2-яТверская-Ямская 18 и 3-я Тверская-Ямская 19: два брата.

Feb 12, 2007 22:59

В самом конце квартала, образуемого второй и третьей Тверскими-Ямскими улицами и первым Тверским-Ямским переулком стоят два практически одинаковых дома, облицованных светло-серым «кабанчиком». Однако сходство их заметил я не сразу. Отчасти это объясняется тем, что дома стоят как бы спиною друг к другу, через недоступный и наглухо закрытый ролл-ставнями арочных проемов двор, выходя фасадами на параллельные улицы, а с обеих сторон остаются зажатыми своими более высокими соседями. Отчасти еще и тем, что информацию об этих домах я нашел в разное время с перерывом где-то в полгода. Однако внимательное рассмотрение их майоликового декора приводит к однозначному выводу: оба дома строились по единому плану и замыслу, одним и тем же архитектором и художником. Приглядимся же к ним повнимательнее, полагаясь при этом на объектив фотоаппарата или хороший бинокль, поскольку невооруженному глазу красота их практичекси недоступна.


  

      Дом №19.                                                                 Дом №18

Дом номер 18 по второй Тверской-Ямской улице, увешанный разномастными рекламными вывесками и вываливающимися из окон кондиционерами, с новой темно-коричневой облицовкой первого этажа, противоборствующей родной плоскости фасада остальных четырех этажей, сплошь покрытой светлым «кабанчиком» с ложными оливковыми сандриками над центральными и боковыми окнами и двумя орнаментальными горизонтальными поясами между вторым-третьим и четвертым-пятым этажами, - он словно теряется и обезличивается, становясь ординарным и малоприметным офисным зданием. Собственно, он и на самом деле являлся бы таковым, если бы не одна деталь.

Внимательный прохожий, подняв взор свой до самой крыши и пристально вглядевшись в декоративный фронтон над центральной частью здания, может заметить нарядную прямоугольную картинку в рамке в зеленоватых тонах, как бы вырастающую из окна и еле втиснувшуюся в узкое пространство фронтона. Изображение на майоликовом панно размером 5×8 квадратных плиток - словно сюжет из старинной сказки или билибинская книжная иллюстрация: еловый лес, тесный, но не страшный, исчезающая за деревьями тропинка и маленькая девочка в платочке в горошек и с лукошком в руке, разыскивающая под листьями папоротника клейкие грибы или спелые ягоды земляники.


 

     Панно с летним пейзажем и рисунок Билибина "Василиса прекрасная".

Что хотел сказать этим теплым и по-детски светлым сюжетом неизвестный мне автор? Может быть - напомнить суетливым и забывшим в своих повседневных заботах горожанам о существовании другого мира, где нет высотных каменных домов и сумрачных дворов-колодцев, толпящихся автомобилей и извозчиков, шумящей городской толпы, а есть тишина и красота русской природы, умиротвореннось и надежда в счастливый конец? А иначе - куда же ведет эта скрывшаяся за елками лесная тропинка, как не в уютный и теплый дом, где царят мир, доброта и любовь!

Два орнаментальных пояса, оживляющие плоскость стены, разделяя ее по горизонтали, составлены из одного ряда майоликовых плиток с растительным орнаментом (зеленые стебли с красными листочками и синими цветами на белом фоне), образующим гармоничный симметричный относительно центральной оси здания рисунок. Дополнительную живость фасаду придают также ряды оконных наличников, незамысловато составленных из плиток «кабанчика» оливкового цвета и украшающих центральные и боковые окна второго, третьего и четвертого этажей. Из плиток такого же цвета построена и рамка сюжетного панно на фронтоне.


     

      Фронтон дома № 18.                                                                     Декоративный сандрик окна.


     
     Декоративный пояс между этажами.


     
     Фрагмент пояса с растительным орнаментом.

Пройдем теперь по переулку мимо высотного здания Управления по делам Президента к дому номер девятнадцать по третьей Тверской-Ямской улице. Наглухо закрытые подворотни, что, по-видимому, объясняется секретностью соседнего здания, не дают нам возможности не только проникнуть, но даже краишком глаза заглянуть во двор, разделяющий два интересующих нас дома. На спутниковом снимке видно, что во дворе от края до края дома проходит тонкая но сплошная стена, наглухо отгораживающая внутреннее пространство Управления от любопытных взоров прохожих и жильцов соседних домов. Сами же дома №№18 и 19 не являются жилыми. Сделав полукруг, присмотримся ко второму дому-брату. Внешне он выглядит более серым и обшарпанным, хотя и не изурудован навесными блоками кондиционеров, и даже светлый «кабанчик» его фасада узнается с большим трудом и напоминает скорее не глазурованную плитку, а обычный силикатный кирпич.

Конструктивное отличие второго дома от первого состоит в отсутствии фронтона и несимметричными центру узкими оконными проямами с правого края дома. Те же пять этажей, тот же абсолютно плоский фасад, разделенный на три яруса горизонтальными плиточными поясками с тем же растительным орнаментом. Отличия же в основном касаются декоративного убранства фасадов. Здесь мы уже не находим оконных сандриков, а майоликовое сюжетное панно с зимним пейзажем находится не сверху, а в самом центре фасада, между третьим и четвертым этажами.

Отметим, что зимний колорит отмечен не только на картине. Весь облик дома, не смотря на орнаментальные пояса, выглядит более сдержанным и холодным, нежели облик его собрата, оживленный яркими и солнечными зелеными наличниками. Тематике панно подчинена даже ориентация фасадов обоих домов: «летний» фасад смотрит на юго-запад, а «зимний» - на северо-восток. Хотя, наверное правильнее будет сказать наоборот: тематика панно подчинена ориентации фасадов.


