Впервые захотелось разобраться в разновидностях народных игрушек после
этой статьи. Действительно, как это я не могу отличить каргопольскую игрушку от жбанниковской или филимоновской? Но всё было как-то не до того. Ждала третьей части БИСов, боялась, что не получится разобраться самой.
После курса "Русская национальная традиция" ответов получила миллион, спасибо Любови Михайловне, но желание разобраться в игрушке только возросло.
И я с энтузиазмом стала скупать на барахолке книжки по этой тематике. После
этого поста я просто влюбилась в абашевскую игрушку, и решила поделиться с Вами интересными фактами, о которых не было упомянуто. В какой-то степени это история промысла и рассказ о Мастере Зоткине и его творениях, а также история про интересную задумку интерьера в кафе.
Но обо всём по порядку)
Информация взята из невероятно увлекательной книги Л.Д.Рондели
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Книга 1984 года, так что не судите за оговорки про Советское время)
Иллюстрации взяты из упомянутых статей, либо отсканированы из книги.
Абашевская игрушка
У абашевцев монументальный характер присущ изображениям не только крупных зверей и животных, к примеру, таких, как лев или корова, но даже и птиц. Ну как не подивиться, глядя на абашевских кур с утками: батюшки-светы, да за что же им худородным, честь такая - словно с герба старинного, с княжеского сошли ..
В корне природы абашевской пластики лежит удивительное умение ее мастеров освободить форму от каких бы то ни было признаков натурализма. Строению изделий своих они, кажется, придают такую устойчивость, что из состояния покоя их не выведешь. И наконец (и, может, это самое главное) - артисты они великие по части создания энергичного, остро впечатляющего силуэта. Именно «силуэтным» соображениям обязано своим существованием столь характерное для здешних народных художников влечение к теме животных, увенчанных рогами. Для каждого животного традициями отработан сбой тип рогов: плавно округлого очертания для коровы - при нраве ее кротком и телосложении солидном других и быть не должно; наоборот, рога грозные, саблевидные присвоены прославленным на деревне драчунам - козлу с бараном А об олене что и говорить, уж очень полюбилась здесь гордая осанка этого из далеких, чужих краев пришельца, в знак чего целое сооружение, костру пылающему подобное, высится над его головой.
Из рассказов абашевских ветеранов можно установить, что в начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури, приобрести их стало невозможно - страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски; на них абашевские мастера и переключились, им они даже по душе пришлись. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски, перешли на них - излишен стал этап лакирования.
Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов - их палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.
Цвет в абашевской керамике подобен аккомпанементу, который как бы оттеняет звучание солирующего голоса. И как сольное исполнение может существовать без аккомпанемента, так и абашевская керамика не перестает оставаться художественным произведением, когда она после обжига никакой отделке не подвергается.
Сами мастера, конечно, отчетливо осознают преимущественное значение лепки своих изделий перед их раскраской. Не случайно в этом едва ли не единственном игрушечном промысле, где в производстве участвуют и мужчины и женщины, лепку взял на себя пол «сильный». Лукавят мужики при этом, прикидываются: дескать, по силам ли бабе лепными работами заниматься! Как будто все, кроме абашевского, игрушечные промыслы женскими не являются, от самого начала рабочего процесса - заготовки глины, до самого его конца - упаковки и отправки готовой, весьма тяжеловесной продукции. Впрочем, будем объективны: не потому ли и «мужественна» абашевская пластика, что лепят все же мужчины?
Употребление масляной краски в качестве декоративного средства мастеров все же не удовлетворяет полностью - не могут они с их тонким чутьем не испытывать угнетающего чувства при виде того, как «аккомпанемент» заглушает «солиста». Они даже предпринимают попытки, к сожалению недостаточные, добиться с помощью краски более глубокого в художественном отношении звучания поверхности изделия, визуального преобразования глины в иной, более благородный материал. А то, что это осуществимо, убеждаешься, когда встречаешь старые образцы абашевской продукции, в которых под влиянием времени слой краски утратил свою «жирность», пастозность и уже не влияет искажающе на пластику.
