Пройдя все три школьные формы в Германии, могу с уверенностью сказать, что немецкая система образования просто ущербна (Прошу различать систему с школьными формами).
Поясню почему:
1) Само по себе распределение школ на Hauptschule, Realschule, Gymnasium оставляет очень малый шанс у учеников первой и второй формы подняться по классу выше, и выйти в так называемую Sekundarsufe II. Уровень обучения в Hauptschule настолько низок, что о нём я буду говорить в отдельном пункте. Продолжая же о трёх формах, хотелось бы так же упомянуть то, что дети уже после окончания Grundschule классифицируется учителями - без особого мнения родителей - где возможность ошибки и недооценки (или просто нелюбви со стороны учителя) ученика очень и очень велика. Попадая, допустим, в Hauptschule, ребёнка ожидает уже с пятого класса предсказуемая судьба в виде какого-нибудь рабочего, на какой либо фабрике. И то, это самый оптимальный вариант. Сейчас же, это молодёжь, которая обтирает стулья и парты в Berufschule. Возможности роста очень минимальны (детей просто не развивают для этого).
Переходя же к Realschule, ситуация меняется не очень кардинально. Как правило, у выпускников этих школ имеется более высокий шанс получить квалификацию, и попасть в Sekundarstufe II, что бы получить Абитур с возможностью поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ). Однако большинство выпускников - это продавцы во всевозможных учреждениях, начиная от солидных магазинов, заканчивая работой в какой-нибудь сети дешёвых магазинов. Шанс, сделать из своего будущего что-то большее, всё таки возрастает. Однако он по прежнему невелик.
Лидирует, конечно же, Гимназия. Образование в Гимназии можно и нужно считать качественным и сильным. У людей, заканчивающих гимназию, шансы начать делать и закончить Абитур самые высокие (тут уже индивидуально от человека). Но зачастую проблема в этих заведениях в том, что люди (смотри начало текста) сортируются по чувству педагогов в Grundschule, а не по реальным возможностям детей. Многие попадают в Гимназии ошибочно, и даже получив неплохой результат, они крайне не способны в дальнейшей карьерной жизни.
Ущербна же система ещё и по той причине, что люди подготавливаются к ВУЗу лишь в стадии Abitur'a, а не в промежутке 6-10 класса, где система на самом деле очень проста. Я считаю, что усиленное прохождение программы в ранних классах не помешало и не повредило бы ученикам, а дало бы преимущество в дальнейшем росте и при поступлении в ВУЗ. Причём, это даже не моё мнение, это подтверждает всеми известная Pisa-исследование.
2) А теперь хотелось бы рассказать, что же такое Hauptschule тем, кто с ней не знаком. Hauptschule, это такое учреждение, где никому нет никакого дела, как ребёнок закончит школу, и куда он после этого пойдёт. Я не по наслышке знаю программу, которая была в этой форме до недавнего. Большинство всех заданий были на самом деле до боли легки, но т.к. развитие учеников в этой школьной форме напрочь отсутствовало, то и само по себе решение задач давалось большинству с большим трудом. Что указывает на очень низкий уровень развития.
В принципе, сама по себе концепция системы логична и понятна:
-выпускники Hauptschule - рабочий класс.
-выпускники Realschule - работники бюро, продавцы.
-выпускники Гимназий и Абитуриенты - чиновники, кандидаты к поступлению в ВУЗы.
Но опять же, повторюсь, эта концепция тем и утопична, что у людей чертовски маленькие возможности роста. а) Из-за отсутствия какого-либо образования (которого, впрочем, и нет в Hauptschule). б) Из-за жёстких критериев по поднятию в более высшую форму школ. в) Из-за того, что человек остаётся несамостоятельным ребёнком вплоть до 20-ти лет, и он крайне нуждается в развитии его потенциала. Оно же, в первых двух формах, отсутствует вообще.
И я согласен с Pisa-исследованием, что уровень образования учеников в Германии очень низок, потому что в стране нужны квалифицированные люди, даже в рабочих профессиях, а не тупой сброд, который выходит из Hauptschule и отчасти из Realschule.
Единственный позитивный тренд, так это всё большая популярность т.н. Gesamtschule, где у ребёнка на самом деле существует возможность учиться (независимо от его способностей) и получить уже по его результатам соответствующий результат в конце (зависящий, конечно же, уже от него самого).
Первый, кто идёт по этому пути, это город Гамбург, который отказался от Hauptschul-формы как от таковой, заменив её Gesamtschule.
Так же стоит учесть тот факт, что люди делятся даже в школе на тех, чьи родители зарабатывают больше а чьи меньше.
Могу с уверенностью сказать, что Гимназию посещают больше обеспеченных детей, чем бедных. Бедные, как правило, попадают как раз таки в Hauptschule и Realschule.
Если не верите, посмотрите статистики, поговорите с учителями.
Для заметки: проучился до 6-го класса в средней школе города Караганды (твёрдый хорошист). Начиная с седьмого класса учился в двух разных Hauptschule, далее без получения квалификации или т.н Realabschluss (но с огромным стремлением его получить), отправился в Berufschule, для посещения вступительного года электрики. Квалификация опять не была получена, из-за заметно более высоких требований и развития обучения в Berufschule, по сравнению с Hauptschule. После потерянного года отправился в Weiterbildungskolleg, посещая школьную форму "Abendrealschule" (два года). Успешно её закончив, нахожусь в Oberstufe всё в той же Weiterbildungskolleg, с, надеюсь, получением заслуженного Абитура (и очень-очень благодарен школе за её усердство и небезразличие к ученикам по сравнению с всеми другими формами школ, в которых мне приходилось находиться).
И если после этого мне кто-то скажет, что немецкая школьная система хорошая, я буду посмеюсь ему в лицо.