Недавно в мир моды вернулся образ Нэнси Кунард - бескомпромиссной личности, сильной женщины, раскрашивавшей свою жизнь брызгами самоуверенного гламура, непоколебимой веры в себя, вкраплениями декаданса. Все началось в Prada в прошлом году. В коллекции весна-лето 2011 модели Миуччи Прада щеголяли по подиуму в характерной холодной завивке, которой Нэнси отдавала предпочтение на протяжении всей жизни. В созданных Гвидо Пауло прическах волосы были уложены волнами вокруг лица, изгибались вокруг уха, подчеркивая, заостряя особенности моделей.
Девушка из богатой семьи Нэнси Кунард любила танцевать под синкопированные африканские ритмы, музыку афро-американских джазовых групп в Париже. Нэнси стала "ультрамодной" девушкой 1920-х - стройная, элегантная, богатая и стильная. Богатство и тот факт, что ей в молодом возрасте удалили матку, позволили девушке вести эпатажный образ жизни, которого она страстно жаждала.
Ее светлые коротко стриженные под мальчика волосы, бесшовные чулки, африканские серьги и браслеты из слоновой кости, пальто из шкуры леопарда, ткани и украшенные драгоценными камнями ленты для волос, шляпки "колокол" бесконечно копировали другие стильные женщины, которые хотели быть "модными, тощими и эмансипированными".
Нэнси родилась 10 марта 1896 года в семье британского барона и американской светской львицы. Она выросла в английском замке, где одни только жилые помещения занимали большую площадь, чем, скажем, Нью-Йоркская публичная библиотека. Нэнси была там несчастна. Ее отец интересовался главным образом охотой, рыбалкой и верховой ездой, в то время, как мать, имевшая "ненасытный аппетит к культурному и социальному росту", концентрировалась на дружбе с ведущими писателями того времени. К удивлению Нэнси, отец с пассивной толерантностью относился к внебрачным отношениям своей жены. Потрясенная сомнительными моральными ценностями родителей, Кунард "выросла, чтобы презирать все, что представляли собой они и их класс".
"Восстанию" Нэнси благоприятствовала сама история. Так, ее дебют в 1914 году в лондонском свете совпал с началом Первой мировой войны, которая ознаменовала для нее начало "периода открытого неповиновения требованиям общества и родителей" и "артистических и сексуальных экспериментов". Беря пример с матери, Кунард основала "Порочный круг избранных", в который входили артисты, большинство из которых рано или поздно становились ее любовниками. Здесь она встретила Эзра Паунда, Т.С.Эллиота и Перси Уиндема Льюиса, возглавлявших тогда "литературную революцию" в Англии. По словам Кунард, это движение изменило ее жизнь, наполнив ее верой в "священную миссию искусства менять историю".
1922 by Wyndham Lewis
British Council
В 1916 году, повинуясь порыву, она вышла замуж за раненого ветерана войны, чтобы развестись с ним через 20 месяцев. В 1921 году начался ее пятилетний роман с Эзром Паундом, вскоре она также соблазнила Эллиота. "Ослепленная" достижениями обоих мужчин (и несмотря на то, что Эллиот дразнил ее в своем стихотворении: "Но интеллигентные женщины глупеют"), она написала три книги стихов в 1920-х.
Ее поэзия не шла в сравнение со стихами Эллиота, но тем не менее поэтические изыскания Кунард способствовали укреплению ее связей со "странными людьми из далеких стран". Например, с авангардным сообществом в Париже, куда она переехала в 1920 году. Здесь она встретилась не только с Эрнестом Хемингуэем и Карлосом Уильямсом, но и дадаистами и сюрреалистами, которые разделяли ее веру в "священную миссию искусства" и ее намерение "разоблачать пустые мечты и ложные цели" правящего класса. Джеймс Джойс заглядывал к ней поболтать. Лэнгстон Хьюз называл ее "одной из моих любимых людей в мире".
Нэнси была прототипом героини Айрис Марч в романе Майкла Арлена "Зеленая шляпа" (1924), после которого автор получил мировую известность. Олдос Хаксли в муках неразделенной страсти предрешил судьбу Нэнси как "музы" в своем романе "Шутовской хоровод", где Мира Вивиш имеет с Нэнси больше общего, чем просто случайное сходство. В Париже среди провокационных и модных служителей искусства Нэнси нашла свое призвание. Ее влияние среди дадаистов вдохновило основателя течения Тристана Тцара написать и посветить ей "Платок облаков". Скульптор Константин Бранкузи увековечил образ Нэнси в скульптуре "Jeune Fille Sophistiquee” ("Утонченная молодая женщина"). Уильям Карлос Уильямс хранил у себя ее фотографию и считал, что Нэнси "одно из главных явлений в мире".
Но у Кунард были свои "но". Называя себя анархисткой, она никогда не разделяла коммунистических взглядов на мир. Ее также раздражал собственный образ сирены (коварной соблазнительницы), она жаждала более значимого самовосприятия.
