Четыре месяца в Лондоне. Первые впечатления.

Dec 29, 2014 19:55

В мае этого года мой работодатель (западная компания) предложил мне несколько лет поработать в центральном офисе компании в Лондоне. Офис находится в лондонском Сити - деловом районе британской столицы. Предложение я принял и уже в конце августа переехал на Туманный Альбион. В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями о жизни в Лондоне. Сразу уточняю, что моя ситуация отличается от многих сюда впервые приехавших т.к. я не приехал в Лондон в качестве студента, искать лучшей жизни или с целью остаться здесь навсегда. Я приехал уже на “готовое место” на несколько лет и на вполне приличную по местным меркам зарплату, поэтому советы касательно возможного переезда в Англию, процесса поиска работы и других тонкостей иммиграции в эту страну дать не смогу. Буду я здесь оставаться или нет - покажет время.

Итак, мои впечатления за первые четыре месяца жизни в Лондоне:


Общие. Город действительно огромный. Население больше десяти миллионов человек плюс еще наверное миллион туристов. Иногда ощущается, что инфраструктура города и коммунальные службы просто не справляются с таким количеством людей. В центре, в любой день недели, везде огромное количество людей. Толпы в магазинах, на станциях метро, на остановках автобусов, в кофейнях. Наблюдается очень большой ажиотаж практически всегда и на все.
Очень много арабов и азиатов. Например, большие диаспоры иммигрантов из Бангладеш, Пакистана и Индии. Черных в Лондоне тоже много (около 13% населения, по сравнению с всего 3% по стране), но значительно меньше чем, например, черных в Нью Йорке (по оценкам Википедии - 25% всего населения) или арабов в Париже. Все таки 70% населения Лондона - белые европейцы.

Много действительно плохих, неблагополучных, практически убитых районов. Особенно в восточной и южной частях города. Несмотря на огромные инвестиции в развитие города, инфраструктуру и обновление, многие районы просто не пригодны, для нормальной жизни.

Жилой фонд. Качество жилья в Лондоне меня очень разочаровало. Красивые викторианские дома впечатляют своей архитектурой и шикарными фасадами, но большинство этих домов внутри находятся в плохом состоянии. Ранее, в таких домах жила одна семья, но большинство домов теперь переделаны на 10-12 и более квартир. При поиске квартиры, несмотря на достаточно щедрый бюджет от работодателя, мы просмотрели десятки вариантов. Найти нормальную квартиру по адекватной цене в пешей доступности от станции метро и продуктового супермаркета оказалось большой проблемой. Квартиры в Лондоне очень маленькие по площади - 37-40 кв.м. для односпальной квартиры - вполне нормальные параметры. Часто нам показывали квартиры с двумя спальнями (по нашим меркам- трехкомнатные) - площадью 55-60 кв.м. Очень редко встречаются квартиры с отдельной кухней и мало квартир с балконом. В Лондоне практически нет дворов, особенно это касается центральной части города. Часто имеется частный закрытый сквер, которым могут пользоваться только жители определенной улицы. Из-за огромного спроса (который, по словам риэлторов, превышает предложение в десять раз), собственники квартир совершенно не заинтересованы улучшать качество жилья, утеплять стены, делать нормальные ремонты, менять окна, ставить добротную мебель, обновлять сантехнику. Квартиры очень холодные, часто из за огромных окон, старой столярки, щелей и плохой теплоизоляции. Во многих квартирах кривые стены, очень старое ковровое покрытие (которое, судя по его виду, не менялось лет 10-15), тонкие перегородки… Из за огромного спроса и постоянно растущих цен, лендлорды знают, что все равно сдадут квартиру квартиру.

При этом, цены на недвижимость просто астрономические. Средняя цена квартиры в Лондоне в декабре 2014г - 600 тысяч фунтов стерлингов (почти миллион долларов). Купить что либо достойное в нормальном районе самого Лондона дешевле 450 тысяч фунтов (720 тысяч долларов) невозможно. В 2014 году цены в среднем выросли на 16 процентов. Средняя стоимость аренды в Большом Лондоне составляет сегодня более 1400 фунтов стерлингов в месяц (около 2200 долларов) при медиане зарплаты в 2875 фунтов (около 4600 долларов) до вычета налогов.

Большинство жителей Лондона в возрасте 30-35 лет арендуют жилье. Из за космических цен, многие даже при супер низких нынешних процентных ставках не могут позволить себе купить квартиру даже в кредит. Из за дороговизны на все и несмотря на достаточно высокие по европейским меркам зарплаты, людям банально не хватает накопить даже на первый взнос, который обычно составляет порядка двадцати процентов от стоимости жилья. Молодые семьи с детьми покупают недвижимость за пределами города т.к. просто не могут позволить купить жилье в столице. Они вынуждены ездить на работу в Лондон поездами и тратить на дорого в обе стороны два-три часа ежедневно. Добираться на работу около часа - вполне нормально по меркам этого города.

