Инсайт с лекции "Иисус и иудаизм" в Свято-Филаретовском институте

Aug 08, 2014 00:06

Не могу утверждать относительно смыслового контента, но лексикон был примечателен. Уверен, что 95% прихожан наших храмов считают, что "синоптики " это те, кто имеет отношение к погоде, а тут даже редкое прилагательное "галахический" воспринималось аудиторией привычно понимающе.

Лектор поведал, что в нынешнем иудаизме, начиная с середины прошлого века растет и крепнет позитивное отношение к Иисусу. Ну, не как к Богу, конечно, а где-то на уровне пророка святости типа любавичского ребе.

Но Евангелия мешают. Особенно иудеям симпатично Евангелие от Марка, там вообще Иисус ничем не выступает из благочестивой еврейской традиции. Он не слишком нарушает субботы, а уж пищевые обычаи - кашрут - чтит неукоснительно.

Но возникает Христианство. И в отличие от основных мировых религий - в нем впервые нет пищевых запретов, то есть чисто и в еду пригодно абсолютно все. Но вот тут, отвлекшись от лекции мне подумалось - а ведь это очередное отступление от канонического текста Нового Завета. Вспомним, к язычникам, чтобы стать христианами требовалось очень немногое, не какие то 614 запретов и постановлений Талмуда, а очень простое: " воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деяния апостолов,15-29)

Но и среди этого немного - 4 пункта - из них два посвящены пищевому поведению. Нельзя есть с кровью и готовить пищу из животного, умерщвленного посредством удавления. Наверное это важным казалось апостолам, важнее, чем например не заниматься одурманивающими практиками, любовью одного пола или подделыванием фальшивых обязательств.

Почему кашрут тогда исчез из Христианской церкви - едим и свинину и членистоногих и кроликов. Ну так сложилось. Потому что вопреки назиданииям Спасителя называем священников "отцами" и забыли, что еписком должен быть "муж одной жены". Случается, Церковь растет, а все живое изменяется.

Но вот неизбывная тоска Церкви по пищевым ограничениям в полной степени проявилась в предписаниях для питания постом. Читаем:
"В Рождественский пост 2012-2013 нужно питаться следующим образом:
Исключить из рациона мясо, яйца и молочные продукты.
Рыбу можно кушать по субботам и воскресеньям и в дни великих праздников.
Вторник, четверг, суббота - можно принимать в пищу растительное масло."

Значит духовная практика и особенности питания все равно как то оказываются связаны между собой? Что еда это не только утоление голода? Что во вкушении пищи обязательно есть что то сакральное? Что трапеза , а не еда в одиночку значительно благороднее и значимее? Ну да, так наверное... :-)

Современная песня на слова библейской книги Второзаконие - "Шма Исроэль - слушай Израиль"

image Click to view

Previous post Next post
Up