Дорогие друзья!
Решила знакомить вас с теми вещами, которые окружают меня в моей повседневной жизни.
Я не случайно не устаю повторять: очень важно ваше окружение - ваши друзья, близкие, но и те ВЕЩИ, которые вы ежедневно видите у себя на кухне, в шкафах, на полочках, в интерьере вашего дома.
Они-то как раз и оттачивают ЧУВСТВО СТИЛЯ - этот, как вы уже знаете, ПРАКТИЧЕСКИЙ навык.
Сразу уточню: я НИКОГДА не покупаю излишне дорогих вещей.
Каждая ВЕЩЬ, которую я принесла в свой дом - не случайна. Это всегда следствие моих эмоциональных переживаний, неспешных раздумий, целенаправленныхх поисков, а, нередко, и счастливых открытий. Так постепенно, с годами, у меня образовалась (неожиданно для меня самой!) многопрофильная коллекция художественных вещей.
Вот, например, ростовская финифть.
ВНИМАНИЕ! Реальный размер - одна четвёртая от изображения. Ведь это миниатюра!
![](http://s017.radikal.ru/i438/1111/0b/40ff93a17d62.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
Настоящая художественная миниатюра!
Искусство редкое в наше время. И искусство вечное - краски не тускнеют, не выгорают, не осыпаются.
В миниатюре очень важно мастерство композиции - надо суметь вписать в заданный формат.
Мазок в миниатюре - это совсем не то, что мазок в станковой картине. Здесь разухабистость не к месту. Здесь деликатность, тонкость и точность. Небрежность в миниатюре так же незуразна, как если бы Вы на приём к английской королеве пришли в футбольных трусах.
Здесь не только тонкость, но виртуозность линии ценится. Не просто хороший колорит, а колорит построенный на тонких нюансах - цвет как бы нежно трепещет.
Беда с этим цветом для фотографов!
Вот, например, эту шкатулочку уж как ни старался фотограф добиться точности в передачи цветовых нюансов, ан нет! Всё же розоватое свечение маленьких цветочков улетучилось, ускользнуло. А ведь от этого сияния шкатулочка мерцала. Или две божьи коровки - так ведь они же горят! А на фотографии просто красные пятнышки.
![](http://i027.radikal.ru/1111/e4/fe8e04f7c48b.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
А началось всё с женского. На фоне советского дефицита серёжки с ростовской финифтью сияли голубоватым светом как некая небесная мечта. И вскоре оказались в моих ушках. Это было ещё до рождения моего сына, где-то в году 88-м.
Те мои первые финифтяные серёжки затерялись. Но вот сохранилась одна скромненькая серёжечка из последующих.
![](http://s017.radikal.ru/i439/1111/be/a8d3c1b3fab2.jpg)
Неплохой образец.
Мазок лёгкий, даже, я сказала бы, ни без элемента артистичности. Попробуйте ручкой нанести такой мазок (хотя бы и в воображении), сразу почувствуете, что здесь не место неуклюжести. Цвет нежный. Наверно, писала девушка, не раз заглядывающаяся на утреннее небо. И композиция хорошая: букетик умело вписан в овал. А ну-ка, попробуйте на листочке бумаги, не подглядывая на экран, в овале нарисовать два-три цветочка.
Нет, это не так просто, как кажется.
Тем более ценишь мастерство, когда знаешь, что роспись по эмали - дело многотрудное, требующее незаурядного художественного чутья.
Например, расписывая эмаль, художник должен точно знать, каким получится цвет после обжига.
А после обжига он совсем ДРУГОЙ, чем когда пластина расписывается. Попробуй угадай! Сколько слёз пролито.
молодыми художниками! Так красиво расписал, а вынул из печи и что это? Хоть плачь! И плакали.
Опыт и только опыт, а ещё настойчивость могут помочь в этом деле.
![](http://s008.radikal.ru/i305/1111/dc/7b0657813eb5.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
Со временем у меня оказались настоящие шедевры ростовской финифти, музейного уровня. Утверждаю это как бывший эксперт многих Художественных советов и консультант по вопросам народных художественных промыслов.