Более того, многие даже не в состоянии арендовать отдельную квартиру из за высоких цен на аренду. В подавляющем большинстве, молодежь вынуждена делить квартиры с 2-3-4 руммейтами. Здесь считается абсолютно нормальным, когда достаточно успешный молодой юрист с опытом работы пять-семь лет или финансист снимает комнату в 2-3 спальной квартире. Низкоквалифицированный персонал вообще вынужден снимать койко-места по 8-10 человек в доме.

Квартиры сдаются минимум на шесть месяцев, иногда минимум на год, без возможности арендатора разорвать контракт раньше этого срока. Вселился, не нравится квартира, под окнами началась стройка, шумные соседи, плохое отопление, не работает бойлер - ничего сделать не можешь, ты вынужден прожить минимальный срок арендного договора. Хочешь съехать - обязательно предупредить хозяина квартиры за два месяца. На протяжении этих двух месяцев представитель хозяина имеет право приводить на просмотры потенциальных арендаторов и никого не волнует, что человек продолжает в квартире жить и оплачивать за нее достаточно большие деньги. Вообще, у меня сложилось впечатление, что прав у арендатора практически нет - арендодатель в этой стране очень хорошо защищен. При продлении договора аренды на следующий год - цена вырастит минимум на 3-5 процентов, если арендодатель не захочет разрывать контракт, искать новых арендаторов и снова платить агентству за услуги по сдаче жилья. Однако, учитывая темпы роста цен на аренду в последние годы, многие лендлорды таки разрывают арендные договора с целью поднять цены. Никакой защиты от повышения цен, в отличии от Германии, в Лондоне нет.

Стоимость аренды в Англии рассчитывается понедельно. Дополнительно арендатор обязан оплачивать council tax (местный налог на уборку мусора, пожарных, коммунальные службы и тп), лицензию на пользование телевизором (обязательно по закону) и коммунальные платежи (газ, свет, вода). При подписании договора аренды, арендатор платит за первый месяц аренды, а также депозит, который составляет обычно арендную плату за шесть недель. Этот депозит возвращается при выселении, однако получить его в полном размере невозможно т.к. хозяин квартиры или его представитель делают все возможное чтобы удержать часть депозита по разным причинам (царапина на межкомнатной двери, гвоздь в стене, разбитая чашка и тп). Обычно также идет оплата риэлтору - около 150-300 фунтов типа за оформление бумажек, составление договора аренды и проверку рекомендаций. Большую часть работы риелтора оплачивает хозяин квартиры.


Транспорт. В Лондоне очень хорошо развит общественный транспорт. Более 270 станций метрополитена и наземного поезда, огромное количество автобусов, включая ночные автобусы практически в каждый район. Добраться общественным транспортом можно практически в любую часть города. Когда я приезжал в Лондон в командировки, то очень удобно было пользоваться метро, но так кажется только на первый взгляд, когда посещаешь город на несколько дней и не сталкиваешься с общественным транспортом ежедневно. Когда живешь - впечатления совсем другие. Как показали эти месяцы, автобусами можно пользоваться только туристам или для проезда на короткие расстояния. Если ехать нужно далеко - более пяти км - автобусом лучше не пользоваться т.к. вполне реально несколько часов простоять в пробках на узких улицах города. Лондонский метрополитен - крайне ненадежный вид транспорта. Вроде и станций много, и пересадочные станции удобно расположены, но все время что то ломается, постоянно сбивается интервал движения, поезда часто просто останавливаются в тоннеле и пять-десять минут ждут зеленый сигнал. На некоторых ветках даже в час пик приходится поезд ждать по десять минут. Бывает, что на выходных не работают целые ветки. В часы пик, не протолкнуться…

При этом, метрополитеном в Лондоне вынуждены пользоваться практически все из за платного въезда в центр города и отсутствия парковок. У работающих в деловой части Лондона - в Сити - альтернативы нет вообще. Соответственно, в часы пик на некоторых станции просто не протолкнуться и приходится пропускать несколько поездов перед тем, как удается втиснуться в вагон… Вагоны без кондиционеров. Мобильная связь отсутствует. Успешный лондонский средний класс, работающих в Сити, из за отсутствия парковок и заградительных цен, вынужден проводить много времени в метро.

