ГЛАМУР КАК ИДЕЯ, ОВЛАДЕВШАЯ МАССАМИ
Вот уходит наше время, вот редеет наше племя…
Ностальгично.
Зато правда.
Время СССР уйдет не тогда, когда люди перестанут рефлекторно хватать выброшенное на прилавок - а вдруг кончится.
Оно кончится, когда наработки и привычки культурного слоя останутся памятью.
Одной из таких привычек является текстофилия - готовность читать текст на любом носителе, будь то слепая распечатка, ксерокс или файл на экране. Готовность не обращать внимание на обертку - обложку, шрифт и т.п.
Признак ухода от советского - готовность забыть как кошмарный сон издания Пола Андерсона с полуслепыми картинками и ужасным шрифтом в заголовках,. Обращение с «кирпичом» Толкина издания 1992 года, где Арагорн похож на Чингачгука, а Эовин - на девочку с Тверской, как с памятником, а не книгой для чтения.
Еще одна привычка - иметь дело с песней как с ресурсом, а не акцией. С песней, которую моно ПЕТЬ, а не СЛУШАТЬ. Как там у Анчарова - «с одной стороны стола - «…скинь туфли узкие…»» - поют, однако, за столом. Иногда еще и в других местах.
У меня спинномозговое ощущение, которое я не могу пока что обосновать - нет статистики, я слишком плохо знаю это поколение, середины-конца 70-х. Что в принципе поколение шестидесятников ушло со сцены 9перестало реально на что-то влиять в массовых вкусах) примерно с начала 70-х - собственно, под шестидесятниками мы имеем в виду наполовину пятидесятников - поколение Визбора и анчарова, начавшее писать в конце 50-х, а наполовину - «поколение Вудстока», их младших современников, которые буквально на пару лет - но другие.
Отчасти это подтверждает и цитата из Юрия Лореса, статья «Нужны ли мы друг другу» (например, здесь -
http://www.sch57.msk.ru/kuzn/html/articles/class1.htm ). Разбирая «эстрадное» и «камерное» течения в АП, автор приходит к интересному тезису о «камерном» течении, сказанному мимоходом -
«Восприятие таких песен требует напряженного внимания за движением образов, их переплетением, запоминания предыдущих образов, видения образов. Одним словом, требует от слушателя усилия над собой. И, даже сделав это усилие, он еще не гарантирован, что все станет понятно с первого прослушивания. Такие песни обычно не поют, да их и не хочется петь, да и петь их сложно, Но, вероятно, это и было целью автора, он и не хотел, чтоб песню пели, он хотел, чтобы ее слушали»
Позволю себе сделать несколько совершенно нейтральных сопоставлений.
1. Поколение 70-х» на самом деле отсчитывает себя, пожалуй, с Вудстока - с появления и громкого заявления рок-культуры о себе. Вот кому, в отличие от старого доброго джаза, свойствен и отход от «куплетной повторности» (там же) , и сложная мелодия, и нетривиалдьные гармонические ходы. Если наложить на историю МИРОВОЙ поп-культуры историю АП, получится интереснейшая вещь - из «первой пятерки» один, Визбор, точно стоит по пояс в джазе, второй - Анчаров - опирается скорее на цыганский романгс, но тоже не прочь согрешить с джазом, что видно, например, по разным аранжировкам его баллад (например, в руках Александра Костромина в «Большой апрельской балладе» заиграл джаз Утесова - «Дорогие москвичи, доброй вам ночи…»), аналогично джаз 40-х слышится и сквозь Новеллу Матвееву, и сквозь Аду Якушеву.
А во время максимальной творческой их активности - 60-е - уже зарождалась мелодика рока. И те, кто мог слушать, слушал и слышал. И на вторую половину 60-х - время, когда у рока были мелодии, но еще не было «мощного фуза», время, когда начинали разгон «Ху», «Криденс» и «Дип пёрпл» - падает начало того самого второго поколения авторов, которое таки отошло от куплетности и простоты гармоний. То самое второе поколение АП, ставшее к 1979-80 гг. аксакалами и мэтрами.
2. Юрий Лорес, в достаточно часто вспоминаемой статье, обходит вопрос классификации мэтров «первой пятерки». Подозреваю, именно потому, что именно первой пятерке куплетность и простота текстов и была свойственна.
3. На 70-е годы падает интересное наблюдение, сделанное Каримовым, цитируемое им в своей «Истории московского КСП» - «исполнители съели авторов». Если вспомнить, что у нас имеет место быть все растущего качества аккомпанемент Берковского и Городницкого, рост ансамблей - пожалуй, таки да.
По факту, коллизия «эстрадники-камерники» во многом напоминает конфликт рока и джаза. Джаз был некрут, круто было закручивать арт-рок.
А теперь несколько в сторону, господа.
Нейтральные наблюдения из начала миллениума.
1. Авторскую песню обвиняют в косности формы - она слишком узка, не приемля никаких музыкальных форм, появившихся в последнее время. Ничего не напоминает?
2. Авторскую песню нового поколения обвиняют в том, что она скучна - переводя на простой язык, ее неинтересно слушать специально неподготовленному слушателю. К этому тезису мы еще вернемся.
Собственно, на этом можно смело подводить черту и говорить, что спираль пошла на новый круг.
Смело?
Подводить черту?
Можно было бы, если не
3. Носители авторской песни выдавливаются в маргиналы. И вот об этом мы сейчас поговорим много и разнообразно.
(конец первой части)