На протяжении уже более десяти лет, с тех пор, как я впервые взял в руки "Историю Флоренции" Макиавелли и "заболел" этим замечательным городом, я никак не мог понять: как все-таки сия коммуна управлялась? У Макиавелли и в других местах можно было найти некоторую общую информацию о советах, руководивших городом. Высшей властью была Синьория из восьми человек во главе со знаменосцем справедливости, советы Двенадцати и Шестнадцати, совет коммуны и совет народа, и т.д. Но как эти многочисленные ведомства формировалисьь и делили полномочия, я не мог уяснить.
Только в последний год я начал понимать, что проблема эта не моя личная, а всеобщая. Избирательная и политическая системы Флоренции XIV-XV веков были безумно запутанны, и историки до сих пор еще не разобрались во всех их хитросплетениях. Тем не менее, мне удалось найти несколько хороших книжек, по которым я смог хотя бы начать понимать механизмы государственной власти. А теперь я хочу этим поделиться.
Ну, держитесь!
Часть 1. Мы все равны, но некоторые равнее (Введение)
Республика во времени и пространстве
Для начала давайте определимся с объектом нашего рассмотрения.
Классическим периодом флорентийской коммуны считается промежуток с 1300 по 1500 год. Два века, начавшиеся с Данте и закончившиеся Савонаролой, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело, Веспуччи и Макиавелли. Два века бесподобного расцвета культуры, экспансии, смертельной конкуренции, войн, бунтов и переворотов. Если точнее, этот период начался в 1293 году с принятием "Постановлений правосудия" (Ordinamenti di Giustizia), лишивших власти аристократию и передавших ее в руки купцов. Последний же удар республике нанесла осада города испанской армией в 1529-1530 годах, закончившаяся его взятием и воз-ведением Алессандро Медичи на трон великого герцога (1532).
На протяжении этих двух столетий внешняя структура городского управления особо не менялась. По мере расширения границ флорентийской территории и появления новых задач возникали и исчезали различные советы, менялось административное деление города и число людей в советах, но базовые принципы и высшие органы власти оставались неизменными. Однако, это не помешало реальной политической системе города за тот же срок измениться кардинально.
Дело в том, что в конституции Флоренции был один маленький, но существенный изъян - она была абсолютно неработоспособна. Причины этого мы рассмотрим позднее, а пока просто отметим, что неэффективность законов флорентийцы компенсировали созданием альтернативных теневых структур власти. За два столетия их город-государство, оставаясь формально все той же республикой-коммунной, успел побывать:
1) "Двухпартийной" республикой (1293-1342). Эпоха борьбы черных и белых гвельфов. Реальная власть принадлежит лидерам партий, которые правят городом через своих людей. В отличие от современных двухпартийных моделей Англии и США, флорентийская "двухпартийность" выражалась в том, что попеременно одна партия правила, а другая сидела в изгнании и подстрекала соседей напасть на свою родину.
2) Тиранией (1342). Реальная власть в руках приглашенного диктатора, герцог Афинский.
3) Относительно демократической, условно-буржуазной республикой (1342-1381). Режим образовался после изгнания герцога, в условиях разгула Черной Смерти (1348). Максимально демократическим он был в последние три года, когда бунт чомпи (1378) заставил горожан временно признать существование гильдий чернорабочих.
4) Олигархической республикой (1381-1434). Период реакции после подавления чомпи. Вертикальная мобильность резко снижается, правительство жестко контролируется немногочисленной группой олигархов с лидерами в лице глав семейств Альбицци и да Уццано.
5) Неявной монархией (1434-1494). Борьба партий завершается логичной дальнейшей концентрацией власти в руках одного человека. Негласное управление Козимо Медичи, Отца Отечества, постепенно трансформируется в почти реальную монархию при его потомках, Пьеро Подагрике и Лоренцо Великолепном.
6) Теократией (1494-1498). После изгнания Медичи город контролируется скромным доминиканцем Джироламо Савонаролой, не занимающим никаких официальных постов.
7) Опять республикой (1498-1530). Горожане опять берут власть в свои руки, но период "монархии" отучил людей думать и действовать самостоятельно. Медичи почти под корень истребили семьи людей, имевших инициативу и желание бороться за свободу. Республику возглавляет пожизненный гонфалоньер Содерини с Макиавелли в качестве правой руки. Эта мощная команда добивается ряда успехов, но внутренние проблемы и внешнее давление губят ее. На дворе XVI век, город потерял технологическое преимущество, делавшее его лидером Европы, а на итальянскую сцену вышли средневековые супердержавы в лице Франции и Испании.
В этом очерке для конкретности я буду описывать Флоренцию 1440 года: республика, исподволь управляемая Козимо Медичи. Однако, значительная часть сообщаемых сведений будет справедлива и для большего временного периода. Я постараюсь отмечать, когда какой офис появился или исчез.
Поговорим теперь о пространстве.
За все те же двести лет непрерывная война между городами-государствами Италии привела к резкому сокращению их количества. В первую очередь это касается севера полуострова. На юге остались все те же два больших государства, что и раньше, Неаполитанское королевство и Папская область. На севере же ситуация изменилась кардинально. На месте сотни мелких государств остались три исполина, поглотившие побежденных: Миланское герцогство, Венеция и Флоренция. Еще несколько республик и герцогств (Генуя, Лукка, Сиена, Мантуя) окопались в своих границах и крепко держали оборону, но на серьезную роль в итальянской политике не претендовали.