Альваро Гевара, г-жа Fairbairn (Nancy Cunard), 1919
Это желание привело к тому, что в 1928 году она основала издательство "Hours Press". Оно располагалась в нормандском пригороде, выпускало книги известных авторов, таких как Арагон, Паунд и менее известных писателей, например, Самуэля Бекетта, который выиграл в конкурсе контракт с "Hours Press", когда ему было 23 года. Но Нэнси отвлекла от дела любовь к Генри Кроудеру, афроамериканскому джазовому пианисту, который познакомил Нэнси со сложным и страшным положением черных в США. "Ее глаза теперь открыты, она видит расизм, несправедливость, она открыла чувство цели, которое определит всю ее оставшуюся жизнь".
Она отредактировала и выпустила книгу "Негр"(1934), практически 900-страничную антологию "черной" истории и культуры и призыв "осудить дискриминацию по расовому признаку и признать достижения людей, которые долгое время вынуждены жить в страданиях". Несмотря на актуальность послания и его масштаб, пресса восприняла выход книги с равнодушием.
Когда Нэнси жила в Гарлеме с Генри, она раздавала свои наряды от кутюр, среди которых были платья от Пуаре, Чарльза Фредерика Ворта, Эдварда Молине и Шанель, гламурным женам афроамериканских джазовых музыкантов, которых она знала.
Общество с осуждением отнеслось к ее романтическим отношениям с "черным". Когда Нэнси приехала в 1932 году в Америку, она подверглась злобным нападкам СМИ, на нее обрушился шквал писем, полных ненависти. В Англии ее мать, к тому времени уже вдова, развернула беспощадную кампанию, чтобы разделить дочь и Кроудера. Когда Нэнси отказалась идти на встречу, мать чуть не лишила ее наследства.
Нэнси была одержима примитивизмом и носила африканские костяные браслеты, покрывавшие ее руку от запястья до локтя. Энтони Хобсон рассказывал, как "беседа перемежалась ритмичным стуком браслетов".
Знаменитый стиль украшений Нэнси был не только данью ее эстетике, но и политическим комментарием. Демонстрируя свою любовь к африканской культуре, Нэнси буквально носила на себе свои политические взгляды
Cтиль Кунард, сформировавшийся под влиянием ее увлечения артефактами африканской культуры, был поразительно нестандартным. Крупные украшения, которым она отдавала предпочтение, сделанные из дерева и кости, натуральных материалов, которые используют мастера традиционных национальных украшений, были вызывающими и неоднозначными. Браслеты, покрывавшие ее руки от запястья до локтя, окружающие расценивали как эксцентричные. Она привлекала внимание СМИ и фотографов. Ее часто фотографировали в украшениях с африканскими мотивами и ожерельях из деревянных кубов, которые были данью ее уважения концепции кубизма. Сначала мир моды расценил стиль Нэнси как богемное кривляние эксцентричной наследницы, но постепенно признал его авангардным, назвав "варварским образом". Престижные ювелирные дома, такие как "Бушерон", создавали свои собственные широкие браслеты из золотых бусин, вдохновение для которых черпали с подачи Кунард в культуре Африки.
Henry Crowder, Paris, 1930 (Arms by Nancy Cunard), Man Ray
Непокоренная Нэнси Кунард продолжила свой крестовый поход, целью которого в середине 1930-ых стал также фашизм. Она писала статьи о нападении Муссолини на Эфиопию и перевороте Франко в Испании. В августе 1936 она переехала в Испанию для того, чтобы освещать гражданскую войну. Нэнси пророчески предупреждала, что "события в Испании - прелюдия к следующей мировой войне". Возмущенная провалом попыток международного сообщества вмешаться в ситуацию, она использовала свои отчеты, чтобы разоблачать жестокость Франко и требовать помощь для пострадавших.
Кунард особенно беспокоилась об испанцах, которые, борясь с фашистами, оказывались в контрационных лагерях, находившихся вдоль границы с Францией. Помимо освещения событий в международной прессе, Кунард организовала приют, где ежедневно готовили горячую еду для 3-4 тысяч человек. К 1939 году эти усилия сказались на ее и без того слабом здоровье, и Нэнси вернулась в Париж.
Нэнси Кунард в Гарлеме (Нью-Йорк) с художником Джоном Бантингом и писателем Тайлером Гордоном, 1932
Она вела образ жизни, который разрушал ее, страдала алкоголизмом, принимала наркотики. После нескольких пьяных драк с представителями власти в Лондоне, ее объявили сумасшедшей и поместили в психиатрическую лечебницу.
После того, как ее отпустили, разоренная Кунард пять лет пила, почти ничего не ела и пафосно выступала против расистов ("Как я хотела бы расстрелять злых белых") и фашистов ("Будь проклята Испания, и все, что она делает").
В марте 1965 года, вскоре после своего 69-ого дня рождения, Нэнси отправилась на очередную попойку в Париже. Друзья с тревогой заметили, что она "потеряла свой смысл" и выглядела "худее, чем труп из Бухенвальда". Некоторое время спустя полиция нашла ее, лежащей на улице без сознания. Нэнси не помнила, как ее зовут, весила всего 60 футов (27 кг) и умерла спустя два дня. Перед тем, как впасть в кому, она попросила медсестер принести карандаш и бумагу и сочиняла стихи, писала письма друзьям. Они продолжали получать ее сумасшедшую корреспонденцию уже после смерти Кунард.