них вступят войска юэсцев!»
Так прошло несколько лет. Уский ван окруженный лишь льстецами и интриганми впал в кичливость и потерял бдительность.
Он уехал на съезд правителей на севере и когда его не было юэский ван Гоу Цзян что пришло его в время.
Он напал на его столицу и разбил находящиеся там войска.
Уский ван Фу Ча вернулся обратно и тоже был разбит.
История совершила полный круг.
И теперь уже пришёл черед уского вана униженно просить прощения и ползать на коленях.
Гоу Цзян хотел помиловать правителя У. Также, как и его помиловали в свое время.
Но Фань Ли (тот самый сановник, который надоумил его унижаться 22 года назад) сказал ему:
«Когда в Гуйцзи Небо подарило усцам царство Юэ, усцы этого дара не приняли.
Ныне Небо дарит Юэ царство У, как же может правитель Юэ противиться небесной воле?
Разве не ради этой цели правитель-ван трудился с утра до ночи, не отдыхая?
И разве можно в одно утро отбросить то, к чему Вы готовились двадцать два года?
Кроме того, непринятие небесного дара, наоборот, принесет нам беду, ибо говорят: «Когда вырубают топорище, то образец всегда бывает рядом».
Разве Вы, ван, забыли о позоре под Гуйцзи?».
Ускому вану было отказано в милости.
И тогда он закрыв лицо руками, воскликнул: «Мне стыдно перед Цзы Сюем!». И покончил с собою.
Вот такая история.
Еще раз напомню, что это легенда которую учит в школе каждый китаец. Про Гоу Цзяня даже фильмы снимают
Я считаю, что именно этой легендой вдохновляются китайцы, когда думают о национальном возрождении и реванше.
Китай когда-то был огромной и великой страной. Однако он отошел от добродетели, и правящая элита его разложилась.
За это Небо покарало Китай оккупацией, опиумными войнами и полуколониальным положением. А потом еще 30-летней гражданской войной.
И сейчас китайцы вылезая из глубокой ямы в которой оказалась страна вспоминают легенду о Гоу Цзяне.
Поразмышляйте над ней. Сравните с русскими былинами. Обратите внимание на совершенное разное отношение к мести и прощению в русской и китайской культуре.
А также обратите внимание на воспевание такого качества как терпение.
В западных и русских легендах воспеваются смелость, жертвенность и смекалка. У китайцев терпеливость, целеустремленность и осторожность. Го Цзян осторожно выжидал 22 года нужного момента чтобы нанести удар. И это тоже часть китайского архетипа.
Нужно это учитывать, когда Россия имеет дело с Китаем как с народом. И нужно учиться лучшему не копируя при этом.
Алексей Попов
Для китайской ячейки СВ