Взято у
anton_klyushev. Пишет гражданин Франции о рабской подноготной россиян и полном отсутствии перспектив на улучшение.
«На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...»
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Я скептически отношусь к русским либеральным протестам. Не то, чтобы я считаю их совсем бессмысленными, просто не следует ожидать от них многого, если - не дай Бог! - они увенчаются успехом. Точнее, не следует ожидать вообще ничего хорошего. Российская история повторяется циклически, по крайней мере, начиная с XIX-го века. Каждый последующий
Угрюм-Бурчеев хуже предыдущего. Помните такого персонажа из
«Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?
Глаза серые, впавшие, осенённые несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; нос сухой, спускающийся от лба почти в прямом направлении книзу; губы тонкие, бледные... бывшый прохвост... и чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение…
Узнаваемо, верно? Только не надо забывать страшное пророчество писателя. Угрюм-Бурчеев повелел уничтожить город
Глупов и построить город Непреклонск. Вышло сяк-наперекосяк. Пытался совладать с рекой, и снова ничего не получилось. Народ не тот попался. Таинственным образом правитель испарился в
1826 году, после чего история прекратила течение своё.
Я что-то в последнее время тяготею к мистике. Исторические параллели жгут разум и загоняют в мрачный пессимизм. Но, с другой стороны, это хорошо. Пессимизм здорово стимулирует творчество, во всяком случае, у меня именно так.
Ещё немного Салтыкова-Щедрина:
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…
Самые плохие законы - в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
Благонадёжность - это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость.
Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
Перефразируя Ленина: Салтыков-Щедрин, как зеркало русской деградации...
В 1862-м году писатель, дико разочарованный в либеральных реформах после «оттепели» (кстати, это его термин - «оттепель») написал крайне желчный очерк
«Каплуны». Он - о русском либерализме, о людях которые много болтают языками, философствуют, но ни черта не делают.
- А как вы думаете, - говорит Иван Петрович Петру Иванычу, указывая на петуха, разбежавшегося что есть мочи на стену, - а как вы думаете, разобьёт он себе голову?
- Разобьёт-с, - отвечает Петр Иваныч.
- А как вы думаете, если б он чуточку взял вправо... уцелела бы у него голова?
- Уцелела бы, потому что правее брешь сделана.
- Так-то-с, Пётр Иваныч!
- Точно так-с, Иван Петрович!
Почему разочаровался в реформах Салтыков-Щедрин, не грех и напомнить. Рабы получили свободу, но распорядились ей так, как и уготовано рабам. Часть приняла волю, как трагедию («Вишнёвый сад», кажется?), остальные приняли её как сигнал к реваншу: воруй и жульничай. Народ-раб никогда не составит фундамента передового общества европейского образца. По печальной иронии судьбы самого «младореформатора» Салтыкова-Щедрина пустили по миру его же крестьяне, коих он благословил на «взимовыгодное рыночное сотрудничество и свободный обмен продуктами труда и частной обственности».
Наверно, всё было бы не так скверно, живи в русском народе вера в Бога, но и тут не повезло. Никогда этот народ не был «народом-богоносцем» - спасибо
византийско-русской церкви...
Вспомним
письмо Белинского Гоголю:
По-вашему, русский народ - самый религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часть уживается и с ним. Живой пример Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно стоят за какого-то Бога.
Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре. У него слишком много против этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нем даже к духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною, аскетической созерцательностью, - ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме. Его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявлялась у нас только в раскольнических сектах, столь противоположных, по духу своему, массе народа и столь ничтожных перед нею числительностью.
Кому-то не нравится? Да если бы это было не так, чёрта с два удалось бы большевикам «опустить» церковь!
И что мы видим теперь? На патриотизм стали напирать. Проворовались, факт!
Их Углеводородие призвал на помощь его Вездесущесть. Бога вспомнили...
Богом легко прикрыться. Он правду видит, - как говорят в самом безбожном народе мира, - да не скоро скажет. А вождям только того и надо, они же не верят в Страшный Суд. Их Углеводородие и Вездесущесть питаются исключительно углеводородами и свечи палят во славу безбожия, из тех же углеводородов сделанные...
В.Белинский: «Нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель».
Нельзя? Что ж, либералы тут как тут, каплуны наши, сладкоголосые... Только ведь русские либералы - плоть от плоти народа. Одна лишь разница - каплуны складно кукарекать умеют. В остальном - полное сходство повадок. Дай власть либералам - часть из них тут же взвоет от тоски по крепкой руке, а остальные - стырят то, что Углеводородие не успело стырить, а Вездесущесть - отсудить.
В.Белинский: Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение...
Вот уж неправда ваша, Виссарион Григорьевич! Никакого достоинства этому народу не нужно. Впрочем, и проповеди ему не нужны. Ему потребно то, что он имеет каждый день - хлев, корыто и Хозяина. Решит Хозяин проповеди читать перед закланием - низкий поклон! Задумает храмы рушить - в едином порыве двинутся рядами и колоннами. Головы разобьют, но стены порушат.
В.Белинский: Замечу только одно: когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух - он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека, даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем mania religiosa, он тотчас же земному Богу подкурит больше, чем небесному, да еще хватит через край, что небесный и земной Бог и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества... Бестия наш верующий брат, русский человек!
Вот тут сложно не согласиться...
Подводя итог, возвращаемся к Салтыкову-Щедрину:
О каплуны будущего! Подобно мужу честну, вы взываете к горе: «Гора, приди к нам!», и когда гора не приходит, не впадаете в отчаянье, не идёте к ней, но удаляетесь в пещеру. Это очень благородно и очень покойно; коли хотите, это даже красиво, потому что позволяет принимать позы угнетенной невинности; но как это бесполезно, как это нелепо... Боже! как это нелепо!
Ничем не закончится новый русский протест. Пустое! Народ-раб обречён на своё рабство. Хотел написать: «на вечное рабство», да вспомнилось - «...после чего история прекратила течение своё».
Пусть правит себе Угрюм-Бурчеев!
Ворует? Эка невидаль! Придут каплуны - ещё не так начнут воровать...
А пока история продолжается, следует радоваться хлеву и корыту. Взирать на парящего альфа-каплуна и внемлить проповедям патриарха всея Pussy. Ибо, если не это, история прекратит течение своё... Оно нам надо?
Ну, такая страна, что поделать? Страна рабов, страна господ...