Омский космодром

Jul 20, 2011 02:23

Я тут угорел по такой-то игрушке, называется Kerbal Space Program. В общем-то немудрено, что она меня затянула - я ведь известный поклонник всяких космических штукенций, а тут тебе прямо симулятор космического центра целой планеты.
Игрушка на текущий момент в активной разработке, апдейты выходят где-то раз в неделю. На данный момент всё бесплатно, если кому-то это важно. Но то, что игра недоделана, не мешает получать от неё настоящее удовольствие, самое основное в ней уже есть.



Сборка монстра в цеху.

Суть такова: у вас есть сборочный цех и бесконечное количество деталей, не отличающихся, впрочем, разнообразием. В стандартный пакет входят всего два типа двигателей, один топливный бак, и несколько соединительных и технических конструкций. Из этого богатства предлагается сЫмпровизировать ракету, которая сможет поднять хотя бы на орбиту капсулу с тремя смельчаками - Биллом, Бобом и ДЖЕБЕДАЙЕЙ, не упав, не взорвавшись, и не сбившись с курса.



Оно летает. Вернее - может взлететь, потом наверняка шлёпнется.

Вот тут-то и начинается основной фан: собрать омскую ракету легко, благо вариантов крепежей достаточно даже в базовом комплекте. Но следует учесть, что в игрушке учитываются все основные физические параметры: если неправильно рассчитан вес - ракета развалится ещё на старте. Смещён центр тяжести - закрутится и упадёт. Слишком большое ускорение - ракета развалится от рывка.
При этом, если научиться обходить подобный кошмар, становится возможно создавать настоящие шедевры наркоманского ракетостроения. Неэффективные, но летающие.



Настоящий Сатурн-V весил как хороший крейсер. Мой, похоже, весит не меньше.

А вот в том, чтобы добиться максимальной эффективности от своей ракеты, заключается фан номер два. Стандартные жидкостные движки сами по себе не очень эффективны - прожорливы и имеют не особо большую тягу. Твердотопливные движки имеют удельный импульс побольше, но прогорают уж совсем моментально. Вот и вступает в дело основной принцип ракетостроения: чтобы лететь дальше, нужно больше топлива, больше топлива - тяжелее ракета, тяжелее ракета - нужно больше движков, больше движков - нужно больше топлива.
Задачка с замкнутым кругом, решать которую ну очень интересно.



Взлететь самостоятельно на одном движке такая махина не в силах - приходится ставить несколько твердотопливных ускорителей, дающих импульс для отрыва. После выгорания топлива их нужно сбросить.

В итоге вы, конечно, найдёте решение с оптимальным соотношением топлива и двигателей, и ваша ракета взлетит. Ненадолго. Потому что она потеряет равновесие и перевернётся. Даже на идеально сбалансированную ракету действуют внешние силы, так что крен, тангаж и рыскание необходимо контролировать. Это можно сделать либо руками, что довольно сложно, либо с помощью SAS-гироскопов, противодействующих сходу с курса. И опять же: больше движков - хуже баланс, хуже баланс - нужно больше гироскопов, больше гироскопов - больше вес, больше вес - нужно больше движков. Тут, кстати, можно только удивиться тому, как в СССР смогли таки с четвёртого раза запустить Н-1 с 30 движками на первой ступени - проблем со сходом с курса у неё не было, взрывалась ракета совершенно по другим причинам.
Опять же, большие ракеты не особо прочны, и при большом ускорении могут просто порваться.



Важно следить не только за курсом ракеты, но и за перегревом движка (полоска Overheat рядом с иконкой двигателя).

Впрочем, если использовать основные принципы ракетостроения, всё у вас получится. Кто не знает, или не помнит - напомню:
1) Использовать в качестве несущей конструкции топливные баки. Впрочем, это в игре сделано по умолчанию.
2) Строить ракету из ступеней, отделяя отработавшие блоки для облегчения веса.
3) Юзать пакетную схему, ставя ступени не только сверху вниз, но и по бокам.
Четвёртый, секретный принцип: использовать баги игры =).



Джбедайя в космос летал, а бога не видал.

Допустим, вы вышли в космос, что дальше? Пока - ничего. Игрушка, как я уже писал, в стадии разработки, в дальнейшем обещают и планеты, и космические станции, и стыковку, и ваще. Пока что это песочница, в которой очень интересно развлекать себя самому, например устанавливая рекорды скорости, удаления, либо выводя корабль на орбиту (первая космическая скорость для Кербала - ~ 2 км/сек), либо развлекаясь с созданием летающих монстров.



Отделение предпоследней, орбитальной ступени. Чтобы вывести на орбиту крохотный кораблик, приходится сжигать over 9000 нефти.

Как я уже говорил, базовый комплект деталей не очень велик, и скоро надоедает. К счастью, игра легко поддаётся модификации, сделать двигатель или крепёж ступени собственными силами может любой желающий. В специальном разделе форума игры можно найти довольно большое количество разнообразнейших деталей, сделанных любителями, начиная от всяких термоядерных движков, заканчивая посадочными ступенями. Конечно, встречаются среди них и откровенно читерские (например, движок при минимальном весе и низкой прожорливости выдаёт гигантский УИ), но большинство моддеров понимают, что кайф от этого убивается, и количество годных деталей очень велико. От себя я рекомендую обязательно ставить набор от Sunday Punch - в него входят, например, увеличенные топливные баки, коннекторы к ним и замечательный четырёхсопельный движок, с помощью которого вполне можно построить ракету, долетающую до Луны (если бы такая у Кербала была).



Раз Луны нет - полетим на Солнце!

Есть и "недвижковые" моды, например здоровые крылья, позволяющие превратить ракету в реактивный самолёт, или улучшенные стыковочные модули, увеличивающие обтекаемость, или графические моды, превращающие ваши ракеты в раритет а-ля стимпанк, или даже жаропоглотители, не дающие вашим движкам взорваться.
Общий список модов ведётся тут.



Для любителей атмосферных полётов тоже есть возможность побаловаться.

У игры есть только один момент, серьёзно мешающий жить - не очень хорошо сделано управление ступенями. Игра пытается сама рассчитать количество ступеней по вертикальным соединениям, и распихивает запуск и отделение тех или иных частей по одному ей ведомому принципу. На больших ракетах это довольно сильно напрягает - приходится руками указывать порядок переключения ступеней; но это полбеды, а беда в том, что даже в этом случае ступени могут запускаться совершенно не в указанном порядке. Обидно, знаете ли, бывает, когда построил гигантский корабль, способный долететь до Юпитера, проверил каждую ступень по отдельности, а все вместе они не работают, потому что игрушка запускает самую верхнюю ступень опрежь нижней. Или отделяет боковые ускорители ещё во время работы, и они взрывают баки вместе с командой. Но это, надеюсь, поправят, с каждым релизом таких багов всё меньше и меньше, в целом всё вполне играбельно.

Вот и всё, приятных полётов всем за счёт NASA.

игра, космос, кайф

Previous post Next post
Up