Так уж ведется, что ни об одном народном промысле нельзя точно сказать, когда и при каких обстоятельствах возник он в том или ином месте. Не является исключением и абашевское гончарство. По свидетельству стариков, которые ссылаются на дошедшие до них предания, гончарству здешнему никак не меньше трехсот лет, и породила его нужда в хозяйственной посуде, а с другой стороны - наличие под руками качественной глины. Производство глиняной игрушки в Абашеве возникло позднее.
В период расцвета игрушку делали, почитай, в каждой избе, не одна сотня сельчан занята была этим делом; определились и ведущие роды мастеров, среди которых первое место на протяжении многих лет занимали Зоткины и Еськины.
Сейчас в Абашеве работающих игрушечников считанные единицы остались, прочие эту профессию, хотя в ней и искушены достаточно, несерьезной считают, зазорной даже, стыдятся ее. «Хранителем огня», а если предъявить серьезные требования, то и единственным полноценным мастером в Абашеве на сегодня является представитель славной фамилии Зоткиных - Тимофей, внук гончара Семена и сын игрушечника Никиты, «делаков» не из последних. Прославленным мастерам прошлого, имена которых в искусствоведческих сообщениях успели обрасти легендами, по таланту и мастерству Тимофей Никитич не уступает. Судьба, биография мастера, особенности его личности, характера, условия его жизни многое объясняют в его творчестве.
Родился он в 1930 году. «Вся семья,- говорит он,- при игрушке состояла,- отец, мать и брат с сестрой; кто лепил, кто красил. Тоже и я около отца вертелся. С трех лет силы пробовать стал, а с шести в запряжку взошел. В Отечественную не до игрушки было, тяжко, голодно жилось. Войне конец пришел, в армии положенное отбыл, а вскорости и сам в «делаки» заделался...»
В непосредственности натуры Тимофея много от ребенка. Он добр, очень добр, как от природы добр ребенок. Его преследует тяжелый недуг, требующий упорного лечения, и все же раздражительность ему не свойственна. Наоборот, в творчестве его разлито какое-то исполненное мудрости спокойствие. Правда, это не мешает ему в работе быть одержимым. Он жаден до познания всего нового в его специальности, вне которой он не представляет себе своей жизни. Ему чужд ремесленнический подход к своему труду, как чуждо безразличное отношение к любой его стадии, какой бы тягуче-однообразной ни казалась она постороннему неискушенному свидетелю.
При воссоздании облика изделия, первоначальную жизнь которому сообщил далекий его предшественник, копировать механически Зоткин не будет. Из-под его рук оно выйдет обновленным, одухотворенным. В пластическом его даровании щедро представлено то ритмическое начало, которое происхождением своим больше обязано не разуму, а чувству. А чувство в процессе повторения всегда вносит изменения, хотя бы и скромные, превращает процесс в жизнетворный. Типичны во многих отношениях глиняные львы Т. Н. Зоткина. По ним можно убедиться о полном соответствии технических приемов природе материала. Для глины характерен такой «живой» мазок, который как бы одухотворяет предмет, когда остается даже след от пальцев рук мастера, а не от инструмента, как бывает, скажем, в деревянных изделиях, когда остается след от долота, стамески, топора и т. д. Мастер, как видно по фигурам львов, не утратил отработанного поколениями его предшественников набора приемов обработки материала, хорошего понимания его особенностей.
