Ресентиме́нт (фр. Ressentiment: «негодование, злопамятность, озлобление») - чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих
неудач («врагу»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток
повысить свой статус в жизни или в обществе»
«Словарь иностранных слов». Комлев Н. Г., 2006
Термин ресентимент - «злобной зависти», «озлобления низшего к более утонченному и высокому», впервые сформулированный Ф.Ницше в работе «К генеалогии морали», замечательно объясняет суть отношения российского массового сознания к западным ценностям, европейской культуре и всему, что противопоставляется нашему «особому» пути.
Патриотический угар последнего года, вновь воскресил из забытья старые мантры о непригодности для России европейского и американского путей развития, причем, при несомненной разнице между ними, их сливают в некий единый «западный путь».
Люди, не заподозренные ранее в работе пропагандистами в штатском, серьезно рассуждают о тупиковой капиталистической модели, огромном госдолге США, эрозии их ценностей и повсеместном упадке. СМИ пугают россиян разгулом сексуальных перверсий и свирепой ювенальной юстиции, вкупе с тотальной слежкой за гражданами в странах, где внешне сытый и благополучный капитализм, но они срывают покровы с идиллических картин и открывают нам страшную правду о Западе!
Под тем же соусом, в тех же СМИ, весьма известные персоны, когда-то всенародно любимые сатирики, к примеру, вещают об особости россиян как народа, невероятной древности истории и высочайшей культуре, зависти к нам соседей, которые стремятся оболгать, затереть и растоптать все хорошее о нас. Некоторые договариваются даже о наличии у нас иного ДНК и хромосом, что выдает их мощный образовательный базис.
Как правило, это сопровождается не только зубодробительной исторической ересью, но и рассказом на контрасте о западных аналогах нашим культурным, языковым или историческим явлениям, которые-де ничем не лучше, зато любовно очищены их историками от негатива и потому кажутся нам более гуманными. А на деле, там царила жуть, тирания и бесправие!
На этой ниве, разные псевдоисторики пишут родословные русского народа от атлантов, ариев или гиперборейцев, в зависимости от концепции и буйства фантазии автора
Псевдоэксперты военной литературы виртуозно из наших поражений и отступлений делают победы и гениальные стратегические ходы.
А один наш министр выпустил даже серию книг, где все пороки российского населения опровергаются, а их описания, иностранцами и своими современниками, объясняются в духе всемирного заговора против России испокон веков.
Массовый потребитель, не читая подробно все это и не анализируя концепты, тем ни менее, впитывает несущиеся из разных каналов, но одинаковые по посылу установки и вполне быстро становится антизападником, не будучи в состоянии даже аргументировать свою позицию.
Традиция эта не нова, подобные всплески антизападничества случались в периоды перед первой мировой и крымской войнами, в меньшей степени, во времена Елизаветы, а особенно мощно антизападничество расцвело при Иване Грозном, подкрепляемое вхождением в зенит славы Османской империи, поставившей под сомнение дальнейшие перспективы Европы.
Корни этой нелогичной, если трезво глядеть на историю, ненависти лежат, вероятно, в православии и конкретно в его византийском варианте. Иерархи Константинополя придерживались крайне высокомерного и презрительного взгляда на западных соседей, что привело к известной «резне латинян» в ходе которой, были убиты тысячи франков и венецианцев, находящихся в Византии, а с площадей православных призывали не щадить зарвавшихся еретиков.
Достаточно схоже с современными тезисами противопоставления Западу, обличались нравы западных «еретиков», атмосферой высокомерия и превосходства наполнялись описания их быта и религиозных традиций.
Это проникало в народную культуру и ментальные установки византийцев, которые не хуже современных «ватников» мало что знали о западных людях, но заведомо считали их врагами, а себя значительно выше.
Может быть, даже какая-то особая «духовность» была приписываема себе…
В итоге, даже видя под стенами Константинополя турецкие войска, византийский полководец Лука Нотарас предпочел сказать:
- «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую шляпу». Папская уния была отклонена, хотя франки и венецианцы все же пришли на помощь и сражались едва ли не храбрее греков.
Однако город был взят, а уже через пять дней, ярый антизападник Лука был поставлен султаном перед выбором: отдать своего необыкновенно красивого сына в гарем известного своими наклонностями султана, или умереть.
Византиец выбрал смерть, мужественно принял её, а его сын, по слухам, бежал к тем самым ненавистным венецианцам.
Концепция антизападничества была полностью усвоена Русской православной церковью и наиболее подверженные её влиянию низшие слои общества имели смутное, но крайне негативное представление об иных культурах, вплоть до убеждения, что русский человек может даже физически жить лишь в России.
Таким образом, зерна нынешнего патриотического антизападного угара падают в уже готовую почву, на которой пожинали ксенофобские всходы еще далекие предшественники нынешних правителей.
Понятно, что цель существования такой концепции, не только дань исторической традиции, но и способ позиционирования себя, отстройка от конкурирующих цивилизаций.
Это позволяет укрепить национальную идентичность, а на основе этой концепции дополнительно сплотить подданных вокруг своей идеи и против идеи чужой.
Утрировано, нам наклеивается этикетка другого цвета и сообщается, что на этом основании, мы полная противоположность имеющим другие цвета и они нам чужды, непонятны и весьма враждебны.