Перед вами работы Светланы Тецкой, замечательного мастера.
Вот что прочитала о Светлане Тецкой в книге В.Ф.Пак "Ростовская финифть XX века", наиболее полном справочнике о ростовских художниках.
"Тецкая Светлана Александровна.
Живописец по эмали.
Род. 29.03.1966 в Дмитрове Московской обл. Училась у В.И.Артеменко.
Работала на Фабрике ростовской финифти. Участница международного семинара (2001). Осуществила творческие поездки в Лимож (Франция), Вильнюс (Литва) и Кинтай (Литва).
Произведения хранятся в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль", отечественных и зарубежных частных коллекциях".
Скажу не таясь, что когда я увидела первую её шкатулочку на прилавке ничем не примечательного ларёчка, у меня дыхание перехватило: от восторга, раз, и неожиданности, два.
Надо прямо сказать, долго приходится вглядываться в мазочки, чтобы найти роспись хорошую. Ведь встречаются и просто плохие работы.
Вот почему я и думала, что такого мастерства, как я увидела на шкатулочках Светланы Тецкой, сейчас и нет уже.
Внимательно рассмотрите, как написаны голубые цветочки и цветочек в профиль вверху справа. Сравните с росписью сережки. Не спешите. Ещё раз. И ещё раз.
Так и оттачивается глаз, превращаясь в глаз Художника. А с ним и чувство, в том числе и чувство СТИЛЯ.
![](http://s017.radikal.ru/i436/1111/02/1dfc9045eaea.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
![](http://s017.radikal.ru/i440/1111/6d/865d401862f6.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
Оцените виртуозность тончайших мазков, которыми написана стрекоза.
Сравните с чем-то подходящим. Поищите в Яндексе. И ещё раз сравните.
Полюбуйтесь на безупречную композицию. Учитесь!
Можете опять сами попробовать вписать в круг несколько одуванчиков. Что у Вас получилось?
![](http://s012.radikal.ru/i320/1111/2b/8a0bc94e0a92.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
![](http://s017.radikal.ru/i422/1111/2f/524aee1ee40b.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
Видите, здесь опять возникли проблемы с передачей цвета на фотографии. Сложно фотографу работать с такой живописью. Проще, конечно, если бы лепестки цветка были залиты однородным красным цветом. А здесь тонкие цветовые переходы, всё - на нюансе. Попробуй, улови!
![](http://s017.radikal.ru/i407/1111/fe/9eaee3a441e2.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
Ниже шкатулка массового производства.
Роспись неплохая, но, как вы замечаете, она гораздо проще, чем живопись Светланы Тецкой.
Но шкатулочка милая и роспись всё-таки привлекательна именно своей непритязательностью. Поэтому я эту шкатулочку и купила. Хотя, без сомнения, её уровень и уровень работ С.Тецкой - это разные категории художественности.
![](http://i042.radikal.ru/1111/36/0e946ca2e6b6.jpg)
![](http://s010.radikal.ru/i314/1111/eb/36d0b154db59.jpg)
Ценность этих вещиц для меня многократно увеличивается от осознания, что держу на ладони шкатулочку с древнейшей технологией, пришедшей к нам на Русь из Византии, а затем так укоренившейся, что стали её воспринимать, как свою.
![](http://s017.radikal.ru/i418/1111/26/eefe8102ee70.jpg)
Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая.
В этой шкатулочке, так получается, отсвет и Византии, и Древней Руси, и модерна, и прекрасной художницы Светланы Тецкой.
И такие художники живут СЕЙЧАС, рядом с вами!!
И, что странно, я сказала бы, их произведения доступны. Руку протяни!
Вот оно - ЧУВСТВО СТИЛЯ! И вот оно - настоящее ХУДОЖЕСТВО.
Спасибо за фотографии моей коллекции Наде Базановой, Денису Попову и их другу-фотографу.
Прочитать о ростовских эмалях можно
здесь.
Посмотреть, как эмали изготавливаются, можно
здесь. Хорошая публикация, но должна отметить, что не все представленные работы безупречны.
А почему?
Обсуждение этой публикации ещё и
здесь