Флоренция к концу XV века властвовала практически над всем регионом современной Тосканы, осуществив свои древние мечты: выход к морю (захват Пизы в 1401) и контроль над горными перевалами на границах провинции. Из тосканских городов-государств независимость сохранили Лукка и Сиена. Жители принадлежащих Флоренции городов обычно обладали некоторыми формами самоуправления, самобытными или скопированными со столицы. Военная и судебная власть принадлежали назначенным из Флоренции уполномоченным. Города, где сохранялась мощная оппозиция (Пиза) или имеющие особые ресурсы типа порта (та же Пиза) контролировались более жестко. Но, в любом случае, вся глобальная политика вершилась только из Флоренции, и вершить ее могли только флорентийцы.
Население города составляло 120 000 в начале XIV века и 40 000 в конце XV. Основное падение населения (раза в два) приходилось на 1343 год, год великой чумы, и на 1400 год, когда чума еще раз прошлась по Тоскане. Плюс за этот период был еще десяток-другой менее массивных эпидемий. Количество полноправных граждан точно неизвестно, но никогда не превышало трех-четырех тысяч.
Флоренция располагалась на обеих берегах Арно и была окружена кольцом стен, построенных в начале XIV века. Основная часть города находилась на правом берегу и соединялась с Ольтрарно ("Заарноречьем") четырьмя мостами. Административно город в 1440 г. делился на четыре четверти (quartieri), из которых три находились на правом берегу. Каждая четверть, в свою очередь, делилась на четыре района (gonfaloni). Эти районы вели свое происхождение от округов народного ополчения, отсюда и их название - гонфалоньи ("знаменосии"). Каждая четверть называлась по ведущей церкви, а район - по знамени. Вот их состав:
Четверть Святого Иоанна (San Giovanni) включала районы Золотого Льва (Leon d'Oro), Дракона (Drago), Ключей (Chiavi), Белки (Vaio).
Четверть Святого Креста (Santa Croce) включала районы Телеги (Carro), Быка (Bue), Черного Льва (Leon Nero), Колес (Ruote).
Четверть Новой Святой Марии (Santa Maria Novella) включала районы Гадюки (Vipera), Единорога (Unicorno), Красного Льва (Leon Rosso), Белого Льва (Leon Bianco).
Четверть Святого Духа (Santo Spirito) включала районы Лестницы (Scala), Раковины (Nicchio), Плети (Sferza), Зеленого Дракона (Drago Verde).
Категории граждан с точки зрения избирательных прав
Для того, чтобы полноценно участвовать в управлении государством, флорентиец должен был удовлетворять следующим условиям:
1) Быть мужчиной. Согласно флорентийскому закону, женщины, по причине "бестолковости и неумелости, свойственных их полу", вообще не могли предпринимать никаких юридических действий без взрослого мужчины, выполнявшего функции их представителя (mundualdo).
2) Быть потомственным гражданином Флоренции. Обезлюдевший от чумы город поощрял иммиграцию и охотно давал гражданство ценным специалистам, но полностью политические права могли получить только их потомки. Если не ошибаюсь, в XV веке права получали только внуки. Исключением были единичные выдающиеся личности, получившие все права сразу за исключительные заслуги.
3) Не быть аристократом. Флорентийские дворяне, магнаты (magnati) или гранды (grandi), были сильно урезаны в политических правах. Они не могли занимать важнейшие государственные должности, им было выделено очень маленькое число мест в разных советах и комиссиях и т.д. Высшей наградой для магната было присвоение статуса простолюдина (popolano). И наоборот, одним из самых серьезных видов наказания за политические проступки было присвоение семье статуса магнатской. Не имея возможности влиять на политику, такие семьи не могли толком участвовать в и торговле, поскольку налоги для каждой семьи назначались правительственными органами. Магнаты быстро становились объектами неконтролируемого налогообложения, которое приводило самые могучие семьи к обнищанию и уходу в безвестность. Хуже объявления аристократом было только изгнание или смерть. Вот такая парадоксальная роль дворянства, довольно уникальная для Европы XV века.
4) Достичь возраста как минимум 25 лет. Для ответственных или особо деликатных должностей нужно было быть сильно старше (гонфалоньер справедливости - 40 лет, комиссия по содомии - 45 лет). С учетом низкой продолжительности жизни в этот век чумы и насилия, высокий возрастной ценз позволил некоторым исследователям обозвать систему флорентийского управления "геронтократией". Правил тот, кто сумел выжить.
5) Быть христианином, но не служителем церкви. Евреи исключались из официальной политики полностью, и само их проживание на территории города допускалось не всегда. Напротив, монахам, как людям божьим (заодно часто происходящим из других концов страны и не связанным родственными связями с местными кланами), часто поручали некоторые ключевые задачи, которые опасались доверить дееспособному гражданину, типа подсчета голосов при выборах или управления имуществом изгнанника во время его отсутствия.
6) Быть членом одной из старших гильдий. Они имели значительно большую квоту во всех советах и комиссиях. Члены младших гильдий имели меньшую квоту, но политическими правами все же обладали. Не состоящие в гильдиях люди вообще не имели политических прав. Зацикленность системы управления на гильдиях - одна из специфических особенностей Флоренции.
7) Не иметь долгов по налогам. Человек, имевший долги, не мог занять место в правительственном органе, даже если он в него избирался. Объявившие себя банкротами (miserabili) политических прав не имели. Распространенным обычаем была оплата долгов новоизбранного государственного деятеля более состоятельным соседом. Для богача это был мощный и полезный инструмент влияния на политику.