Aug 26, 2010 16:37
Бывает и так. Просыпаешься ни свет, ни заря и сразу знаешь, что хотел дописать один старый пост. Взял да и переписал.
Английский пациент: не актуальная рецензия.
В одной из первых сцен «Английского пациента», как бы, между прочим заявляется главная тема фильма: ЛЮБОВЬ, какой она может быть? Преданная любовь может быть только верной, а преданная родина, может быть только брошенной или покинутой. Правда, бывает, когда любовь предают, продолжая любить ту или того, кого предали. В этом случае остается преданная любовь, когда предают самих себя. Наивысшее лузерство - отказаться от самости. Самость, как объект и субъект познания и самопознания - лишь структура, за которой начинается предел, рождается немыслимое, невозможное, озаряется неизведанное. Осознав свой предел, уходишь в бесконечность (Расул Гамзатов), становишься обладателем трансцендентного. Сознание - это неожиданное «вдруг» (Мераб Мамардашвили). Мышление не ограничивается бытием, мышление мыслит немыслимое, не просто не существующее, а то, что не может существовать. Но после того, как «это» помыслили, «это» начинает свое бытие, освободившись из небытия. И есть ли это разновидность объективного идеализма? В «Английском пациенте» преданная любовь (брошенная) не мыслима, преданная родина (брошенная), как сама собой разумеющаяся декорация из времен военного дискурса. За предательство родина посылает вслед главному герою, графу Олмеши, свою тень - мстителя Лося - Караваджи (Уильям Дефо), ставшего калекой из- за предательства его родины, а для Графа - абстрактной родины - этим самым, конкретным графом. Хана (Жульет Бенош) теряет всех кого она любит, и ей остается любить только то, что осталось от того, кто в буквальном смысле сгорел от любви. Мстительная тень отступает перед преданной любовью: Лось (Уильям Дефо), мечтавший отомстить, убить Графа - отступает перед преданной любовью графа к его призракам. У любви не должно быть границ. Ради женщины можно предать родину, ради любви следует отринуть войну и в борьбе за любовь - предать родину. Одна из главных мыслей фильма. Хана убивает венгерского графа Олмеши, это была эвтаназия. Встретится ли канадка Хана со своим индийским сикхом в итальянской церкви с фресками, где они любили и летали? - главный вопрос фильма. Фильм тоска о том дискурсе , когда мир был без границ, когда мир был весь в любви. Тоска по дискурсу… В словаре Ожегова «преданная» означена только в одном смысле, в смысле «Верной Любви», брошенной любовь быть не может, как истину, ее можно потерять , но не бросить. Любовь как и истина безгранична . Родину предают, ибо страны - это границы между людьми, мир без границ несбыточный дискурс, как и мир без бога. Как только люди назвали бога разными именами, появились границы, страны, появилось и понятие родины, а любовь из сознания стала стираться… только язык помнит истинные значения, или Ожегов просто забыл альтернативный смысл слова «преданная»?
"Преданный друг" - и верный , и брошенный. Преданный друг другом - брошенный кто-то третий или что-то. Предать можно только друга, который сам не предавал. Предать уже предавшего невозможно. Предать то , что само по себе никого бросить - предать не может, например, "преданный друг другом идеал свободы". Здесь в языке мы видим воплощение одной из основных черт русской души или, если угодно, русского национального характера - противоречивость и цельность одновременно, высота стремления и глубина падения. Наш, русский извечный максимализм и в высоком, и в низменном. Один русский художник вспоминал, что натурщица, падшая девушка позировала за деньги. Но художнику не удалось закончить картину по библейскому сюжету . Модель, проститутка отказалась позировать, когда узнала, что с неё пишут портрет святой. Находясь в самом низу, падшая из падших демонстрирует вершины духа и целомудрия. Или у Захара Прилепина в рассказе "Убийца и его маленький друг" жена погибшего узнаёт о том, что её беременную, потерявшую только, что мужа ограбил, украл все "боевые" деньги погибшего его друг. Она просит не "разбираться" с ним: "Нельзя. Он друг был Серёже моему. Я не стану... Вдова держала руки на огромном животе и улыбалась".
Даже предавший имеет право на прощение, а дружба, даже преданная, в смысле опороченная, относится к одним из самых ёмких, ценимых и уважаемых черт русского национального характера.
Мы русские простили бы графа Олмеши, но сами никогда так не поступили бы. Энтони Мингелла рассказал европейскую историю, нам понятную, но ...
В этом "но" и заключена вся наша русскость!
кино,
общество,
русские,
Мингелла,
власть,
Прилепин