От пересечения немцами границы до капитуляции правительства Дании прошло 2 часа. Впрочем, официально это была не оккупация, а защита Дании от оккупации со стороны Франции и Великобритании. Так началась история датского Сопротивления, представленная в
Музее Свободы в Копенгагене.
Значительную долю сопротивленцев в Дании составляли британские гастарбайтеры
"Wir fahren gegen England" ("Мы выступаем в поход против Англии") - популярный немецкий лозунг тех лет.
На угольке, которым заправялись в Дании, вон тоже печатали. И даже подводную лодку рисовали.
Этикетка печально знаменитого "Циклона Б", найдена в трюме немецкого корабля, затонувшего в 1945 году в гавани порта Наксков.
20-мм швейная машинка Мадсена. Из такой успели пострелять по немцам. Немцам машинка понравилась, и они забрали ее себе.
Первые собственно датские группы сопротивления организовали местные коммунисты. Впрочем, воздействие редкие бутылки с бензином оказывали скорее моральное, немцы огорчались беспорядку в своем образцовом протекторате.
Мотоциклетная коляска для перевозки свиных туш. В 1942 оккупанты запретили перевозить свиные туши в колясках мотоциклов.
Дания исправно снабжала Большого Брата табачком. Как известно, курение убивает.
Флигерблюза чувака из Люфтваффе, который однажды решил, что устал от этой службы, и двинул к своей датской зазнобе. Та, будучи женщиной хозяйственной, форму выкидывать не стала, а спрятала, а потом и в музей передала. Помог дезертировать - лишил врага солдата!
Британцы забрасывали своих радистов и свои рации. Большие такие, неудобные. Датский инженер Лоренц Дуус Хансен изготовил более компактную рацию и организовал местных телеграфистов-подпольщиков. В итоге Дания стала единственной страной, в которой британская секретная служба использовала не своих, а местных радистов. Вот британская рация Type 3 Mark II "B2", 14,5 кг...
..а вот Хансеновская, 1,5 кг.
Чтобы ослепить немецкие радары, бомбардировщики союзников при налетах сбрасывали тонны полосок из фольги. Вот клубок сохранился.
Грузовой контейнер "Все для диверсанта", сбрасывался на парашюте.
Пистолеты, слева направо: датский М1910/21, спертый коммунистами-подпольщиками из казармы; дважды трофей - советский Наган, отобраный у немецкого часового; ряд ниже: самодельный пистолет из картона, использован при побеге 15 заключенных из тюрьмы Хорсенс; немецкий Вальтер P38, отобранный у немецкого офицера в кафе (а вот нефиг кофеек спокойно попивать!)
Ну вот за что датское сопротивление можно и нужно уважать, так это за тот гигантский кукиш, который они показали нацистам в 1943. В октябре Гитлер издал директиву, по которой всех датских евреев должны были арестовать и направить в лагеря, с понятными последствиями. Однако в результате одной из крупнейших операций Сопротивления, более восьми тысяч человек были тайно переправлены в нейтральную Швецию. Таким образом, 99% датских евреев избежали холокоста, показатель для оккупированной страны уникальный. Переправляли через пролив на таких вот рыбацких корабликах, примерно час хода. Главное, впрочем, было не доплыть, а избежать офигевшего от такой наглости и активно шуровавшего в портах гестапо.
Традиция мультимедийно фиксировать акцию диверсантов и отправлять для пиара за границу родилась далеко не вчера. Вот этот аппарат, например, использовался для записи диверсии на фабрике "Always" 26 марта 1945 года; пластинку потом переправили в Англию (и нет, я не знаю что это за фабрика и что она выпускала).
Измерительная аппаратура с борта ракеты Фау-2. Изготавливалась на заводе в Карлторпе, откуда и была позаимствована подпольщиками и - да, опять-таки отправлена в Англию.
Как правильно лепить на рельсы С4. Ну или, как в данном случае, P.E. No 2.
"Мечта водопроводчика" изготавливалась в том числе и в кустарных мастерских. Чертежами снабжали союзники.
А вот это чудо-устройство, как и
Великий Датский Броневик, тоже было изобретено патриотами и тайно готовилось к бою, но, в отличие от шушпанцера, совсем опоздало. Это самоходный брандер (назвать его торпедой язык не поворачивается) был предназначен для атаки немецкого крейсера "Нюрнберг" в гавани Копенгагена. В переднем отсеке 30 килограмм взрывчатки, в среднем - аккумулятор, в заднем - автомобильный стартер, использовавшийся в качестве электромотора. Немцам повезло, они успели капитулировать до того, как "торпеду" довели до ума.
Подпольная типография
Курьерам нужно было прятать микрофильмы. Они и прятали. Тут наверное даже перевода не нужно, суровое датское "Anus-patron" все объясняет.