Посещение музея Шкоды в чешском городе Младо-Болеславе было важной и ожидаемой составляющей частью моей поездки в Чехию. Маленький городок со скромным историческим центром и сотнями советских типовых панельных домов особенного впечатления не прозвел - в глаза бросались разве что непривычно хорошие дороги и начавшиеся Рождественские ярмарки.
Само по себе здание музея аккуратное, выполнено в классическом стиле, разумеется, в отличном состоянии, разумеется, внутри идеальная чистота. Наша экскурсия состояла из трех этапов: музей, депозитарий музея, непосредственно завод (там любая фото и видео-съемка запрещена). Нужно сказать, что чехи подошли к экскурсионно-просветительскому направлению с немецкой (а Шкодой владеют именно немцы) педантичностью - каждому экскурсанту выдается мини-приемник с наушником, для того что бы гид не перекрикивал шум конвейера на заводе, а экскурсант мог получать информацию, находясь в любой точке музея. Кроме того, в "комплект поставки" так же входил отменно снятый сорока-пяти минутный ролик о становлении марки, озвученный русским дубляжом.
Музей произвел самые положительные впечатления - чувствуется, что к "автобабушкам" и "дедушкам" чехи относятся с большим пиететом. Единственный обнаруженный минус - предельно сжатая экспозиция - часть автомобилей находились "на хранении" из-за ремонта в основном здании.
Забегая немного вперед скажу, что Шкода для Чехии - это не только автомобили, но и поезда, трамваи, грузовики и даже канализационные люки. Иными словами, гигантский промышленный консорциум, ядром которого является автомобильное направление. Своей маркой чехи чрезвычайно гордятся - словами гида меня не удивишь, но преобладание в транспортном потоке автомобилей с зеленой стрелой говорит само за себя. На Шкодах ездят практически все виденные мною службы, они используются в качестве таксомоторов, полицейских автомобилей и т.д. Думаю, не ошибусь, сказав, что 50-60 процентов автопарка (а возможно, и гораздо больше) принадлежит именно этому производителю.
А теперь начнем нашу виртуальную экскурсию.
Skoda Popular
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/26027571.18/0_613a5_22aed5cd_XXXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/26027571.18/0_613a4_c296d0ba_XXXL)
Перед входом в первый зал экспозиции расположены застекленные шкафчики с масштабными моделями автомобилей начала века. Выполнены очень качественно, экспонаты одного из шкафчиков можно даже приобрести. Цены, конечно, кусаются, зато "из первых рук".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4422/26027571.18/0_613a8_6cfa5aa3_XXXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4422/26027571.18/0_61486_289b491e_XXXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/26027571.18/0_61487_8f162ba5_XXXL)
Шкода начиналась с велосипедов и мотоциклов. В 1895 году два Вацлава (и, "по совместительству", любителя велогонок) - механик Лаурин и букинист Клемент организовали мастерскую по сборке и ремонту велосипедов Славия, а спустя три года, вмонтировав в рамку велосипеда одноцилиндровый моторчик, приступили к выпуску мотоциклов уже под маркой Лаурин и Клемент. Таким образом, если за отправную точку взять год организации Славии, Шкоде уже 117 лет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/26027571.18/0_6148f_79b7f886_XXXL)
Автомобильный первенец и настоящая гордость - премьера 1905 года, Laurin and Klement Voiturette. Автомобиль ожидал коммерческий успех, производство исчислялось сотнями (для начала века это очень большие цифры), появлялись новые модификации, в 1907 году Лаурин и Клемент открыли свое представительство в Санкт - Петербурге.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4422/26027571.18/0_61488_79d94714_XXXL)
Laurin and Klement Landaulet SG - 1913 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4422/26027571.18/0_61489_c7aedd6f_XXXL)
Skoda 430 (1929)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/26027571.18/0_6148a_da314cb5_XXXL)
Laurin & Klement 200, 1924 год. В этом году фабрика осваивает производство грузовых автомобилей и претерпевает несчастье - сильный пожар, что, в совокупности с исчерпавшими себя возможностями расширения, приводит Вацлавов к необходимости поиска нового стратегического партнера для развития своего бизнеса. В 1925 году Акционерное Общество Лаурин и Клемент поглощается компанией Pilsen Skoda Co., которая и дает название будущим автомобилям новой марки. Интересна легенда создания теперь уже всемирно известной зеленой стрелы. Эмиль Шкода, основатель компании, после поездки в США привез оттуда нарисованный профиль верного индейца - провожатого и повесил на стене в кабинете. Полагают, что именно этот профиль и лег в основу стилизованного изображения. Ну а стрела - это символ скорости и стремительности, который, кстати, впервые появился на локомотивах Шкода.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/26027571.18/0_6148b_42c36a56_XXXL)
Справа - Laurin & Klement Faeton 120, 1925 год, слева - Mf fire engine, 1925 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4525/26027571.18/0_6148d_e641de7_XXXL)
Skoda 110 (1929 год)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5822/26027571.18/0_6148e_c1f57191_XXXL)
Концепт-кар Skoda Roomster, 2003 год
