Jun 19, 2013 17:07
Вселяющая оптимизм новость пришла на днях из Минобрнауки России. Дмитрий Ливанов в интервью РИА-Новости сказал буквально следующее: "Я слышал предложения создать единый учебник литературы, мы внимательно изучаем эти возможности… . Если будет необходимость, можно рассмотреть создание единых учебников и по другим предметам".
Не буду сейчас говорить о других предметах, но о необходимости создания единого учебника по литературе мы били во все колокола весь последний год. За это время проведено три слушания в Общественной палате, я лично, наверное, посвятил больше сотни выступлений в средствах массовой информации этой проблеме. И то, что Минобрнауки наконец-то начинает нас слышать дает основания надеяться, что скоро начнет и действовать.
Несмотря на оголтелую пропаганду, которая велась все это время против меня лично и против предложений по разработке единого учебника, я по-прежнему убежден, что такой учебник сегодня так же необходим, как и учебник истории. А может быть даже более необходим, потому что для России ее классическая литература имеет особое, где-то даже сакральное значение. Это нравственный хребет страны, и как любой хребет предполагает целостность, в том числе и в виде единого учебника. Его нельзя растаскивать на позвонки - рассыплется.
Зарубежный опыт изучения литературы, к которому аппелируют некоторые из моих оппонентов, для нас абсолютно неприемлем, потому что не учитывает одну важную особенность - «Поэт в России - больше, чем поэт», и если продолжить: «Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз». Нам литература заменила, на повседневном уровне, философию. У Достоевского, Гоголя и других великих классиков находим мы ответы на вопросы, которые, казалось бы, нужно искать у философов. Эту особенность, эту российскую традицию никак не хотят учитывать нынешние «западники»-евроцентристы.
Но зато похоже начинают понимать в Минобрнауки России. Если это так, и работа над новым учебников все же начнется, очень важно, чтобы она носила открытый характер, чтобы в ней могли принять участие не только специалисты министерства и его институтов, но и широкие слои педагогического сообщества, и всего общества в целом.
Поэтому хочу еще раз вернуться к последним инициативам и призвать педагогов-литераторов страны создать свою общественную организацию, которая могла бы сыграть важную роль, в том числе и в разработке нового учебника по литературе