Зоткин Т.Н. Львы. 1970е гг. Абашево, Пензенская область
На первый взгляд львы как будто одинаковы, но они отличаются друг от друга своей пластикой. Интересен вариант льва с птицами. Эта находка декоративного свойства создает масштаб - мощный лев и маленькая беззащитная птичка у него на лапе,- содействует большей монументальности. У одного из львов трактовка хвоста реалистическая, у другого условно-декоративная - в форме ручки от глиняной посуды. По-разному представлены и усы. В одном случае они обозначены приемом прочерчивания. А в другом - усы даны с помощью налепа, который чуть прочерчен внутри. Есть у Зоткина множество вариантов и других животных и птиц. В зависимости, например, от настроения, он может сделать одному оленю рога очень большие, другому - средней величины, третьему - маленькие. Разными они будут и по форме, и по строению и т. д. Проявляют себя и здесь присущие народному творчеству черты - обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов, достаточная свобода их решений.
Присущи глиняной игрушке и торжественная, праздничная декоративность, нарядность. Фигурам львов это впечатление во многом придает их чешуйчатая грива. Мастер, чувствуя, что его подстерегает опасность натуралистической трактовки, делает не волосы, а своего рода чешую, которая не требует особой фантазии, чтобы быть воспринятой как волосяной покров. Кстати сказать, такого приема не могло быть в самодеятельном творчестве, где художники пытаются идти от натуры. Сохраняя ей верность, они непременно прочертили бы львам волосы. К такому решению их подтолкнул бы и материал: в глине это легко сделать - пластически оформить растительность, изобразить ее путем прочерчивания чуть ли не отдельных волос. Такое же pешение для создания впечатления волос может быть и в металле, отчасти и в дереве. Но Зоткин не идет по этому пути, он лепит чешуйки, как лепестки, добиваясь тем самым декоративной условности.
Строгости, экономности решения способствуют и связь технических приемов с материалом, и максимальное самоограничение мастера в выразительных средствах и в деталях, хотя глина и дает возможность для более подробной разработки форм.
В «добродушии» львов видно и отношение русского человека к животным, он не изображает зверя страшным, диким. При высоком профессиональном мастерстве в изделиях Зоткина сохраняется наивность, близость к детскому творчеству с его особым примитивом и легкостью.
Традиционный характер творчества Зоткина дает себя знать лаже тогда, когда он ставит новые для себя задачи, берется за новое дело. Так, плодотворность использования им традиционных для народного искусства художественных канонов, проявилась и тогда, когда Т. Зоткин принял участие в оформлении современного общественного здания.
В начале 70-х годов в одном из районных центров Пензенской области - в Беднодемьяновске - строилось придорожое кафе. Кому-то, а это, надо полагать, был человек мышления не стандартного, пришла в голову идея оформить интерьер зала кафе изделиями местного народного мастера Тимофея Никитича Зоткина. Однако, не за счет обычной его продукции - глиняных игрушек, получивших широкое признание у любителей народного искусства, а путем привлечения Зоткина в качестве скульптора монументалиста. Предполагалось, по-видимому, что особенности и достоинства художественной природы его игрушек найдут свое отражение и в скульптурных произведениях этого мастера. Идея была не лишена значительного риска, ведь Зоткин нужного для выполнения поставленной задачи опыта не имел.
Получив столь заманчивое предложение, Тимофей Никитич как истинный художник загорелся и в кратчайший срок вылепил тридцать четыре крупноразмерные глиняные фигуры, все разного содержания, а сверх того семь круглых, тоже из глины, медальонов с барельефными орнаментальными изображениями.
К сожалению, задуманный скульптурный декор зала кафе по не зависящим от Зоткина причинам реализован до конца не был. Произошло, по всей видимости, не столь уж редко наблюдаемое в жизни столкновение «поэзии» с «прозой», причем, как чаще всего бывает, проза жизни одержала верх. Архитектурные «причуды» администрацию кафе не устраивали: надо было нести материальную ответственность за сохранность скульптур. И очень скоро скульптуры начали покидать предназначенные им в интерьере места и перекочевывать во всевозможные «подсобки». А за тем стали распродавать по себестоимости: администрация спешила освободить хозяйственный «баланс» от ненужного бремени. И в результате невозможно установить, где сейчас находится большая часть украшений интерьера.