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/26027571.18/0_61493_abee613f_XXXL)
Skoda 110 Super Sport Ferat - концептуальный автомобиль, сыгравший главную роль в мистическом триллере 1981 года "Вамир из Ферата". По сюжету ленты, автомобиль питался не обычным бензином, а человеческой кровью. Оригинальный прототип был построен в 1971 году и обладал целым рядом новаторских на тот момент решений.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/26027571.18/0_61494_4fcbff4a_XXXL)
"Спортивный уголок". Skoda MTX1-01 (1971), на заднем плане "заслуженная" Skoda 130 RS - многократный участник и победитель ралли Кубка Дружбы Социалистических Стран. На гоночных трассах в шестидесятые-семидесятые годы дружбой с этой моделью и не пахло. Легкие, приземистые, "заточенные" Шкоды разделывали неповоротливые и конструктивно слабо подготовленные Лады 2101/2105 "под орех". Спортивную модель в кузове купе СССР, конечно, в производстве не освоил, зато машины для ралли теперь строило прибалтийское ателье VTFS, с такими машинами уже можно было и побороться. Кроме того, с окончанием производства 130 RS, чешский производитель так и не сумел создать достойного преемника.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/26027571.18/0_61495_f1b38f7e_XXXL)
Skoda Favorit 1600 H, 1992 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4525/26027571.18/0_61496_30a2108b_XXXL)
Skoda Rapid (1937 год) На мой вкус, один из самых элегантных автомобилей во всей экспозиции
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/26027571.18/0_61497_780ac3ca_XXXL)
Skoda Favorit. Вообще известные нам всем названия семейств вроде Octavia, Favorit, Superb появились отнюдь не в девяностых, и даже не в двухтысячных годах. Некоторым из них уже по 70-80 лет. Преемственность.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4714/26027571.18/0_61498_24e04d31_XXXL)
Skoda 633 (1933)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5823/26027571.18/0_61499_4601b74a_XXXL)
Зеленоватый автомобиль на переднем плане - Skoda 422 (1931 год)
Продукция социалистического периода развития. Skoda 440 Spartak (1958 год) Боковина автомобиля слева - Skoda 1201 STW (1956 год)
Национализация Шкоды была начата в 1946 году, когда предприятие было преобразовано в AZNP - монопольного государственного производителя пассажирских автомобилей. Несмотря на издержки плановой экономики, Шкоде удавалось "держаться на плаву" и предлагать популярные и достойные модели - Тюдор, Спартак, Октавия, Фабия. Однако, с середины семидесятых разрыв между круглобокими заднемоторными и заднеприводными Шкодами и современными западноевропейскими автомобилями увеличивался, а "запас прочности" предприятия таял. В 1987 Шкода выпустила "спасительную" и революционную для себя модель Favorit. Переднеприводный, переднемоторны автомобиль со стайлингом от ателье Бертоне сыграл немаловажную роль в решении концерна Фольксваген о вхождении Чешской марки в свою империю в 1991 году. На этом коммунистический этап в развитии предприятия был завершен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/26027571.18/0_61492_bbee34db_XXXL)
Skoda Octavia Combi, 1964 год. Очень ладненький и приятный глазу автомобильчик. Слева - версия в кузове купе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4525/26027571.18/0_61491_b2a2516_XXXL)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4421/26027571.18/0_6149b_ecafd527_XXXL)
К сожалению, современная часть экспозиции, равно как и автомобили семидесятых - восьмидесятых представлены не были ( как уже ранее упоминалось, из-за переезда ), однако, и представленные модели произвели на меня очень благосклонное впечатление, по-новому открыв известную марку. Чешский производитель является, пожалуй, самым успешным автомобильным производственным предприятием на территории бывшего социалистического блока. Ему удалось найти крепкого партнера, уйти от выпуска морально устаревших моделей и зарекомендовать себя, как создателя недорогих, надежных семейных автомобилей (именно такое место немецкий концерн отводит данному подразделению).
Современная Шкода - это 26 тысяч человек персонала, несколько сборочных производств, в том числе и в Калуге и даже завод в Индии. Коме того, Шкода сама взращивает молодых специалистов в техническом училище и Университете Шкоды Авто.
Производственная линия завода в Младо-Болеславе приятно поражает чистотой, современным оборудованием и зарплатой сборщиков. По словам гида, это около 1200 евро. Откровенно говоря, подобная цифра вызвала у меня приступ скепсиса, но даже если он и приврал, сумма, думаю, все равно внушительная. Кроме того, для всех сотрудников действуют весьма интересные скидочные предложения при покупке "своего" автомобиля. Кстати, Президент Чехии Вацлав Клаус передвигается в пространстве на отечественной Шкоде Суперб.
P.S. Так как это мой крайний "автомобильно-музейный" пост в этом году, хочется заранее поздравить всех фанатов старинной автомобильной техники и просто любознательных людей, блоггеров, фотографов, всех, кто читал, писал и дискутировал в уходящем году. Пусть новый 2012 приносит вам только pos1t1v ное настроение, а двойки принесут вам вдвое больше удачи и счастья. С Наступающим!
Музей Горьковского Автомобильного Завода Музей Autoville Военно-технический музей