Агрессивный и негативистский тон же обусловлен попыткой рационализировать, в головах масс, несоответствие достижений сравниваемых цивилизаций.
С лихорадочных петровских реформ, до советского «догнать и перегнать» шла гонка за Западом, но удавалось лишь приблизиться, создать видимость и внешнюю похожесть, ценой огромных затрат и лишений.
Безуспешные попытки догнать и перегнать ушедшего вперед соперника объясняются тогда его греховной природой, обманом союзников, имитированием успехов, воровством идей, в конечном счете, можно свести все к « это не главное, ведь у них нет нашей /подставить нужное/….».
Потому нет числа работам, объясняющим хроническое отставание России от Запада плохим климатом, редким населением, постоянными войнами, необходимостью сдерживать агрессора, а Европа в то время уходит вперед, либо ведется поиск негативных моментов, которые могут утешить отстающих, так как у них тоже «все плохо».
Казалось бы, общепризнанные успехи подвергаются скрупулезному изучению на предмет поиска зацепок, для объявления их фальшивыми пиар-проектами, дутыми величинами.
Формируется образ оболганной и обворованной нации более ушлыми соседями и её положение, не результат качества её политики, а случайность и махинации соперников.
Под воздействием Ницше Макс Шелер в «Ресентимент в структуре морали» описывает ressentiment как злобное отрицание высших ценностей низким человеческим типом.
Его появление он связывает с омассовлением общества.
И потому антизападничество отчетливо проявляется в периоды, когда государству нужен упрощенный, сведенный к низкому, массовый человек. Для выполнения примитивных трудовых функций, ведения войны или сохранения социальной стабильности, в ухудшающихся экономических условиях.
В нынешней ситуации, у апологетов особого пути, очень мало козырей.
По всем ключевым сферам жизни общества Запад превосходит нас в степени достаточной, чтобы догоняющая модель была обречена.
Попытки её реализовать провалились в советскую эпоху и проваливаются сейчас в например, для опережающего развития созданной, инновационной сфере.
Научный, военный, культурный потенциал стран Запада гораздо выше, а достижения не просто успешнее, а скорее они там, безусловно, есть, в отличие от нас.
Все, что видит в повседневной жизни и чем пользуется обыватель, сделано, либо разработано на Западе.
Вклад России в этом смысле крайне мал, а попытки копирования пока не приносят успехов.
Это усиливает диссонанс антизападнического концепта и окружающих реалий, особенно в контексте особой одаренности россиян и их огромного превосходства над «бездуховными» европейцами или американцами.
Сложно искренне презирать американца, сидя за придуманным ими компьютером, за столом из ламинированного МДФ, в окружении степлеров, органайзеров и люминесцентных ламп, пластиковых окон.
В общем, все вокруг кричит, об их прорывах и нашей ограниченности.
Такая значительная нестыковка требует какого-то сглаживания в сознании и единственное, что позволяло это сделать, был окончательный уход с доски соперничества в материальном плане, на эфемерный уровень сравнения неких абстрактных качеств: духовности, душевности, соборности, интеллектуального превосходства (интересно как измеряемого) и прочих занятных ментальных сущностей.
И процветание со свободой Запада, вполне в евангельском духе, преподносится как дьявольское искушение, за красивым фасадом которого находится греховная суть.
О чем необходимо помнить и открывать на это другим глаза!
Да, это зависть, в чистом виде, причем зависть от осознания невозможности сравняться при безуспешных попытках.
И Россия не в состоянии признаться себе, как это сделала поверженная Османская империя, наградившая нынешнюю Турцию глубоким комплексом своей отсталости, что мы ошибаемся, в чем-то хуже и нужна длительная, кропотливая работа внутри страны, а может и слов своих ценностей, чтобы взять чужие.
Вместо этого, куда проще искать тайных врагов, соревноваться по придуманным же самими характеристикам, раздувать свои небольшие успехи до вселенских размеров, а их достижения всячески шельмовать.
И опять же, отголосок религиозного сознания россиян - ожидание неминуемого апокалипсиса западной цивилизации.
Огромный госдолг, падение нравов, исламский натиск, а сто лет назад - революционные движения, борьба колоний и истощение ресурсов, должны были стать справедливым концом наших соперников, после чего Россия должна статься мировым лидером. Ожидание длится до сих пор, но финал все никак не наступает.
Апокалипсис и мессианство, как сверхидея.
Но при этом, возвращаясь к начальному смыслу ресентимента у Ф.Ницше, это, прежде всего прибежище слабых и неспособных, коими он считал христиан, культивирующих идеал противоположный его сверхчеловеку.
И упование на вмешательство высших сил, которые разрушат сильного соперника и возвысят слабого - характернейшая черта человека осознающего свою ущербность и неспособность к победе, равному соперничеству.
В итоге, придание антизападному ресентименту статуса неофициальной идеологии, как раз перечеркивает все бравурные лозунги этой концепции!
Невозможно сделать привлекательным образ, основанный на зависти и постоянном негативистском сравнении.
Ущербность и отталкивающая эстетика, вкупе с явной ложью и гротеском в положениях, неизбежно приведет к разочарованию населения. Что Россия и демонстрирует, чередуя периоды изоляции и самолюбования, с последующим фанатичным подражанием Западу, в годы, когда отставание становится слишком явным.