Жаждущим эмигрировать "по науке" рекомендуется к прочтению
Об экспертной карьере как дисциплине мозга
Вчера за винопитием с умнейшим
Alexander Etkind (да, завидуйте мне - не каждый день удается долго и лично общаться с крупнейшим историком и профессором Кембриджа) говорили о том, почему российские гуманитарии так сложно делают карьеру вне России
Казалось бы - очевидный ответ - язык. Но проблема в том, что эти российские интеллектуалы знают английский порой лучше, чем немецкие, азиатские или чилийские профессора. Но те вполне спокойно делают в Америке и Европе академическую карьеру, а мы нет.
Возникла ВЕРСИЯ (еще раз подчеркну, это только моя версия, пока мало чем подкрепленная), отчего.
Собственно, мой тезис: любой западный ученый с юных лет знает что карьера - это постоянная конкуренция. Причем, в 40 она еще жестче чем в 20. Конкуренция за кафедры и лаборатории в университете, за миллионные гранты на исследования. Отсюда у него принцип формирования карьеры "ежедневное структурное строительство доказательной базы, что я лучший эксперт в этой области".
Это выражается в нескольких принципах, которые я называю дисциплиной карьеры (ну или мозга):
- ежедневный экспертный не отменяемый труд по четкому плану: ежегодно определенное кол-во книг и статей, ежегодные исследования, ежегодное определенное кол-во выступлений, четкое отслеживание лучших ДЛЯ него университетов и желание туда попасть - постоянное представление себя в конкурсы на места в них. Не в сослагательном наклонении " хорошо бы написать книгу и статью", а именно в режиме - сделал. Это такая научная гигиена
- умение качественно ( в хорошем смысле) продавать себе: искусство презентации (мы все говоруны, но вот очень мало кто готов письменно себя качественно представлять)
- научная открытость: желание и возможности постоянно взаимодействовать с коллегами по всему миру. Открытость к диалогу и как следствие генерение для себя новых возможностей. Не надо иллюзий - там тоже масса взаимной ненависти (особенно при "разделке" миллионных грантов, срачей и подковерности), но при этом диалог и открытость исследований - непреложный факт, потому что каждый понимает - это полезно ему
- (добавлено по подсказке умнейшего оппонента) "Очень многие вещи, которые там базово закладываются ещё в бакалавриате и магистратуре (постраничное штудирование фундаментальных исследований и концепций с проговариванием и осмыслением, умение регулярно писать свои собственные мысли и идеи, умение самостоятельной критики чужих идей и т.д.) у нас не входят в методический пакет. У нас по-прежнему "лекции-семинары" и тут как повезёт с преподавателями. Т.е. даже очень талантливый наши гуманитарий на выходе с кандидатской и с перспективами на западе изначально имеет дырку в бэкграунде, которую он либо а)самостоятельно, сцепя зубы навёрстывает путём адского саомообразования (но и то, не всё можно наверстать), либо б) выезжает на raw talent, но при этом всё равно методически не дотягивает до своих тамошних коллег. Поэтому всё и трудно. Изначальная, системой образования заложенная низкая конкурентоспособность.
В российской действительности студенты и аспиранты еще привыкли конкурировать. Люди в гуманитарной науке и при науке от 35-ти твердо уверены, что их ДОЛЖНЫ ценить уже без их дальнейших усилий. Просто "за имя". Поскольку качественных имен у нас в любой экспертно-научной области единицы И попадая в новую агрессивную экспертную среду, когда твое имя ЗНАЧИМО, но не УНИКАЛЬНО (еще сотни с именами такого же уровня), "наш человек" чаще всего теряется и уходит из больших научных историй, становясь в лучшем случае "экспертом по России, а в худшем случае истериком в фб.
То есть (краткий предварительный вывод версии):
- проблема не в языке (он нормально выучивается за год) и не в отношении к стране
Основная проблема:
1. в обломовщине - не жить в сослагательном наклонении "когда я напишу книгу", а ежедневно писать, даже через не хочу - фактически это возрастная умственная лень
2. неумении подавать себя как научный товар
Советов не будет
Думаю над этим
Извините
Источник:
http://www.snob.ru/profile/26904/blog/78772 Добавлю свои пять копеек.Я безвозмездно (то есть даром) помогаю консультациями тем молодым российским исследователям, которые хотят закончить магистратуру в Европе или получить PhD с обучением в магистратуре/докторантуре и защитой выпускной работы на русском языке.
Отбоя от желающих нет... Буквально каждый день заваливают вопросами... Заполнение анкет вот тут:
https://docs.google.com/forms/d/1vWkFLxVHc02q1WgUYoAQ7zrRDFRCzZ_HaytDQIJkLuM/viewform идет просто гигантскими темпами. На лекциях студенты записываются целыми группами.
Не верите? Правильно делаете.
Специально посещал несколько вузов, где работают знакомые преподаватели. Рассказывал студентам о возможностях обучения в Европе на русском языке. Ноль эмоций. Ведь даже ехать никуда не обязательно, возможно обучение дистанционное. Все равно по барабану. Им бы диплом поскорей получить, какой дадут. Они в вузы идут, в аспирантуры разные, чтоб от армии откосить. Какое валение? В какую Европу? Ведь там за несколько тысяч евро в год надо по-настоящему учиться. Научные проблемы, которые должны лежать в основе выпускной работы, должны быть именно научными проблемами, актуальными для мировой науки. Научные статьи надо писать самим.
Даже при условии обучения на русском. Что уж говорить об обучении на других языках.
Отсюда вывод. Тем, кто мечтает о "научной эмиграции", неплохо бы перечитать вышеприведенный текст. По-моему, там все доступно расписано: кого именно из поравалителей "по науке" ждет успех.