В силу указанных обстоятельств приходится ограничиться ознакомлением лишь с одной, находящейся в нашем распоряжении скульптурной фигурой, которую мастер назвал «Полкан городовой» и которую до этого такой величины делать ему не приходилось.
На высоте Зоткин оказался и в решении совершенно новой для него задачи создания художественного облика крупной декоративной скульптурной фигуры в неразрывной ее связи с архитектурой общественного здания. Он взял на вооружение все то, чем сильна абашевская пластика, но понял, что одного присутствия характерного для абашевских игрушечных фигурок элемента монументальности недостаточно - монументальность должна господствовать.
Композиционно «Полкан» построен на отчетливо выраженном противопоставлении передней, «парадной», примыкающей к голове половины коня, нарочито аморфной (если не считать хвоста, решенного в виде традиционной ручки глиняного сосуда, красиво орнаментированной «плетенкой»), второй половине. Следует подчеркнуть: это конь не пахаря, а именно городового, наделенный таким же, как и городовой, непривлекательным, «устрашающим» обликом.
Повествовательное начало в композиции представлено в крайне сдержанной форме, без каких-либо черт натурализма, как это и присуще народному искусству. Так, Зоткин не счел
необходимым "изобразить держащие «приношения» руки как таковые. Вместо них он включает в головную композицию по соседству с рогами, фуражкой и всем прочим что-то, лишь совсем отдаленно напоминающее руки, с сокращением их размеров сверх всякого предела. Они служат скорее своеобразным декоративным обрамлением для безукоризненно пролепленных и тонко прочеканенных, словно отлитых в бронзе, фигур петуха и лопоухого щенка. Несомненно, тут инстинктивно проявился закон подчинения част ностей «большой форме».
«Полкан» покрашен масляной краской в черный цвет, но на этот раз масляная краска оказалась примененной в качестве лессировочной: сквозь нее настойчиво проглядывает рыжий цвет обожженной глины. Золотая краска, как всегда у абашевцев, размещена точно, там где ей быть надлежит (кончики рогов, парадная фуражка, борода, пуговицы мундира, детали амуниции), нанесена исключительно деликатно и потому смотрится приглушенно. В таком цветовом оформлении в полной мере учтены требования размещения скульптуры в интерьере; трудно представить себе решение более удачное.
Вследствие тщательно продуманной разработки силуэта фигуры Полкана, скульптура экспозиционно «работает» - с одинаковой выразительностью как в фас, так и в профиль.
Большой заслугой художника из народа явилось, то, что в совершенно новой для него по своему характеру работе он исходил из личного богатого опыта игрушечника. Он сам не без гордости заявил в беседе, что от традиций своего промысла не отступил. «Полкан» родился абашевских «кровей».
Этот факт приводит к выводу о полной оправданности и несомненной перспективности предпринятого в Беднодемьяновске; опыта - использования образцов местного народного искусства, в качестве архитектурного декора в общественных зданиях. Надо сказать, что строительству придорожных объектов сейчас начали уделять заслуженное внимание: ставится задача не только удовлетворить потребностям проезжих в отдыхе и питании, но и придать архитектуре этих зданий (естественно, она должна быть на высоком уровне) местный колорит, чтобы благодаря ему сохранялось в памяти посещение данного, конкретного района страны. Конечно, дело это непростое, так как непременно должно быть выполнено требование гармонической увязки декора с архитектурой здания.
Вот бы побывать в таком интерьере, правда?)
И ещё из этой книги про соломенную игрушку
тут, особенно обратите внимание на творчество Медянцевой.
Про городецкие игрушки и про Т.Ф. Красноярова
здесь,
Про кожлянскую, филимоновскую, каргопольскую и дымковскую игрушку достаточно коротко
здесьИ про то, какие игрушки давать своим детям и почему, очень интересно и обоснованно
здесь Автор часто сравнивает разные виды игрушек и объясняет, что их особенности определены во многом материалом, из которых они сделаны.
От вида глины, от её пластичности зависит конечная форма игрушки.
Прямо как у Ламановой "Материал определяет форму".