Цены. Город очень дорогой. Это касается абсолютно всего, при том, что зарплаты очень высокими назвать нельзя, учитывая достаточно высокие налоги. При медиане брутто зарплаты 34500 фунтов в год (55200 долларов), на руки житель Лондона получит примерно 26400 фунтов (42200 долларов или примерно 3500 долларов в месяц). Цены иногда просто поражают. Очень дорогие недвижимость, коммунальные услуги, транспорт, продукты питания, рестораны и общепит, услуги - все, с чем сталкиваешься ежедневно. Нормальная односпальная (двухкомнатная) и самая обычная квартира в неплохом районе Лондона - 1800-2000 фунтов в месяц (2880-3200 долларов в месяц). Стрижка в обычной парикмахерской среднего уровня -50 фунтов (80 долларов). Ужин на двоих в ресторане среднего уровня -около 80-100 фунтов (128-160 долларов). Ланч в обычной тошниловке в деловом районе города - 10-15 фунтов (16-24 долларов). Одноразовый проезд в метро - почти 3 фунта (почти 5 баксов). На автобусе в два раза дешевле - 1.5 фунтов. Месячный проездной метро-автобус стоит порядка 140 фунтов в месяц (224 долларов). Чашка обычного американо в лондонских кофейных забегаловках аля Старбакс или Коста стоит 2.40-2.45 фунтов (4 доллара), капучино стоит 2.70-2.80 фунтов (4.5 долларов). Очень дорогое такси. Например, проезд от моего дома до вокзала Виктория в центре Лондона - расстояние около 3.5км - выходит порядка 13-15 фунтов (20-25 долларов) в зависимости от ситуации на дорогах. В рабочий день и при пробках, счетчик вполне может добить и до 20 фунтов (32 доллара). Если ехать на работу на такси, то для меня (расстояние - 8.5 км) - меньше 35 фунтов (55 долларов) никак не получается. Поехать на такси из центра города в аэропорт - это вообще можно разориться - около 70 фунтов (112 долларов) при благоприятной ситуации на дорогах. Естественно, при таких ценах, большинство жителей города вынуждены пользоваться метро или поездами. Скоростной поезд Heathrow Express от вокзала Паддингтон (приближенный к центру район) стоит 21 фунт (34 долларов) на человека в одну сторону и 34 фунта (55 долларов) в обе стороны. Поезд преодолевает расстояние около 25км за 15 минут.

Отопление и горячая вода. В большинстве лондонских домов нет центрального отопления и горячего водоснабжения. Обычно в лондонских квартирах установлен бойлер, который и является единственным источником горячей воды. Отапливаются квартиры обычными радиаторами, часто работающими на газе или электричестве. Такой метод обогрева жилища и воды - очень неудобен и дорогой для потребителя. Как результат, напор горячей воды очень слабый и горячая водичка в кране заканчивается очень быстро, а в зимние месяцы в лондонских квартирах очень холодно - редко выше 18 градусов. Счета за отопление при этом приходят огромные и в зимние месяцы могут достигать до 200-300 фунтов (320-480 долларов) в месяц. Сначала мы думали, что это нам так не повезло с холодной квартирой, но оказалось, что такая проблема у многих моих коллег и знакомых. Да, в Лондоне нет таких морозов как в России, и температура воздуха редко опускается ниже нуля, однако сейчас, например, на улице +1, а в квартире +17. Из за очень высоких цен газа и электроэнергии, мало кто может позволить круглосуточно топить дома. Часто отопление включается вечером на несколько часов и полностью отключается на ночь в целях экономии. Англичане часто по дому ходят в двух-трех свитерах и спят с грелками. Мы с таким холодом мириться не готовы и сразу купили два дополнительных обогревателя. Вот уж совсем не ожидал, что придется в Англии сталкиваться с такой проблемой.

Продукты питания. Достаточно дорогая еда, особенно это касается мяса, рыбы и готовых полуфабрикатов, которые так обожают британцы. Очень удивили высокие цены на курятину. Овощи и фрукты круглый год, тоже достаточно дорогие, но терпимо. Дешевая молочная продукция. Вот приблизительные цены из британского продуктового супермаркета для среднего класса:
Куриное филе - 13-14 фунтов кг (20-22 доллара), свинина на 1-2 фунта дешевле…
Упаковка из двух кусочков филе семги 220 гр - 4 фунта (6.40 долларов), то есть кг семги это около 20 фунтов (32 долларов)
Дюжина яиц - около 2.5-3 фунта (4-5 долларов)
Фрукты часто продают в упаковках по 4-6 штук. Например, упаковка из четырех яблок - 2.20 фунтов (3.50 долларов). Бананы - 0.7 фунтов (1.10 долларов) за кг. Киви - шесть штук за 1.20 (2.долларов)
Бутылка молока 2.2л - 1 фунт (1.6 долларов)
Упаковка масла - 250г - 1.50 фунта (2.6 долларов)
Упаковка готовых креветок - 150г - 2.90 фунта (4.6 долларов)
Упаковка винограда - 500г - 2.30 фунта (3.70$), упаковка клубники - 220 г - 2 фунта (3.20$).
Справедливости ради, нужно отменить, что конкуренция среди супермаркетов достаточно высокая, поэтому постоянно происходят какие то скидки и часто некоторые продукты можно купить на 20-30 процентов дешевле, но, если покупать по мере необходимости, то цены буду такими, как указано выше.

Вот такие пока первые впечатления. Как и везде, есть масса нюансов. Пока пытаемся понять нравится нам здесь или нет. Несколько лет пожить с целью получения дополнительного опыта и карьерного роста- супер, но смог бы я здесь жить всю свою жизнь при таких заградительных ценах на недвижимость и постоянной привязке к общественному транспорту? Пытаюсь понять.

личный опыт, Англия

Previous post Next post
Up