Dec 14, 2023 20:45
Длинные выдержки из остающегося под замком ЖЖ-постинга от 13 декабря 2013 года. Слишком личное и чувствительное оставлено под замком и сюда не скопировано.
"Рант + план
Мне надоело. Что я вообще здесь делаю? Просто "зарабатываю себе на жизнь", что ли? Торговлей случайными процессами можно заработать намного больше. К тому же, этим можно заниматься в более приятном климате. И политическом тоже, да.
Встаю затемно, чтобы сходить на коллоквиум по логике на первом курсе? И уйти оттуда с чувством, что ни я, ни студенты как не знали до мероприятия, о чем там речь в этих вопросах билетов, так и после мероприятия не знаем? Ну, допустим, пока шла теория множеств, от меня была польза в плане, типа, встрять с глубокомысленным замечанием, вроде, что сохранение структуры при переходе к объединению цепочки полагается вообще-то проверять при применении леммы Цорна, как есть это там, собственно, самое главное. А теперь, когда исчисления высказываний и предикатов, я что там делаю? Сам, типа, никогда не мог понять, в чем разница между логической импликацией и правилом вывода, а теперь у меня студенты этого не понимают? Удивительное дело.
Кстати, вам не кажется, что от семинариста по логике можно было бы ожидать способности объяснить, например, как соотносятся словоупотребления "тавтология" в курсе логики и в бытовой математической речи (не говоря уже о литературно-гуманитарных и прочих)? Как говорится, этот вопрос интересует также товарища Андропова из Москвы. Если б я был у себя студентом, я б себе этот вопрос задал. Но рассчитывать на получение ответа не советую.
Они, впрочем, там вообще мало что понимают, эти студенты. Первокурсники, в смысле -- хоть по какому предмету. Алгебра, анализ. Выучено-заучено, копнешь -- проваливаешься в пустоту. Впечатление об уровне студента зависит не от студента -- оно зависит от того, сколько времени я уже провел в разговоре с ним. После первых пяти минут разговора думаешь -- ну, вот, нашелся умный первокурсник. Через полчаса остается один вопрос -- почему, дружок, тебя отсюда до сих пор не отчислили? В прошлые годы такого не было, между прочим.
Ладно, что говорить о студентах. Вернемся ко мне. Вообще, они меня в самом деле именно для этого взяли работать на факультет? Логику первого курса преподавать, не что-нибудь другое? Не алгебру второго, например (как я предлагал и как будто даже договаривался год назад, когда обсуждалась нагрузка), а именно логику первого? С суммарной нагрузкой при этом такой, чтобы никаких сил заниматься наукой, к тому же, не оставалось?
<...>
Самый видный элемент моей нагрузки на следующий семестр -- повторение прошлогоднего спецкурса по гомологической алгебре. Прошлогодний спецкурс, между тем, был весь записан на видео. Лафа студентам: хочешь, приходи на новую лекцию, хочешь, смотри такую же на экране старую. Можно даже то и другое, и сравнить. Интересно, будут ли снова записывать видео в этом году (вряд ли).
Нельзя ли все же как-нибудь попробовать придать смысл этой бессмыслице? Как заметил мне один наш магистрант, когда я в последний раз стал публично распространяться на тему "я перестал понимать, что я здесь делаю" -- у меня есть студенты-ученики. Собственно говоря, ко мне записаны семь человек. Два из них, допустим, маленькие; еще один, скорее, безнадежен. Но от остальных мог бы быть толк, от некоторых. Только занимаются они у меня сейчас, эти некоторые, от которых мог бы быть толк, -- неизвестно, чем.
Ясно, что Москва -- это сумасшедший дом (Moscow is an asylum, -- написала несколько лет назад в своем блоге моя умная племянница, -- No rules, no memory. Everyone in his own reality). Но все же я, преподающий на лучшем в Москве факультете математики -- логику первого курса! плюс прочее подобное -- и больше, почитай, ничего! -- это какой-то абсурд в квадрате.
Естественно, я пытался предложить уполномоченным решать эти вопросы лицам свои проекты продвинутых спецкурсов. Естественно, им это не показалось интересным. В уходящем семестре, хотя бы, у нас с Б.Ф. есть официальный семинарчик (о чем-то, все же, удалось договориться). Плюс, мои студенты, "от которых мог бы быть толк", ходили ко мне на пучки. А на гомологическую алгебру ко мне они ходили прошедшей весной (лучше бы, конечно, и на пучки ходили год назад, но кто ж тогда знал?.. ну ладно, это уже в прошлом).
Очевидно, нужно найти время и аудиторию, чтобы устроить вне официального расписания неформальный семинар для моих студентов и кто-захочет-примкнуть. И рассказывать там о предметах моих собственных научных интересов, плюс немного о-чем-студенты-спросят.
Кстати сказать -- отбросив отбрасываемое, прошло два года со дня моего последнего полноценного научного доклада в Москве. Еще раз: что я вообще здесь делаю?"
***
Через три месяца и четыре дня, 17 марта 2014 года, я вылетел в Прагу. На этом мое участие в преподавательском процессе на матфаке ВШЭ закончилось.