Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
И.С. Тургенев
Вопрос, поставленный в теме эссе, на мой взгляд, весьма актуален на сегодняшний день. И здесь я хотел бы рассмотреть данную проблему сквозь призму современности, так как в наше время в связи с некоторыми преобразованиями в общественной жизни произошли изменения и в русском языке, прежде всего в его лексике.
Вспомним девятнадцатый век - «золотой век» русской культуры, время бурного развития языка. Чего только стоит словарь Даля! Очевидно, что достоинство литературного языка определяется, в первую очередь, количеством средств выражения как для конкретных, так и для общих случаев. В двадцать первом веке ситуация усугубилась. Нынешний русский язык, к моему сожалению, увядает. Широким потоком в русский язык вливаются новые слова: с одной стороны, из иностранных языков (но всё должно быть в меру), с другой стороны, из разного вида жаргонно-уголовной лексики.
Такое разложение языка, на мой взгляд, является результатом деградации поколения: у молодежи потеряны нравственные ориентиры, разрушены всевозможные идеалы. Люди перестают интересоваться искусством: реже ходят в театры, меньше времени проводят в музеях - отдают предпочтение низкопробной массовой культуре. Поэтому современного россиянина чаще можно увидеть в клубе, чем в оперном театре, в интернет-кафе, нежели в библиотеке. Но, я боюсь, что сегодняшнее состояние общества - это еще не предел падения. Когда же мы коснемся «дна», от которого можно будет оттолкнуться и начать «всплывать»?
Поскольку язык тесным образом связан с мышлением и сознанием людей, то мы видим, что современная литература пестрит словами-«сорняками», наполнена жаргонизмами и в моде даже нецензурная лексика! А ведь литературный язык, письменный и устный, - это язык телевидения и радио, книг и газет, образовательных и культурных учреждений, и поэтому даже он ощущает на себе это пагубное влияние.
Но не стоит забывать, что русская литература всегда была и остается противоядием пошлости и нравственному уродству. Уроки литературы, прежде всего, должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Русский язык - это целый мир. Язык не только средство общения, а живая душа народа, в нём отражаются основные черты национального характера. «Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность и трепетное отношение» (К.Кулиев). Напомню высказывание «первого русского университета» Ломоносова о том, что русский язык так же великолепен, как гишпанский, жив, как французский, крепок, как немецкий, и так же нежен, как итальянский! Русский язык и литература должны сыграть ключевую роль в воспитании поколений, формировании их мировоззрения, повышении общего уровня культуры; речь интеллигентного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой.
За что я люблю русский язык? За то, что именно он стал основой творчества для великих писателей и поэтов, людей, благодаря которым мы уважаемы в мире: Пушкину и Есенину, Гоголю и Достоевскому, Чехову и Тургеневу. Я люблю этот язык, потому что, зная, что такое солнце и луна, воздух и вода, любовь и мечта, я могу выразить весь поток переполняющих меня чувств. Я люблю русский язык за то, что именно на нём я произнёс свои первые слова, именно на русском языке общались мои предки, и будут разговаривать мои дети. Именно на этом языке я слушал первые колыбельные из уст моей мамы. Я хочу, чтобы русский язык - сокровище моего народа, жил, развивался и был мне поддержкой и опорой.
Я глубоко убежден в том, что русский язык всегда был и будет языком высокой культуры и нравственности, он же подскажет нам путь духовного возрождения общества, ведь нельзя не верить, что такой язык дан великому народу.