     
    Майоликовое панно с зимним пейзажем.


      

     Рисунки Билибина. Сюжет первого рисунка напоминает сюжет майоликового панно.

Горизонтальное панно второго дома значительно больше по площади (5×15 квадратных майоликовых плиток) и изображает зимний пейзаж с видом старинного русского города. На переднем плане, спиною к зрителю, стоит мужчина в меховой шапке и лиловом кафтане, глядящий на деревянные ворота стоящей на возвышении городской крепости. Справа от ворот - крыльцо терема и угол темной дервянной избушки, в оконце которой краснеет огонек. Слева - белокаменные укрепления того же города или монастыря, отдаленно напоминающие башенки Псковского крома. Проездные каменные ворота, маковки каменных и деревянных церквей, заснеженные ели - и отблески заходящего за горизонт вечернего солнца. На одной из нижних плиток панно заметен автограф с фамилией художника: «Н. Квашнинъ».

Николай Александрович Квашнин (1870-1924/26), годы жизни которого практически совпадают с голдами жизни В.И. Ленина, был одним из выдающихся людей своего времени. Уроженец Твери, художник, инженер-архитектор, писатель, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Петербургской академии художеств, работал в Москве и участвовал в строительстве гостиницы "Метрополь", Казанского и Павелецкого вокзалов, Московской окружной железной дороги, Московской городской думы, Третьяковской галереи, доходных домов, мостов, водокачек и др. Известен также тем, что в Тверской губернии построил собственный дом с небольшим театральным залом, где впервые выступил известный оперный певец С. Я. Лемешев, а также утроил на собственные средства школу-мастерскую для деревенской молодежи, которой руководил даже после революции 1917 года. Столярные изделия и мебель работы учителей и учеников его школы славились на международных выставках в Брюсселе и Париже.


     

    Автограф «Н. Квашнинъ» на одной из плиток панно и фотопортрет художника.

Документальных свидетельств автораства Квашнина в архитектурном проекте рассматриваемых нами домив у меня нет, однако учитывая его биографию можно предполагать, что Николай Александрович является автором не только майоликовых панно, но и архитектором всего комплекса доходных домов.


    
        
    Современный вид на квартал со спутника.                  Фрагмент плана Москвы 1852-53 гг.

История строительства двух сходных домов еще остается загадкой. Возможно, они были построены одним заказчиком на выкупленных им и объединенных в один земельных участках между второй и третьей Тверскими-Ямскими улицами. А может быть, изначально замысел был еще более богатым и включал третий дом, обращенный фасадом к переулку и соединающий два существующих в единый комплекс? Так или иначе, современное здание явно Управления по делам президента очевидно было выстроено на месте другой снесенной постройки. На единственном имующемся у меня плане Москвы с детализацией до каждого дома, составленном в 1852-1853 гг., владения на Тверских-Ямских улицах застроены рядами крохотных и скорее всего деревянных построек, располагающихся с четной стороны улицы и ориентированных перпендикулярно ей, а дворовые участки по всей протяженности отмечены изгородью, что вероятно свидетельствует о располагавшихся тут загонах для лошадей ямщиков.


      
     Декоративный пояс между этажами.

ДОБАВЛЕНИЕ К ВЫШЕСКАЗАННОМУ


      

Фрагмент схемы улиц из Адрес-календаря "Вся Москва" за 1901 год и плана Москвы 1913 года.

Из Адресной книги "Вся Москва" на 1901 год, любезно представленной на сайте http://www.moskwa1901.narod.ru следует, что участок с домами 21-22 между 2-й и 3-й Тверскими-Ямскими улицами (домовладения 408-409) принадлежал одной владелице - Кокориной / Какориной Ольге Александровне, что является аргументом в пользу того, что заказчиком рассматриваемых нами домов был один человек. 
Уточним также, что нумерация домов в начале века была несколько иной: первым четным домом по 2-й Тверской-Ямской после Гуськова переулка (ныне 1-го Тверского-Ямского) был №20, а первым нечетным по 3-й Тверской-Ямской - №17. Отсюда следует, что современные №№18 и 19 соответствуют прежним №№21-22. 
Отметим также, что участок вдоль Гуськова переулка с домами №№19-20, занимаемый ныне зданием Управления по делам Президента, также принадлежал одному владельцу - вдове купца Гуськовой Марии Ивановне (вероятно, по имени купца или его предков назывался и сам переулок).  Вообще, сравнение атласа 1852-53 гг. и домовладений на 1901 год показывает, что в начале века участок между современными 2-й и 3-й Тверскими-Ямскими улицами и 1-м и 2-м Тверским-Ямским переулками (бывшими Гуськовым и Глухим, соответственно) сохранял свою разбивку на десять идущих параллельно переулкам участков, отмеченных на атласе 1852-53 гг. Им соответствовали пары домов 19-20 (Гуськовой), 21-22 (Кокориной), 23-24 (Галкина), 25-26 и 27 - 28 (Гурова), 29-30 (Ушаковой), 31-32 (Фон-Шпанаур), разделенный на два владения участок с домами 33 (Евстигнеева) и 34 (Рыбакова) и 35-36 и 37-38 (Заводова). 
Вероятно, интенсивная застройка участков доходными домами проводилась в течение первого десятилетия 20 века, что привело к сокращению домов. В настоящее время на участке находится 7 домов по четной стороне второй Тверской-Ямской и 6 домов - по нечетной стороне третьей Тверской-Ямской улице, тогда как на 1901 год их было по 10 с каждой стороны. 

Майоликовые панно

Previous post Next post
Up